Информационный листок ЕКПО (Европейского комитета профсоюза образования) за ноябрь 2016г.
Румыния: новый учебный год начался с жалоб работников среднего образования
Бесконечный процесс вечных реформ национальной системы образования, обещанный румынскими политиками во время революции 1989 года, до сих пор ожидает своего завершения.
С момента падения коммунистического режима в декабре 1989 года, на посту руководителя Министерства образования за 26 лет сменилось 24 министра. Каждый новый министр приходил с громкими заявлениями об образовательной реформе, обещаниями повысить заработную плату работникам образования (в Румынии самый низкий показатель среди стран ЕС), обещаниями улучшить качество системы образования и обещаниями инвестировать в школы и учебные материалы. В этот период, профсоюзы активно протестовали против всех негативных аспектов системы, которые привели к постепенному снижению уровня жизни и условий труда работников образования, увеличению количества учащихся, бросивших школу, и стали причиной низкого качества образовательного процесса.
Этой осенью, 2016/2017 учебный год начался под знаком социальной нестабильности в образовательном секторе, связанной с решением правительства уменьшить зарплаты бухгалтерам и секретарям всех государственных школ. Это решение вызвало сильное недовольство среди членов Свободной федерации профсоюзов работников образования (FSLE), членской организации ETUCE в Румынии. По этой причине, учебный год начался с протестных пикетов, организованных FSLE.
«Федерации работников образования требуют соблюдения Закона о Национальном образовании. Согласно Закону, Правительство обязано расходовать 6% ВВП на сектор образования, и мы требуем, чтобы Закон был введен в действие с 1 января 2017 года. Кроме того, мы еще раз заявляем, что между профсоюзами и министрами отсутствует социальный диалог, и министры хотят заставить профсоюзы замолчать», объявил Simion Hancescu, председатель FSLE. 18 октября 2016 года, во время переговоров, вызванных последней акцией протеста, Председатель Hancescu информировал министра образования и Правительство о том, что FSLE будет продолжать протесты до тех пор, пока неравенство в зарплатах не будет устранено.
Еще одна большая проблема, затрудняющая функционирование системы образования в Румынии – это организация национальных «мега-соревнований» между директорами различных школ и их заместителями. Министерство образование не принимает во внимание мнение FSLE, которая выступает против подобной практики как серьезно мешающей функционированию системы образования: в случае, если директора проигрывают в конкурсе, они возвращаются к статусу учителя и те учителя, которые заменяли их, пока они были директорами, теряют работу. FSLE готова поддержать организацию подобных национальных соревнований, но только если они будут проходить после окончания учебного года.
Украина: социальный диалог в действия
В середине октября 2016 года состоялся ряд долгожданных встреч руководства Профсоюза работников образования и науки Украины с социальными партнерами. В частности, 18 октября прошла встреча с Министром образования и науки Украины Лилией Гриневич, на которой обсуждались актуальные проблемы в системе образования.
Стороны обсудили вопросы бюджета 2017 года и его образовательную составляющую, сделали акцент на сохранении рабочих мест для педагогов при оптимизации сети учебных заведений, создании опорных школ. Также был поднят вопрос сохранения стипендий для студенчества (академических и социальных) и создания условий для самореализации молодежи в Украине. Социальные партнеры обсудили отдельные вопросы Отраслевого соглашения, подписание которого ожидается в конце ноября, и договорились координировать дальнейшие совместные действия в решении определенных задач для поднятия престижа учительской профессии и защиты прав работников отрасли образования.
19 октября 2016 года председатель Профсоюза работников образования и науки Украины Георгий Труханов принял участие во встрече всеукраинских профсоюзов с Премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом.
Премьер-министр подчеркнул, что вопрос реформы системы оплаты труда является одним из важнейших приоритетов правительства. Он напомнил, что с 1 декабря социальные стандарты повышаются на 10%. При этом он отметил, что необходимо ускорить их рост. Тем не менее, у отраслевых профсоюзов нет уверенности, что у госудаства есть необходимый ресурс на декабрьское повышение заработных плат в бюджетном секторе.
Председатель Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой обратил внимание на то, что ситуация по ценам и тарифам остается достаточно сложной, социальная напряженность не спадает: рост зарплат на 10% не перекрывает роста стоимости жизни на 40% в результате повышения цен и тарифов. Кроме того, профсоюзный лидер отметил, что профсоюзы до сих пор не получили правительственных законодательных предложений по анонсированной Правительством реформе системы оплаты труда, а также что эффективные рычаги по ликвидации задолженности по заработной плате не были задействованы ни в частном, ни в государственном секторах экономики.
