Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Минобразования: Адаптация системы образования в Кыргызстане к условиям пандемии

Минобразования: Адаптация системы образования в Кыргызстане к условиям пандемии

 

 

Пандемия коронавируса ускорила процесс цифровизации образования и выявила необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки, которое подводит итоги за год.

В рамках перехода на дистанционное обучение были внесены изменения в нормативные документы и разработаны специальные инструкции по обучению основам дистанционного образования.

• Организация процесса дистанционного обучения

В марте 2020 года был утвержден специальный Антикризисный план, по которому велась систематическая работа. С учетом реалий Министерство предложило различные форматы дистанционного обучения.

Уроки транслировались на телеканалах «Баластан» (КТРК) – дошкольное образование и начальные классы и «Илим жана Билим» (ЭлТР) – 5-11 классы, ретрансляция была организована на телеканалах: Пятый канал, Пирамида, Санат ТВ, Ынтымак ТВ.

Кроме того, эти уроки доступны на YouTube-канале и специально разработанном портале МОН КР (https://oku.edu.gov.kg/ru/). Сложная эпидемиологическая ситуация, вызванная COVID-19, привела к ускорению процессов цифровизации в образовании, переходу учебного процесса в цифровой формат. Кыргызстан завершил учебный год в дистанционном формате.

В IV четверти были отсняты 1700 видеоуроков, разработаны методические рекомендации по повышению их качества. Для нового 2020-2021 учебного года Министерством образования и науки были подготовлены 7 022 видеоурока.

Внимание уделялось не только онлайн обучению, но и следующим факторам:

а) уровень компьютерной грамотности учителей не достигает требуемого уровня, поэтому было организовано онлайн-обучение по всей стране;

б) для качественного онлайн обучения учащимся не было предоставлено требуемое оборудование (смартфоны, ноутбуки, стационарные компьютеры);

в) непостоянный интернет-трафик по стране.

В целях оказания методической помощи учителям Республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при МОН КР были разработаны и распространены специальные инструкции и видеоролики для учителей, а также проведена серия вебинаров по основам дистанционного обучения для учителей и методистов республики.

• Министерство образования и науки КР при поддержке партнеров открыло электронные интернет-ресурсы для дистанционного обучения

Для дистанционного обучения требовались учебники в специальном формате, для чего было необходимо разработать стандарты. Для решения данного вопроса на сайте https://www.kitep.edu.gov.kg/ru было размещено 537 учебников и более 300 произведений художественной литературы. Дополнительно учебники доступны на сайте https://lib.kg/ru/.

В качестве дополнительного электронного ресурса был предложен электронный учебно-методический комплекс iBilim по семи предметам начальной школы (https://www.ibilim.kg/rus/). Для 5-9-х классов предложен мультимедийный комплекс Билим Булагы (https://www.bb.edu.gov.kg), который содержит учебные материалы по математике, физике, химии, биологии, географии, истории, мировой и кыргызской литературе, английскому языку.

Министерством образования и науки разработан образовательный портал – «Образовательные ресурсы КР» (https://oku.edu.gov.kg/ru/). На портале представлены учебники для 1-11 классов, электронные книги, дополнительная литература, задания, видеоуроки, развивающие игры и т.д. Кроме того, был запущен канал на YouTube «Образовательные ресурсы КР».

• Подготовка к Общереспубликанскому тестированию

Одна из главных целей обучения – обеспечить прием выпускников школ в учебные заведения профессионального образования. Для этого важно подготовить учащихся в Общереспубликанскому тестированию. Для этого Министерство образования и науки разработало ряд ресурсов. Тестирование проводилось в режиме реального времени со строгим соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Для проведения тестирования по всей стране было открыто 117 центров, в ОРТ приняли участие порядка 44 тыс. школьников, 53 из них получили «Золотые сертификаты».

• Организация среднего и высшего профессионального образования

Было принято решение о дистанционном обучении в организациях среднего и высшего профессионального образования, также с учетом рекомендаций учебных заведений был разработан механизм дистанционного приема текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестаций. Каждое учебное заведение самостоятельно выбрало модель проведения аттестации. Во время усиления карантина итоговая аттестация выпускников проводилась в формате компьютерного тестирования с помощью информационно-образовательной системы AVN.

Учебный процесс был организован с использованием ресурсов информационной системы AVN, платформ ZOOM, Google classroom, MOODLE, WhatsАpp, Skype и электронной почты, информационной системы Academic Affairs и ресурсов электронной библиотеки Кирлибнет. Цифровой контент, необходимый для организации учебного процесса, был размещен на портале информационной системы AVN. Портал электронного обучения http://distant.kesip.kg был запущен для уровня начального профессионального образования.

• Методологическая помощь учителям

В процессе обучения ключевой фигурой является учитель, поэтому были разработаны соответствующие методические рекомендации. Например, рекомендации учителям по организации дистанционного обучения, «Использованию видеоплатформы ZOOM при работе с учащимися», технике безопасности по время каникул и т.д.

Также на платформе дистанционного образования https://ec.ripk.kg были размещены электронные курсы – «Информационно-коммуникативные компетенции в школах Кыргызстана», «Теория оценивания», «Планирование на основе компетенций», «Ученическая активность и интерактивные методы», «Непрерывное профессиональное развитие учителей». Кроме того, проводятся вебинары с подробным описанием ресурсов дистанционного обучения, их правильного использования и вариантами решения возникающих проблем.

• Определение технических потребностей и средств (ТВ, Смартфоны) Для выяснения потребности учащихся в соответствующих технических средствах по всей стране проводился специальный систематический мониторинг, в сотрудничестве с местными властями и территориальными отделами образования велась работа по обеспечению учащихся гаджетами.

По данным на март 2020 года, 4 тыс. 782 семьи нуждались в телевизорах, на сегодняшний день их количество уменьшилось до 1 тыс. 36 семей, то есть в 4,6 раза. Из 65 тыс. школьников, не имеющих телефонов, 47 тыс. детей получили смартфоны для использования в процессе обучения.

• Психологическая помощь учащимся и родителям Во время пандемии в каждом районном и городском отделах образования были открыты горячие линии для оказания психологической помощи родителям и учащимся, граждане также получали консультации. Функционирует единая горячая линия по номеру 8569 для ответов на запросы граждан относительно дистанционного обучения.

• Экспертно-консультативные советы

В Министерстве был создан Экспертно-консультативный совет, состоящий из практикующих учителей, экспертов, руководителей системы образования. Цель совета – изучение и анализ опыта зарубежных стран и Кыргызстана, разработка предложений и решений с учетом возрастных особенностей детей, обеспечения безопасности учащихся и учителей.

Для достижения этой цели совет работал по различным направлениям, оказывал методическую и психологическую помощь родителям в рамках организации дистанционного обучения, разработал алгоритм обучения оффлайн в начальной школе и различные инструкции и т.д.

Аналогичный совет был создан для оказания содействия высшим учебным заведениям.