Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Материалы первого информационного листка на русском языке, выпущенного Европейским Комитетом Профсоюза Образования (Брюссель)

      Словения: Достойную оплату помощникам преподавателей дошкольного образования.

       За последние десять лет количество детей, которые ходят в детские сады в Словении, увеличилось почти на 50%, с 58,127 детей в 2006-2007 учебном году до 85407 детей в 2015-2016. В 2015-2016 учебном году 10,901 работник образования работали в детских садах, в том числе 5,174 учителей и 5,727 помощников учителей. В течение многих лет Профсоюз образования, науки и культуры Словении (ESTUS), член ETUCE в Словении, многократно обращался к правительству Словении и Министерству образования, науки и спорта, указывая на ухудшающееся положение помощников преподавателей детских садов.

      Несколько раз правительство признавало, что помощники преподавателей получают низкую зарплату, в том числе в различных соглашениях и договорах с ESTUS.

      Тем не менее, ситуация продолжает ухудшаться. При отсутствии изменений в размере заработной платы, рабочее время помощников преподавателей выросло, обязанности удвоились и ответственность увеличилась еще больше. Например, согласно ESTUS, помощник преподавателя дошкольного образования с 10-летним стажем зарабатывает около 600 евро в месяц.

       Недовольные существующим положением дел, после многочисленных безрезультатных попыток заставить государство и соответствующие министерства прислушаться к помощникам преподавателей и гарантировать им достойную зарплату и условия труда, ESTUS призвал к акции протеста перед домом правительства в Любляне 29 сентября 2016 года. 2,500 помощников преподавателей собралось на акцию со всей Словении. После восьми лет ожидания, ESTUS призвал на акции протеста словенское правительство немедленно начать переговоры, чтобы найти быстрый ответ и решение ситуации.

      ETUCE решительно поддерживает помощников преподавателей детских садов Словении в их требовании достойных условий труда и комплексного решения существующей в Словении неприемлемой оплаты труда в образовании, особенно в отношении помощников преподавателей.

      ETUCE призывает правительство Словении и соответствующие министерства прислушаться к работникам образования и выполнить обязательства правительства гарантировать качественное образование, основанное на достойных условиях труда работников образования в дошкольных и других образовательных учреждениях.

     Краткий анализ реформ в системе образования Украины

     Система образования Украины проходит период трансформации, целью которого является адаптация ее к европейским и мировым образовательным процессам, формирование механизма, который в конечном итоге позволит выпускникам вузов Украины быть востребованными и конкурентоспособными не только в своей стране, но и на европейском и международном рынках труда.

     На данном этапе, Министерство образования и науки готовит серьезные изменения в системе образования - реформы сферы среднего и высшего образования. В частности, планируется переход к 12-летней системе обучения в школе, а также сокращение государственного заказа в высших учебных заведениях страны. 1 сентября 2018 года планируется набор в новую начальную школу (1-4 классы) и в старшую профильную школу (10-12 классы). В планах реформировать также последнюю ступень школьного образования (после 9 класса), дав учащимся выбор трех путей окончания средней школы: академический профильный лицей, профессиональный лицей или колледж.

     Несмотря на планы правительства Украины сделать сферу образования одним из основных приоритетов в бюджете на 2017 год и повысить заработную плату учителей до 30%, экономическая ситуация в области образования остается крайне тяжелой. Как отмечает председатель Профсоюза работников образования и науки Украины Г. Труханов, «уровень зарплат работников образования остается низким, особенно на фоне резкого повышения тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию в 2-3 раза. Анонсированное повышение уровня заработной платы недостаточно, оно даже не компенсирует этого повышения тарифов».

    Профсоюз крайне обеспокоен недостаточным финансированием отрасли, которое выражается как в задолженности по заработной плате (которая на 1 сентября 2016 года составила 1 млн. евро), так и в оптимизации сети учреждений образования путем объединения малокомплектных школ, закрытия и ликвидации учебных заведений, особенно в сельской местности, а также через сокращение педагогических кадров (правительство планирует сократить почти 23 тысячи научно-педагогических работников и около 4 тысяч учителей). В результате, в Украине наблюдается сильный отток высококвалифицированных педагогических и научно-педагогических кадров и студентов за границу.

    В этих условиях Профсоюз работников образования вместе с Федерацией профсоюзов Украины продолжает борьбу за реформирование системы оплаты труда и увеличение государственного финансирования в отрасли, а также за установление справедливых и обоснованных тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию. Если диалог с правительством не принесет результатов, Профсоюз планирует возобновить акции протеста в конце сентября 2016 года.

    Социальная поддержка и защита членов профсоюза –ключевой момент в работе ЦК профсоюза работников образования и науки Кыргызской Республики.