Учебные семинары о роли профсоюзов работников
образования прошли в Таджикистане и Казахстане в рамках
Центрально-Азиатского проекта консорциума EI/ETUCE
В сентябре 2016 года Профсоюз Работников Образования и Науки Таджикистана провел два учебных семинара, посвященных основам профсоюзной деятельности и роли профсоюзов в борьбе за права учителей. Первый семинар прошел в Душанбе 15-17 сентября, а второй – в Раште 18-20 сентября. Аналогичные семинары были организованы Комитетом профсоюза работников образования и науки Казахстана в Павлодаре 19-21 октября 2016 года и в Семее 23-25 октября 2016 года. Все эти учебные семинары были организованы в рамках Центрально-Азиатского проекта консорциума EI/ETUCE, целью которого является содействие превращению профсоюзов работников образования в Центральной Азии в демократические, независимые и прозрачные организации.
Основные задачи семинаров включали в себя повышение осведомленности среди профсоюзных лидеров и работу над концепциями и принципами лидерства в условиях рыночной экономики и социально-экономической ситуации в секторе образования в Таджикистане и Казахстане. В ходе семинара, участники – члены профсоюзов и председатели Школьных Комитетов - провели анализ существующей ситуации в системах образования Таджикистана и Казахстана, обсудили трудности, с которыми сталкиваются учителя, учащиеся и школы в обеих странах, и сформулировали возможные решения этих трудностей. Кроме того, они узнали о програмах и проектах EI и его партнеров, а также об основных компонентах и стратегиях программы Образование для Всех (EFA) и о Целях Устойчивого Развития. В конце каждого семинара был разработан конкретный план действий на уровне школы и района с целью укрепления местных профсоюзов образования и реализации программы Образование для Всех.
Учебные семинары были хорошо приняты участниками, которые задавали много вопросов, особенно в Раште, одном из наиболее отдаленных районов Таджикистана. По мнению участников семинаров в Казахстане, тренинги дали им возможность глубже понять суть работы профсоюзов и определить направление будущей деятельности профсоюзных комитетов. Участники семинаров в Таджикистане также пришли к выводу, что профсоюзу необходимо подготовить руководство для председателей Школьных Комитетов для помощи в повседневной работе Комитета. Было также отмечено, что Районный/Областной Комитет должен организовывать дальнейшие мероприятия с участниками семинара и время от времени справляться об их достижениях.
Участники семинаров в обеих странах предложили организовать подобные учебные семинары на регулярной основе по крайней мере один раз в году для областных руководителей первичных профсоюзных организаций, а также учебные семинары для преподавателей детских садов и специальных школ для детей с ограниченными физическими возможностями.
В целом, Центрально-Азиатский проект консорциума EI/ETUCE, который продолжает работу в течении трех лет (2014-2016), судя по всему, оказывает положительное влияние на руководителей и членов профсоюзов работников образования Центральной Азии. Один из областных председателей в Павлодаре, Казахстане, отметила, что инструктора Казахстана, подготовленные EI во время регионального Тренинга для Тренеров (ТОТ), были приглашены в Новосибирскую область России, чтобы представить свои презентации, и впечатлили представителей профсоюзов России высоким уровнем своей работы в качестве инструкторов.
Интервью с Kevin Bonello, председателем Профсоюза
работников образования Мальты: Мы не трубим в трубы – но мы добиваемся своего
Какие вопросы стоят наиболее остро для Профсоюза работников образования Мальты (MUT)?
Двухполюсная и очень нестабильная политическая обстановка с двумя правящими партиями, которую мы имеем сейчас на Мальте, является одной из самых больших трудностей, так что профсоюзы должны действовать очень осторожно. В Конституции MUT написано, что профсоюз должен быть вне политики и несвязан ни с одной политической партией. Для того, чтобы обойти это препятствие, мы построили в последние годы инфраструктуру, которая позволяет нам регулярно информировать наших членов обо всем, что происходит. Еще несколько лет назад наши члены имели ограниченный или никакого доступа к информации, за исключением разрозненных пресс-релизов, которые могли быть интерпретированы СМИ очень по-разному. В настоящее время все наши члены имеют доступ к информации, почему профсоюз принял то или иное решение и ту или иную точку зрения. Члены профсоюза также могут свободно вносить идеи и предложения через социальные медиа, электронные письма и на встречах. Эта новая структура означает, что все наши члены, вне зависимости от их политических взглядов и убеждений, точно знают, что их профсоюз делает, говорит и над чем работает, и им не приходится полагаться на интерпретации СМИ. Более того, в настоящее время среди ведущих СМИ трудно найти тех, кто бы игнорировал наши пресс-релизы и пресс-конференции, и многие журналисты говорили нам, что им нравится освещать работу MUT о причине нашей непредвзятости.
