Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Инновационные подходы в профсоюзной деятельности вуза по работе со студенческой молодежью, их социальной защите

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов . Современная динамика общественных отношений, заставляет и профсоюзную организацию идти в ногу со временем. Постоянно модернизируются подходы и методы работы со студенческой молодежью.

Во всех изменениях высшего профессионального образования особо актуальными становятся вопросы студенческого профсоюзного самоуправления; стратегии развития профсоюзной организации и мотивации профсоюзного членства;  социального партнерства; роли и места корпоративной культуры как важного ресурса профсоюза, влияющего на организационное укрепление структуры и поведение профсоюзных органов и актива; роли первичной профсоюзной организации в совершенствовании правовой и социальной защиты студентов.

 

 Приоритетом профсоюзного движения по обеспечению правовых и социальных прав и гарантий студентов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования выступает реализация уставных требований деятельности профсоюзных организаций работников образования  и науки КР, Трудового кодекса КР и разработка новых инновационных форм работы в условиях модернизации высшего и среднего профессионального образования.

     Отмечаются устойчивые позитивные тенденции, сложившиеся в студенческом профсоюзном движении в учреждениях высшего и среднего профессионального образования:

- профсоюз как минимум не утратил позиций среди студентов учреждений профессионального образования, сумел добиться заметных успехов в сохранении и развитии организационного единства этого кластера профсоюза. Сохранение стабильного уровня членства стало возможным благодаря усилиям  первичных профсоюзных организаций, направленным на поиск новых форм мотивационной работы, активизацию работы по привлечению в состав профсоюзных организаций:

- профсоюзное студенчество – это по – прежнему  самый массовый, организованный отряд молодежи, обладающий высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к практическому участию в процессе преобразования Кыргызстана, модернизации образования, представляющий и защищающий социально – экономические права и интересы студентов;

 - в центре внимания студенческой профсоюзной организации остаются приоритетными вопросы соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в высших и средних профессиональных учебных учреждениях ; защита интересов членов профсоюза через систему правового консультирования; оказание информационно – методической, консультативной, материальной и других видов помощи членам профсоюза;

- профсоюз осуществляет организацию и проведение оздоровительных и культурно-просветительных мероприятий среди студентов и аспирантов- членов профсоюза и их семей; взаимодействует с руководством вуза и общественными объединениями по развитию санаторно-курортного лечения, туризма, массовой физической культуры и спорта, активно работает по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда и обучения, оздоровления студентов, участвует в решении вопросов стипендиального обеспечения, материальной поддержки студентов, обеспечения необходимых бытовых условий проживания в студенческих общежитиях;

 - профсоюзные организации студентов и аспирантов - это модель  практической реализации демократического  характера управления образованием, как одного из приоритетных принципов современной государственной политики.

  Сегодня профсоюзная организация является законодателем корпоративной моды, а ее члены основными носителями и субъектами корпоративной культуры. Для достижения этой цели проведена кардинальная перемена в имидже и восприятии профсоюзной организации.

  Мотивацией к вступлению в профсоюз стала возможность самореализации студента, развития лидерских, ораторских, менеджерских качеств, удовлетворения собственных амбиций. Профком стал объединением успешных людей. Благодаря воспитанию профсоюзной организацией корпоративного духа у студентов уже с первого курса, можно получить четко выстроенную управляемую систему, которая позволила бы максимально адресно учесть интересы всех студентов. Также очень важно помочь раскрыть индивидуальность каждого студента.

 Все больше и больше молодых людей из числа студентов и аспирантов пополняют ряды активистов профкома. Успешная общественная деятельность всегда служила прекрасной школой для дальнейшей успешной карьеры. Выходя из стен учебного заведения  активисты продолжают общаться, развивают  сотрудничество в сферах своей профессиональной деятельности. Уже очень много молодых людей могут подтвердить справедливость основного лозунга студентов-активистов :ПРОФСОЮЗ СЕГОДНЯ – УСПЕШНАЯ И ЯРКАЯ КАРЬЕРА В БУДУЩЕМ!

  Профсоюзная организация для  студентов  является школой лидерства, кузницей кадров. Членами профсоюзной организации становятся те студенты, которые хотят жить и учиться достойно, знать свои права и уметь их отстаивать, хотят, чтобы их студенческие годы прошли интересно и ярко. Благодаря профсоюзной организации студенческая пора превращается в годы открытий и интересных знакомств, время правильной организации не только учебного процесса, но и досуга. Профсоюз - это не только организация, помогающая студентам в решении их проблем, но и уникальная площадка для реализации своих идей.

 Деятельность профкома охватывает практически все сферы учебной и внеучебной деятельности студентов и является одним из ключевых звеньев общественной деятельности студентов вузов и спузов. Работу Профкома можно разбить на четыре основных области - это работа в области социальной защиты студенчества, работа в области организации и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, работа в области решения жилищно-бытовых вопросов студенчества, трудоустройство молодежи.

