Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Международный день пожилых людей

Международный день пожилых людей отмечается ежегодно 1 октября. Решение об этом было принято в декабре 1990 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. 

Целью проведения Дня пожилых людей является привлечение внимания мировой общественности к проблемам и нуждам людей пожилого возраста, поддержание у них чувства нужности обществу, повышение степени информированности общественности о демографическом старении общества. 

В Кыргызстане численность лиц старше трудоспособного возраста ежегодно увеличивается за счет вступления в пенсионный возраст поколения 1950-х годов рождения, более многочисленного по сравнению с военным поколением. Только за последние пять лет численность лиц данной возрастной группы в целом по республике увеличилась почти на 70 тыс. человек, или на 18 процентов.

Основную часть жителей старше трудоспособного возраста составляют женщины, так как продолжительность их жизни выше, чем мужчин. По итогам исследования Национального Статистического комитета КР, в 2016г. ожидаемая продолжительность жизни для мужчин составила 67,0 лет, для женщин – 75,1 лет. Разрыв в продолжительности жизни связан с различиями в уровне смертности полов: смертность мужчин примерно в полтора раза выше смертности женщин. Вероятность дожить до пенсионного возраста составляет у женщин около 90 процентов, у мужчин – 70 процентов. Здесь следует также учесть, что пенсионный возраст женщин наступает на пять лет раньше (у мужчин – в 63 года, у женщин – в 58 лет). Современные 60-летние женщины имеют вероятность прожить еще в среднем около 20 лет, мужчины – около 15 лет.

Согласно классификации ООН, если в общей численности населения доля лиц в возрасте 65 лет и старше ниже 4 процентов, то население такой страны считается молодым, если в интервале от 4 до 7 процентов – население на пороге старости, если выше 7 процентов – старое население.

Население Кыргызстана постепенно приближается к порогу старости: на начало 2017г. в возрастах 65 лет и старше находились 275 тыс., или 4,5 процента кыргызстанцев. Тем не менее, этот показатель значительно ниже показателя других стран СНГ (показатель по Казахстану на начало 2016г. - 7 процентов, Армении и Молдовы – 11 процентов, России – 14 процентов, Украине – 16 процентов). По прогнозу ООН, в Кыргызстане данная тенденция проявится примерно к 2030г., когда доля пожилых людей в возрасте 65 лет и старше приблизится к 7 процентам.

Средний размер назначенных месячных пенсий в 2016г. составил 5235,4 сома, что в 1,2 раза превысило бюджет прожиточного минимума для пенсионеров.

Доля расходов на пенсионное обеспечение в объеме расходов Социального фонда Кыргызской Республики в 2016г. составила 88,5 процента и по сравнению с 2012 г. увеличилась на 5,9 процентных пункта.

   По данным проведённого исследования наиболее характерными проблемами для пожилых являются: неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте.

   Население пожилого возраста страдает множественными тяжелыми заболеваниями. До 60 процентов пожилых нуждаются в медико-социальной помощи, более 40 процентов указанных лиц имеют хронические заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной систем, органов дыхания, пищеварения. Существует устойчивая потребность в повышении доступности, качества, расширении ассортимента и совершенствовании технологий медицинской  и  социальной помощи.

   Условия жизни пожилых людей также оставляют желать лучшего, во многих домохозяйствах нет доступа к воде, отсутствуют удобства в доме, некоторые жители сельской местности не могут поддерживать комфортную для проживания температуру внутри жилья. Четверть одиноких пожилых людей не имеют возможности полноценно питаться.

   В пожилом возрасте при полном или частичном прекращении трудовой деятельности появляется свободное время и при этом снижается круг общения, происходят изменения или утрата многих социальных ролей. Самой тяжелой для пожилого человека бывает ситуация, когда его физическая беспомощность либо психологическая нестабильность отталкивают его от родственников. В таких семьях формируется активное отторжение пожилых либо их игнорирование. Крайним проявлением упадка семейных отношений является жестокость и насилие со стороны родственников и изоляция пожилого человека. Результаты исследования показывают, что пожилые в стране сталкиваются с насилием в 6% случаев, однако эта цифра может оказаться существенно заниженной из-за специфики опроса, в связи с чем необходимо дальнейшее более углубленное изучение данного вопроса.

Необходимо отметить, что проблемы пожилых людей можно решить при внесении   изменений  в  государственную  политику  в  сфере  пожилых  людей,  усилении активной государственной поддержки и совместном участии различных неправительственных организаций и гражданского общества.