    Социальная поддержка членов профсоюза отрасли является одним из ключевых моментов в работе ЦК профсоюза работников образования и науки Кыргызской Республики на протяжении уже многих лет его деятельности. Одним их приоритетных направлений работы ЦК профсоюза является повышение статуса учителя в обществе через увеличение оплаты труда педагогов. ЦК профсоюза целенаправленно ведет работу по лоббированию вопросов повышения заработной платы работников системы образования в Жогорку Кенеше КР, Правительстве КР, уделяет особое внимание ведению регулярных переговоров и совместных заседаний с профильным Комитетом Жогорку Кенеша КР и Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

    Конструктивный социальный диалог на всех уровнях и реализация отраслевых Соглашений, принимаемых с Министерством на каждые три года, способствовали в 2015 году новому увеличению уровня заработной платы педагогов в среднем на 50% и отмене 20% налога на спецсредства образовательных организаций, что позволило направить данные суммы на увеличение заработной платы работающим.

    В настоящее время в сфере образования республики коллективными договорами и трехсторонними соглашениями охвачено 96.9% подведомственных ЦК профсоюза организаций, в том числе 67.3% приняты на трехсторонней основе (отдел образования – рай(гор)ком профсоюза – глава гос администрации (аким), мэр) и 29.6% на двухсторонней основе (директор – профком от лица педагогов и глава сельской управы (айылные аймаки)). Умелое использование на местах социального диалога способствует началу решения айылными аймаками через коллективные соглашения социальных проблем педагогов в части обеспечения их квартирами, земельными наделами, выделением земельных участков под строительство жилья, обеспечение молодых специалистов сельских школ единовременными выплатами на обустройства их хозяйств. Из местного бюджета в ряде областей на основании Закона КР «О статусе учителя» началась выплата учителям средств на коммунальные расходы, а также отмечается, что с каждым годом в регионах увеличивается число педагогов, отдыхающих за счет местного бюджета.

    Сложилась устойчивая практика через реализацию коллективных договоров решать комплексные вопросы, связанные с повышением уровня материального обеспечения преподавателей вузов и научных сотрудников, студентов, решением их жилищных проблем, созданием условий для лечения, оздоровления и отдыха работников образования. Обязательства коллективных договоров высших учебных заведений предусматривают доплаты преподавателям за ученое звание, ученую степень, ежегодное повышение сотрудникам заработной платы, увеличение продолжительности трудовых отпусков, предоставление льгот и гарантий студентам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

   Председатель ЦК профсоюза работников образования и науки КР А.Токтогулов отмечает, что «с целью дальнейшего совершенствования отрасли на всех уровнях социального диалога, ЦК профсоюза постоянно находится в поиске новых форм и методов работы».

 

   Казахстан: новый Трудовой Кодекс и новая модель оплаты труда работников бюджетной сферы

    С 1 января 2016 года в Казахстане вступил в силу новый Трудовой Кодекс, который заменил Трудовой кодекс 2007 года и ввел гибкое регулирование процедур найма, увольнения, условий и оплаты труда: теперь они будут определяться в индивидуальном порядке между работником и работодателем. Разработчик нового кодекса, Министерство здравоохранения и социального развития, объяснило необходимость нового законодательства тем, что правовое регулирование трудовых отношений требует большей гибкости и динамичности, с отведением большей роли коллективно-договорным отношениям.

    Проект документа разрабатывался при активном участии представителей работников и работодателей, где активную роль играл Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников образования и науки. Председатель Профсоюза Амантаева М.Т. отмечает, что «первоначально предложенный разработчиками проект Трудового Кодекса содержал в себе явный перекос в пользу работодателей, но в ходе работы над проектом удалось сбалансировать права и обязанности основных субъектов трудовых отношений, сохранить ряд гарантий работникам, и укрепить позиции профессиональных союзов в трудовых правоотношениях». Одной из главных задач Отраслевого профсоюза является дальнейшее развитие социального партнерства, так как концептуальной идеей нового Трудового Кодекса является перевод трудовых правоотношений в режим договорного регулирования.

    Отраслевым профсоюзом последовательно велась работа по вопросам, касающимся заработной платы работников сферы образования: одним из итогов этой работы стало введение в действие с 1 января 2016 года новой модели оплаты труда гражданских служащих. Теперь заработная плата педагогических работников исчисляется исходя из уровня образования, квалифицированной категории учителя, условий труда и с учетом физической нагрузки. Также введена новая система доплат и надбавок, которые разделены на компенсирующие и стимулирующие.

     Профсоюз работников образования и науки считает, что новые подходы в оплате труда позволят устранить недостатки ранее действовавшей системы, обеспечить повышение уровня заработной платы, повысить престиж труда работников образования и привлечь в отрасль квалификационные кадры. Так, в среднем зарплата всех работников, включая административный персонал, выросла по отрасли на 29%. Зарплаты именно учителей в среднем увеличились от 43 до 66%.