 Одним из важнейших направлений деятельности профсоюзной организации в работе со студенчеством является участие в воспитательной работе вуза или спуза, которая рассматривается нами как широкий и многофакторный процесс,  направленный на развитие социального сознания студентов, понимания ими процессов, отношений и норм, функций социальных институтов и общностей, социальной структуры в целом. С другой стороны, воспитательная работа не может быть направлена только на социализацию личности, одним из значимых компонентов воспитательной работы в вузе или спузе  является развитие профессиональной культуры будущих специалистов, их самоопределение по отношению к будущей деятельности.

Анализ проблемы позволил выделить следующие механизмы участия профсоюзного студенчества в воспитательной работе вуза или спуза:

участие в управлении  через представительство в Ученом совете;

защита прав и интересов студентов, предоставление им дополнительных гарантий через коллективное соглашение между администрацией учебного заведения и профсоюзной организацией  как основной формой студенческого самоуправления;

участие в районных, городских, областных, страновых мероприятиях (студенческие форумы, пленумы и семинары Комитетов Профсоюза всех уровней  и Совета студенческих профсоюзных комитетов при ЦК профсоюза отрасли и др.), определяющих приоритетные направления воспитательной работы;

реализация профсоюзной организацией самостоятельных мероприятий воспитательной направленности в соответствии с планом работы.

Модернизация образования предполагает мобилизацию молодежной инициативы (как отдельной личности, так и организованных молодежных структур) на реализацию общественных и социально значимых интересов. Решение проблем молодежи должно осуществляться при их активном участии. Особое влияние оказывает воспитание у студента личной ответственности за все происходящее в вузе и спузе. Будущего специалиста, чтобы он не был лишен инициативы, приобрел организаторские навыки, надо учить сложной науке и искусству управления делами коллектива, учить не только призывами повышать дисциплину и успеваемость, а предоставить и права в учебно-воспитательном процессе в вузе.

 Профсоюзные организации, являясь основной формой студенческого самоуправления в учебных заведениях, активно занимаются обучением профсоюзного актива.

 Социально активные люди - большая редкость в наше время. Практически все они ушли в бизнес. Студенты - уникальная социальная группа. В них сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал. Именно в студенческие годы формируется мировоззрение молодого человека, его отношение к обществу и своей роли в жизни.

 В настоящее время очень ярко выражено стремление студентов к объединению с целью отстаивания своих интересов и реализации инициатив, а также значительное усиление активности студенчества. При этом отсутствует четкая система направления этой активности в русло социально-значимой деятельности. Формирование у студенчества активной жизненной позиции готовности к социальным действиям является целью школ профсоюзного актива. Это наиболее удачный метод работы со студентами в профсоюзной организации. Основная задача школ актива - формирование у студентов навыков работы в команде. Это достигается с помощью следующих методов:

  Веревочный курс - программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. Здесь нет места соревновательности. Важен общий успех и полученный опыт.

 Тренинговые упражнения.  Используя  тренинговые упражнения в своей работе, организаторы имеют возможность проследить и изучить процесс развития коллектива и отдельной личности в ходе внутригруппового взаимодействия; определить уровень взаимопонимания в коллективе; сплотить коллектив; помочь в поиске эффективных путей решения различных групповых задач; выявить лидеров; найти наиболее эффективные формы организации работы и деятельности коллектива в зависимости от необходимых результатов.

 Социальное проектирование. Основная цель - создание социальных проектов и выставка-презентация студенческих проектов и программ.

 Творческие мероприятия.

В соответствии с законодательством профсоюзные организации, в состав которых  входят студенты , являются одной из форм студенческого самоуправления. Но на практике в учебных заведениях - это реальная студенческая власть, которая эффективно и целенаправленно отстаивает интересы студентов.

Жизнь диктует свои приоритеты. В динамично развивающемся, постоянно меняющемся рыночном мире профсоюзная организация, как и любая другая, должна стремиться к повышению своей конкурентоспособности, а это невозможно без обучения кадров.

 Необходимость обучения профсоюзных кадров и актива, проведение правового всеобуча для членов Профсоюза – это важнейшее направление нашей деятельности. Если мы сможем научить каждого члена Профсоюза отстаивать свои права в отдельности, то они смогут защищать свои права коллективно, а, значит, они будут способны на солидарные действия.

 Если раньше обучались вплоть до одного месяца, неделя – это было самое малое. А сейчас три дня – максимум. Процесс сжался во времени, и требует большой концентрации учебного материала и новых подходов.

 Здесь невольно на ум приходит притча о человеке, который вместо еды дал голодному удочку и научил ловить рыбу. Ибо в этом вся суть позиции. По словам Г. Спенсера, великая цель образования – не знания, а действия.