Перечислите наиболее значимые успехи, которых достиг MUT в последние годы.
Твердая структура нашей организации привела нас к ряду достижений в решении вопросов, которые многие годы были в тупике. Например, еще 24 месяца назад работники образования, которые уволились и потом хотели вернуться на работу, должны были начинать с нуля, каким бы ни был их предыдущий опыт. В результате соглашения, подписанного между MUT и правительством Мальты, теперь любой человек, который снова начинает работать, получает зарплату в соответствии с его/ее предыдущим опытом работы. Другим достижением является соглашение по информационным технологиям: на Мальте много инвестиций вкладывается в техническое оснащение учебных аудиторий и мы вынудили правительство начать переговоры, результатами которых стали различные соглашения: по платформе электронного обучения в начальном образовании (в том числе использование Интерактивных досок), платформа электронного образования в основном общем и среднем общем образовании (в том числе использование Интерактивных досок), а также по использованию планшетов в начальном образовании, обеспечению всех преподавателей новыми современными ноутбуками, и по установлению в аудиториях стационарных компьютеров, соединенных с Интерактивными досками.
MUT также много сделал, чтобы заставить правительство Мальты повысить ставки заработной платы работникам образования и улучшить условия их труда: Мальта, пожалуй, одна из немногих стран ЕС, где общий рост зарплат работников образования составил от 10 до 12% за последние 5 лет. Мы также заключили соглашение, в котором, наконец, после многих десятилетий, мы сделали прорыв в отношении базового принципа, по которому все работники образования должны иметь возможность взять оплачиваемый учебный отпуск для повышения квалификации в своей области. Другие значимые соглашения включают обеспечение вспомогательных услуг в школах, в том числе улучшение условий труда для профессионалов, работающих в этой области, и трансформация срочных контрактов в бессрочные; два соглашения по решению проблемы неудовлетворительных условий труда помощников преподавателей, в которых мы использовали сочетание подготовки и опыта, чтобы гарантировать всем помощникам путь карьерного продвижения в обычные классы, а также шанс получить бессрочный контракт; и наконец, соглашение о введении смешанных (мужских и женских) школ, которое было реализовано в секторе среднего образовании три года назад.
По вашему мнению, в чем заключается секрет успешного профсоюза работников образования?
Все вышеперечисленные успехи (а также многие другие) были достигнуты за период пяти лет, и не армией людей, а всего лишь тремя штатными работниками профсоюза, количество которых мы увеличили до четырех только год назад. Так что я думаю, все возможно, если ваша организация независима, надежна и ставит профессиональные интересы своих членов выше всего.
Литва: Марафон длительных переговоров подходит к концу?
Переговоры по Коллективному соглашению в области образования в Литве велись с июня 2015 года, и социальные партнеры – профсоюзы работников образования и Министерство образования и науки (имеет правовые полномочия от Правительства) – приложили много усилий к тому, чтобы найти лучшие решения для существующих проблем в секторе образования в виде положений коллективного соглашения.
Тем не менее, в сентябре 2016 года, когда дело дошло до утверждения соглашения со стороны литовского правительства, премьер-министр Algirdas Butkevičiaus и его кабинет подставили под сомнение некоторые части соглашения, которые они сочли «слишком затратными» и требующими финансовых вложений, включая вопрос о повышении зарплаты работникам образования.
Социальные партнеры отмечают, что все пункты соглашения были утверждены протоколами и не могут быть изменены правительством в одностороннем порядке. Так, профсоюзы работников образования Литвы заявили, что если правительство попытается изменить любые положения в соглашении в одностороннем порядке, это приведет к нарушению Трудового Кодекса (статья 48, параграф 3), определяющему принцип справедливости, и в таком случае, профсоюзы будут рассматривать возможность начала процедуры коллективного спора.
Продолжавшийся целый год между Министерством финансов, Парламентом и Правительством процесс решения вопроса о повышении зарплаты учителям подошел к завершающей стадии. Решение повышать или не повышать зарплату учителям оказалось в руках премьер-министра и его кабинета.
Необходимо отметить, что положение осложняется парламентскими выборами в Литве, второй тур которых прошел 23 октября: правительство сильно изменится в ближайшее время, поскольку центристская аграрная партия, ранее представленная в Парламенте только одним депутатом, одержала шокирующую победу на выборах в Литве.
Остается совсем немного времени для принятия решения по коллективному соглашению и скоро станет ясно, насколько премьер-министр готов ответить за свои обещания, которые были не один раз подтверждены его подписью под соглашениями с профсоюзами, а также насколько настоящее Правительство уважает работников образования и беспокоится о будущем образования в Литве.