Рекомендации. Совершенствование системы защиты прав пожилых граждан:

  • в целях принятия мер по повышению продолжительности жизни мужчин и поддержке пожилых людей в сельской местности, необходимо изучение причин высокой смертности мужчин в возрасте от 60 лет и старше и низкой продолжительности жизни сельских граждан;
  • пересмотреть систему предоставления социальной защиты пожилых граждан, в том числе: (1) социального обслуживания одиноких пожилых людей с целью расширения охвата, повышения эффективности и качества предоставляемых услуг; (2) социальных выплат с целью усиления адресности; (3) социальных услуг в форме создания реабилитационных центров с учетом потребности пожилых граждан;
  • принятие мер по созданию условий соблюдения санитарно-гигиенических требований к социально-бытовым условиям проживания граждан, особое внимание уделить обеспечению населения сельской местности качественной питьевой водой, горячим водоснабжением, отоплением, внутренними туалетами и т.д.;
  • учитывая, что размеры пенсий не покрывают нужды пожилого человека предлагается более глубинно изучить действующую пенсионную систему с целью повышения размера пенсий, пенсионного возраста и т.д.;
  • в целях сокращения внутренних и внешних миграционных оттоков трудоспособного населения республики необходимо усилить меры по созданию рабочих мест в отдаленных и приграничных населенных пунктах республики;
  • для улучшения доступности пожилых людей к Программе государственных гарантий и льготным рецептам необходимо более детальное изучение данных вопросов с привлечением независимых  компаний и экспертов;
  • исключение любых форм дискриминации и насилия пожилых людей требует разработки мероприятий повышения значимости института семьи, с учетом результатов исследования и традиционных семейных отношений;
  • выявленные элементы жесткого обращения и насилия пожилых людей являются основанием для принятий мер, направленных на предупреждение различных форм жесткого обращения и насилия в отношении пожилых граждан, также проведению

             информационных кампаний по противодействию жестокому

          обращению с пожилыми людьми    

  • внедрение программ информирования пожилых людей о случаях

        мошенничества, о мерах по их предотвращению и защиты от жестокого

        обращении и насилия в отношении пожилых людей.

Вовлечение пожилых людей в общественную деятельность:

участие пожилых людей в принятии решений имеет важное значение, так как при этом используется их жизненный и профессиональный опыт; интеграция пожилых и повышение их роли в обществе возможно через проведение ими   наставнической работы и участие в воспитании молодого поколения; учитывая, что пожилые люди вносят весьма значительный вклад в семью и общество, следовательно есть необходимость в создании более позитивного образа пожилых людей, процесса старения в целом; повышение осведомленности общественности проводится с точки зрения положительных аспектов старения, демонстрирующих то, что пожилой возраст и жизненный опыт это высокие ценности, независящие от каких-либо различий между образованием, экономической активностью и степенью самостоятельности пожилых.

Стимулирование занятости граждан пожилого возраста:

специальный банк вакансий, ориентированного на пожилых граждан гарантирует осуществление мероприятий по недопущению возрастной дискриминации на рынке труда, и активное взаимодействие органов службы занятости с работодателями, повышение информированности граждан предпенсионного и пенсионного возраста о возможностях трудоустройства; с учетом имеющегося трудового потенциала пожилых работников возникает потребность в внедрении специальных программ профессионального обучения граждан пенсионного возраста, желающих продолжать трудиться, а также организации переобучения пожилых по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям; соблюдение трудового и социального законодательства, имеющего отношение к трудовой деятельности работников пожилого возраста, в том числе пожилых лиц с инвалидностью, осуществляется введением системы мониторинга; особое внимание следует уделить вопросу привлечения обладателей определенных профессий,  в  том  числе  и  тех,  кто  владеет  ремеслами.  Помимо  решения  вопроса трудоустройства, это будет способствовать поддержке ремесел, которые важны для сохранения национальных ценностей и для передачи их молодому поколению.

Развитие рынка социальных услуг:

определение нуждаемости граждан пожилого возраста в различных видах услуг организаций социального обслуживания и повышений квалификации кадрового состава организаций поставщиков услуг проводится путем проведения и регулярного мониторинга; доступность пожилых к инфраструктуре возможно через модернизация действующих социальных объектов, предоставляющих медицинские, правовые, культурные, социальные услуги пожилым людям; создание системы информирования граждан о предоставляемых социальных услугах и поставщиках социальных услуг; материальная поддержка одиноких пожилых граждан осуществляется в основном частными предпринимателями, бизнес структурой, следовательно, возникает вопрос установления налоговых льгот для организаций, занимающихся постоянной благотворительной деятельностью, либо оказывающих социальные услуги пожилым; специалисты (психологи, социальные работники, юристы, сотрудники системы социальной защиты и т.д.) работающих с гражданами пожилого возраста обязаны пройти специальную подготовку и иметь мотивацию.

Совершенствование системы охраны здоровья пожилых:

у пожилых людей имеется высокая потребность в повышении качества и доступности медицинской помощи, совершенствовании и внедрении современных технологий, обеспечении качественными лекарственными препаратами и т.д. говорит о том, что существующие проблемы нуждаются в дополнительном исследовании; необходимо рассмотреть вопрос создании гериатрических отделений в поликлиниках и стационарах, рациональных систем длительного ухода за гражданами пожилого возраста и расширении диапазона предоставляемых внебольничных услуг.

Следовательно, параллельно вести подготовку врачей первичного звена здравоохранения в рамках их квалификации по программам дополнительного профессионального образования по вопросам оказания медицинской помощи пожилым, а медицинских сестер – по направлению «сестринское дело в гериатрии», а также развитие системы подготовки специалистов по уходу, в том числе, по вопросам оказания первой помощи и доврачебной медицинской помощи.