В настоящее время необходимы, как правило, активные формы обучения, те темы, которые дают возможность саморазвиваться и самоорганизовываться.

 Профактив получает «удочку» в виде профсоюзных знаний, на занятиях повышается их профессионализм и компетентность, уровень  информированности, знаний и методов по защите социально-экономических интересов работников, осуществляется мотивация профсоюзной активности, когда начинать нужно, прежде всего, с себя. Возможно, в этом и заключается инновационный характер профсоюзного обучения.

 Никто не говорит, что это просто! Еще ощущается воздействие старой педагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы. А если к этому добавить инертность профсоюзных работников и активистов, предпочитающих идти по старому накатанному пути, используя старые неэффективные методы обучения!

 Но современной профсоюзной организации требуется лидер, обученный мыслить и работать по-новому. То есть, способный сохранять позитивные традиции и видеть перспективы, умеющий создать успешную команду единомышленников, отстаивать права работников и выстраивать партнерские отношения с работодателями и властью. Для него важно быть с руководителем на равных, являться достойным оппонентом, общаться и договариваться с ним на одном языке.

 Диалог, а не монолог, тренинги, ролевые и деловые игры, «круглые столы», проблемные семинары, практические занятия и т.д. – это то, что с интересом осваивают профсоюзные лидеры сегодня. Как же это работает в жизни? В рамках обучения кандидатов в тренеры по методике «Научи учителя» проводился тренинг, целью которого является изучение основ методики преподавания и использования активных методов профсоюзного  обучения, изучение основ психологии, риторики и физиогномики.

Работа с метафорой является необходимым элементом организационного построения тренинга, когда каждый участник переносит свое внутреннее представление о ком-либо или чем-либо во внешний мир.

 В целях совершенствования системы обучения профсоюзных кадров и актива, охвата наибольшего количества участников учебного процесса применяется новый способ коммуникации – видеоконференция, заключающийся в интерактивном взаимодействии с возможностью осуществить обмен аудио- и видеоинформацией в реальном масштабе времени.

 Видеоконференц-связь предоставляет  возможность организовать обучение профсоюзных кадров и актива, находящихся в разных местах ,расширяет  коммуникативные функции, так как дает возможность не только слышать, но и видеть собеседника, повысит результативность обучения, сократит время на переезды и связанные с ними расходы.

 Видится возрастающий интерес руководителей к правовым знаниям. Совместные занятия по вопросам социально-трудовых отношений помогают определить пути взаимодействия профсоюзных организаций с работодателями.

Профсоюзные работники и активисты выражают искреннее желание учиться системно и регулярно, стараются через коллективный договор обеспечить присутствие на семинарах, понимая, что от этого во многом зависит эффективность профсоюзной работы. А помочь им в этом, научить, подготовить компетентных лидеров – основная цель и вектор нашей деятельности.

Каждое профессиональное учебное учреждение должно  дорожить студенческим профсоюзным движением по ряду причин.

Во-первых, хорошее учебное заведение  состоит из двух обязательных составляющих – учебного и вне учебного процесса, в последнем, несомненно, большую роль играет профсоюзное движение. Это важно, так как студенты  получают  хорошую социальную практику.

Во-вторых, современная социология оценивает ситуацию молодежи как нестабильную, неопределенную. Чем больше таких общественных институтов, тем более профессиональны студенты, тем надежнее они себя ощущают  в современном социуме».

 Молодежь – это наше будущее, национальный резерв нашей страны. Какими будут студенты, такой будет и страна.

 Задача студенчества сегодня очень серьезная – получить качественное, достойное образование, чтобы они были востребованы и в них  нуждались.

Одна из задач профсоюзной организации – формировать состояние участия в судьбе другого человека, внимание к его проблемам, совместно проживать какие-то вещи.

Нам очень импонирует такая тенденция в молодежной среде, в которой молодежь заявляет о том, что она имеет свою позицию и может много добиться. Еще большего можно достичь объединившись в организацию.

К сожалению, сейчас очень слабы молодежные организации. Профсоюзная организация обладает тем уникальным опытом и ресурсом, благодаря которому можно создавать и поддерживать общественные инициативы. Сила этой общности заключается в молодежном и профессиональном единстве.

 Студенчество в Профсоюзе, как минимум, не утратило своих позиций, а и сумело добиться заметных успехов в сохранении и развитии организационного единства этого кластера профсоюза. Основная задача профсоюзов – представление и защита интересов работников образования и учащихся (студентов), прежде всего, их социальных прав.

 Студенчество в истории всегда было мощной общественной силой, которая способна решать самые сложные проблемы, а студенчество, объединенное профсоюзом – вдвойне.