Албания: Зарплаты работников образования вырастут, но многие проблемы останутся
-
17 октября 2016 года, на встрече с представителями работников образования со всей страны и в присутствии Министра образования , премьер-министр Албании Edi Rama и министр финансов Arben Ahmetaj объявили, что начиная с марта 2017 года, зарплаты учителей повысятся на 10% (по сравнению с 2013 годом). Это действительно хорошие новости для более, чем 30 тысяч преподавателей и работников образования Албании. Повышение зарплаты – результат интенсивной работы профсоюзов работников образования в рамках Коллективного соглашения и переговоров с Министерством образования и Правительством Албании об улучшении условий труда учителей как предпосылки качественного образования для всех детей Албании.
Увеличение зарплаты работников образования всегда было одним из основных приоритетов профсоюзов работников образования Албании, членских организаций ETUCE, Федерации профсоюзов работников образования и науки Албании (FSASH) и Независимого профсоюза работников образования Албании (SPASH). В Коллективном соглашении с Министерством образования и спорта, действующим до конца мая 2017 года, говорится, что «обе стороны (Министерство образования и профсоюзы работников образования) соглашаются работать вместе над созданием лучшей системы оплаты труда, которая позволит лучше оценивать труд учителей и лучше их мотивировать, через процесс реформирования и модернизации образования и профессии преподавателя».
Особые усилия по повышению зарплаты учителям предпринимались албанскими профсоюзами в последние два года, во-первых, потому что, несмотря на некоторые улучшения, зарплаты учителей среднего и начального образования в Албании остаются очень низкими, в среднем около 390 евро в месяц в начальном образовании и около 420 евро – в среднем. Во-вторых, зарплата учителей не повышалась уже три года по причине финансового положения в стране, а также, как утверждает Правительство, за счет льготного режима налогообложения, который косвенно повышает зарплаты учителей. и потому, что Правительство помогает прежде всего социальным группам, более нуждающимся, чем учителя.
Такое положение дел не удовлетворяет албанские профсоюзы образования, следовательно они выражали свое недовольство на переговорах с Министерством в течение 2015-2016 годов, подчеркивая, что Коллективное соглашение предусматривает ежегодное повышение заработной платы: «Работодатель (Министерство образования и спорта) принимает требование профсоюзов о том, что ежегодное повышение зарплаты учителей начального и среднего образования должно быть не ниже, чем официальный процент инфляции в стране».
Проблемы заработной платы обсуждались в числе основных вопросов на 7-м Конгрессе FSASH, состоявшемся в Тиране 24 сентября 2016 года, а также вошли в Резолюцию Конгресса. Председатель FSASH, Arjan Dyrmishi, отметил: «Мы считаем заявление о повышении зарплаты очень важным шагом вперед, но в то же время, мы продолжим борьбу за постоянное повышение зарплаты учителей, а также за решение многих других вопросов, в особенности, сохранение учителей в системе образования, выплата им годового вознаграждения в конце года, улучшение условий труда учителей и их профессиональное развитие».
Коллективное соглашение также предусматривает годовое вознаграждение в размере 80 евро, которое должно быть выплачено работодателем всем учителям в начальной и средней системах образования в конце этого года. Однако, это вознаграждение не выплачивалось уже три года, что вызвало сильное недовольство учителей и их профсоюзов. FSASH и SPASH уже начали переговоры с Министерством по этому поводу, давая ясно понять, что они не примут больше никаких оправданий и что они ожидают полную выплату вознаграждений всем учителям к концу 2016 года.
Еще одна серьезная проблема в Албании – сохранение рабочих мест учителей в системе образования: учитывая ежегодное падение числа учащихся из-за демографических изменений и массовой миграции албанских семей, значительное число учителей рискует потерять работу. Например, в районе Шкодра учебная нагрузка более, чем 400 учителей, в этом году ниже минимума, определенного Министерством образования. В этих условиях, Министерство решило урезать их зарплаты, исходя из уменьшенной учебной нагрузки, что вызвало сильный протест со стороны региональных отделений FSASH и SPASH в Шкодре. Они организовали акцию протеста перед зданием местного Управления образованием, что заставило Министерство начать переговоры с региональными отделениями FSASH и SPASH, а также с руководителями FSASH и SPASH, чтобы выработать временное решение. Тем не менее, проблема остается нерешенной и профсоюзы образования пытаются найти долгосрочное решение на национальном уровне, например, уменьшение количества учеников в классах или сокращение учебной нагрузки учителей, особенно по некоторым школьным предметам.