Свободный профсоюз работников образования и науки Грузии подписывает новое Отраслевое Соглашение с Министерством образования и науки

Опубликовано: 04 октября 2016

 

В связи с изменениями в грузинском законодательстве, Отраслевое Соглашение (1998) между Министерством образования и науки Грузии и Свободным профсоюзом работников образования и науки Грузии (ESFTUG) нуждалось в переработке и дополнении. Но когда в 2006 году Профсоюз официально запросил Министерство предоставить новый вариант Отраслевого Соглашения, Министерство проигнорировало просьбу Профсоюза и отказалось от коллективных переговоров.

В том же году ESFTUG подал на Министерство в городской суд Тбилиси, который вынес решение в пользу Профсоюза и обязал Министерство «начать коллективные переговоры с ESFTUG для подписания Отраслевого Соглашения». Тем не менее, вместо сотрудничества и переговоров, Министерство начало в 2009 году открытые репрессии против Профсоюза, которые продолжались три года. Новый виток в отношениях Профсоюза с правительством начался только после парламентских выборов 2012 года, а в феврале 2016 года, ESFTUG и Министерство образования и науки Грузии официально начали переговоры по новому Отраслевому Соглашению.

Первая рабочая встреча руководства Профсоюза с Министерством прошла 17 августа 2016 года. На встрече был представлен предварительный вариант Отраслевого Соглашения, которое опирается на грузинское законодательство и международные правовые документы, такие как Конвенции МОТ N87[1] и 98[2], Европейская социальная хартия[3], Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей 1966 г. и Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений[4].

Основными положениями Соглашения являются выполнение законодательства, равноправие обеих сторон, добровольное взятие на себя обязательств, контроль за выполнением обязанностей, введение переговоров, соглашение о социально-экономических и юридических профессиональных правах и интересах работников образовательных и научных учреждений в целях обеспечения доступа к качественному образованию.

Отраслевое Соглашение закрепляет принципы сотрудничества и социального диалога между Министерством и Профсоюзом, а именно, взаимоуважение в переговорах, избежание конфликтов и споров между сторонами и развитие социального диалога на различных уровнях. Также, Министерство гарантирует участие Профсоюза в законодательной работе по защите прав и интересов работников образовательных, научных и дошкольных учреждений, в написании и обсуждении трудового, социально-экономического, правового и профессионального законодательства. Профсоюз, в свою очередь, берет на себя ответственность предоставлять свои рекомендации и предложения по различным текущим вопросам.

Окончательный вариант Соглашения был одобрен обеими сторонами и будет подписан в конце сентября 2016 года. Профсоюз работников образования и науки Грузии приветствует стремление Министерства к более тесному сотрудничеству и считает подписание Отраслевого Соглашения доказательством развития демократических свобод в Грузии.

Россия: Рекомендации Общероссийского Профсоюза Образования и Минобрнаука по сокращению избыточной отчетности учителей

     Согласно результатам международного исследования TALLIS (Международное исследование по вопросам преподавания и обучения), проведенного ОЭСР в 2013 году, российские преподаватели являются самыми загруженными административной работой по сравнению со своими коллегами из 36 опрошенных стран. Из 46 рабочих часов в неделю, российские учителя тратят более 4 часов на составление планов и отчетов при том, что в среднем, в странах-участницах исследования эта деятельность занимает 3 часа.

       Профсоюзы работников образования неоднократно жаловались на растущую отчётность, не связанную с должностными обязанности преподавателей и не оплачиваемую отдельно. Вопрос о сокращении избыточной отчетности учителей был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года и Правительству РФ было поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с документооборотом учебных заведений.

       Эксперты Общероссийского Профсоюза образования приняли активное участе в критическом анализе существующего документооборота общеобразовательных организаций, результатом которого стало совместное письмо Общероссийского Профсоюза образования и Минобрнауки России «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей». 16 мая 2016 года письмо было  направлено руководителям органов управления образованием субъектов РФ, общеобразовательных организаций и региональных организаций Профсоюза образования.

        Во избежание избыточной отчетности и непредусмотренной трудовыми договорами нагрузки учителей, письмо рекомендует, чтобы «составление учителем отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством или трудовым договором» (например, план работы, введение классного журнала, и т.п.) осуществлялось исключительно с письменного согласия преподавателя и оплачивалось дополнительно. Другие существенные рекомендации включают в себя исключение дублирования информации на бумажных и электронных носителях; исключение запросов информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных Порядком аттестации; использование региональным органами испольнительной власти «автоматизированных средств сбора информации с сайтов школ» и информационных систем с «персональными кабинетами».

        Несмотря на то, что письмо не имеет нормативной силы и носит рекомендательный характер, Председатель Общероссийского Профсоюза образования считает, что был сделан большой шаг в направлении уменьшения бюрократизации российского образования и снижения нездоровых рабочих нагрузок российских преподавателей.