 В каждом ВУЗе и СПУЗе идут изменение содержания  образовательных программ,  структуры  и форм учебного времени, качества образования, используются новые технологии обучения и многое другое. Требования работодателей к работникам растут. Знание английского языка, способность к самоорганизации, ответственность, коммуникабельность становятся обязательным требованием при приеме на работу. Профсоюзным организациям предстоит непосредственно включиться в эти процессы.

Сегодня  модернизация и реформирование вузов ведет к объединению и укрупнению вузов, меняются подходы к определению стипендиального обеспечения, нормы дисциплинарного взыскания и правил проживания в общежитии. На этом фоне роль студенческого общества в формировании политики Вуза усиливается, а интересы обучающихся чаще всего представляет объединенная  профсоюзная организация работников и студентов вузов.

Проблемы и практика развития социальной активности молодежи  по обеспечению правовых и социальных прав и гарантий студентов определили основные формы социальной активности студентов .

В целях развития профсоюзного движения студентов и аспирантов высшего и среднего профессионального образования необходимо активизировать работу по:

- участию профсоюза в модернизации высшего и среднего профессионального образования в условиях современной инфраструктуры профессионального образования, качественной, количественной и территориальной оптимизации сети вузов; обновлению содержания и технологий реализации образовательных программ; созданию современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия через обучение актива лидеров профсоюза по вопросам основных принципов эффективного функционирования образовательных учреждений нового типа, понимание перспектив и стратегии развития вуза и включение актива в органы управления образовательным учреждением в целях реализации демократического  характера управления учреждением;

-созданию и развитию  новых моделей профорганизаций в условиях реструктуризации сети учреждений профессионального образования, поиск и реализация первичными профсоюзными организациями эффективных форм и способов представительства и защиты интересов членов профсоюза;

-участию первичных профсоюзных организаций вузов и спузов в реализации принципов Болонского процесса: введение многоуровневой  системы высшего образования;  отказ от старых учебных планов и разбивка дисциплин на модули, обучение по индивидуальной программе; отказ от чисто знаниевого подхода в пользу компетентностного, когда на первый план выходят не теоретическая подготовка, а умения и навыки;

- участию в деятельности ректоратов, ученых советов, наблюдательных советов вузов, комиссий по урегулированию трудовых споров, иных коллегиальных органов управления учебными заведениями; ответственное представление интересов членов профсоюза, идентификация профкомов вузов, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами;

- обеспечению и  полноценной реализации представительской функции первичными организациями профсоюза в организации партнерского диалога, нормотворчестве, управлении образовательными учреждениями, а также по соблюдению трудовых прав работников, интересов студентов:

-  определению роли профсоюзной организации в необходимости пересмотра и расширения спектра основных направлений деятельности профсоюза, в том числе включение в процессы взаимодействия с работодателями;

-  разработке модели социального аудита по вопросам, прежде всего, сохранения и возможных путей развития социальной инфраструктуры и условий проживания в общежитиях, организации питания, занятий спортом, оздоровления студентов, условий их обучения;

- активному участию в заключении Соглашения о взаимодействии с администрациями учебных заведений в качестве либо самостоятельных нормативных актов, либо оформлении Соглашений приложениями к Коллективным договорам соответствующих образовательных учреждений;

- созданию системы организации временной занятости студентов и содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования;

-  уточнению и корректировке форм и методов работы, роли и участия профсоюзных студенческих организаций вузов и спузов  в проведении внутреннего  аудита, при аккредитации вузов,и спузов , оценке качества преподавания и т.п.;

- совершенствованию информационной деятельности в Профсоюзе как одного из приоритетных направлений и, прежде всего, как источник обратной связи с членами Профсоюза, и как одного из основных факторов, определяющих мотивацию членства; проводить работу по замещению превалирующего сегодня потребительского типа мотивации пониманием того, что к основным мотивационным аспектам должны быть отнесены успехи организации в решении вопросов, связанных с охраной труда и реализацией ею правозащитной функции.

- планомерному продолжению стратегической линии организационно - кадрового укрепления и содержательного наполнения системы правовой работы на всех уровнях профсоюзной структуры;

- совершенствованию социально - проектной деятельности как в рамках собственных программ, так и с участием общественных  и политических организаций в образовании;

- активному участию в проведении общественно-профессиональной экспертизы и общественного аудита в образовании, при этом, не боясь выходить за традиционные, как мы привыкли, рамки нашей деятельности.

- повышению авторитета и статуса профсоюзной организации в условиях увеличивающейся самостоятельности образовательных учреждений профессионального образования, когда решения многих вопросов будут зависеть от сплоченности коллективов работников и студентов в деле защиты своих интересов, а также от профессионализма и активной позиции их представительных органов;

-  выработке системы оценки качества коллективной работы по реализации уставных задач, по представительству и защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.

Заведующая отделом ЦКП по информационному

обеспечению, связям с общественностью и работе

со студенческой молодежью                    Вера Бредихина