Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Ответ Центрального комитета профсоюза работников образования и науки КР на доклад института Булан

Ознакомившись с докладом о социальном положении, оплате труда и общественном статусе учителей школ КР, ЦК профсоюза работников образования и науки отмечает, что Булан институт пытается дать оценку деятельности отраслевого профсоюза, обвинив его в том, что он по сути своей является государственным , и свои обвинения приводит как доказательства : «из заработной платы каждого учителя производится удержание профсоюзных взносов» .Заодно и посожалел: в Кыргызстане нет независимого профсоюза или организации, занимающейся защитой прав учителей.

ЦК профсоюза в этом случае подчеркивает, что Булан институт не компетентен ни в одном из направлений работы отраслевого профсоюза, его целей и задач, кроме того, не знаком с содержанием главного документа профессионального союза-Уставом, принятым делегатами на VI съезде в мае 2015 года, предусматривающего в разделе I : «каждый работник образования вступает в профсоюзную организацию добровольно и свободно может выйти из нее». Кроме того, бухгалтерия отделов образования на местах никогда не будет удерживать профвзносы без наличия личного заявления работника, дающего согласие на взымание из его заработной платы профвзносов. Данный вопрос в отрасли постоянно находится в центре контроля профсоюзных органов всех уровней. В п.3 Устава, о котором идет речь, конкретно записано: Профсоюз в своей деятельности независим от органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, политических партий, им не подотчетен и не подконтролен.

Однако, зная содержания отраслевого Устава, в образовании не наблюдается многочисленных фактов выхода педагогов из состава профорганизаций, что свидетельствует о многом. Так что сожалеть Булан институту об отсутствии в республике независимого профсоюза, который бы защищал учителей, просто беспочвенно.

Согласно отраслевого Устава основными целями и задачами профсоюза образования и науки как раз и являются индивидуальная и коллективная защита членов профсоюза, их социальных и профессиональных прав, направленных на повышение их уровня жизни.

Вопросы социального характера, реализация Законов, принятых в республике, и закрепившие социальные льготы и гарантии учителей, являются предметами регулярных обсуждений на пленумах, конференциях, президиумах всех уровней отраслевого профсоюза.

В системе образования за последние десятилетие значительно увеличился процент  заключения в отрасли трехсторонних Соглашений с главами госадминистраций, мэрией городов, айылных аймаков, что свидетельствует о повышении на всех уровнях в регионах социального партнерства. Реализация данных соглашений способствует ежегодно через местный бюджет решать социальные вопросы учителей, из года в год наблюдается динамика в их решении. В подавляющем числе районов республики учителям выделяются земельные участки под строительство жилья, в ряде районов молодые специалисты, прибывшие на работу в сельские школы, из местного бюджета получают средства на их хозяйственное обустройство, во многих областях айылные аймаки оказывают материальную помощь учителям в выплатах коммунальных расходов, повсеместно при формировании местного бюджета предусматриваются средства на организацию отдыха учителей в летнее время. Имеются неоднократные факты, когда местные власти обеспечивают молодых учителей комнатами в общежитиях, оплачивают съемные учителями квартиры, оплачивают учителям далеко живущим от школ проезд.

Вот далеко не полный перечень оказания социальной поддержки учителей через организацию на местах социального партнерства.

В силу того, что айылные аймаки в регионах зачастую являются сами дотационными и не располагают достаточными финансами для полноценного обеспечения всех предусмотренных учителями социальных гарантий, ЦК профсоюза серьезно ставит вопрос перед Правительством республики о переводе коммунальных услуг из местного бюджета на республиканский.

Необходимо отметить, что ЦК профсоюза отрасли всегда находится в центре социальных проблем учителей, остро на них реагирует , отслеживает их решения, ведется тесное взаимодействия по урегулированию трудовых и социальных вопросов учителей с Министерством образования и науки КР, Министерством труда и социального развития, Социальным фондом.

Благодаря отраслевому профсоюзу в свое время в республике сохранилась за учителями продолжительность трудового отпуска в количестве 56 календарных дней (48 рабочих дней ), учителям высокогорных зон одними из первых стали предоставлять дополнительные оплачиваемые отпуска в количестве 12 календарных дней, повсеместно в отрасли начались выплаты 15% от заработной платы доплаты педагогам, работающим за компьютерами, лаборантам химкабинетов и учителям химии, уборщицам и шефповарам дошкольных организаций, одними из первых стали получать работники образования доплаты за ночные часы работы.

Данные виды доплат к зарплате работников образования регулярно отраслевым профсоюзом контролируются, отслеживаются и суммы, своевременно неполученные работниками по вине администрации и бухгалтерии, выплачиваются не зависимо от срока давности. Этому можно привести массу примеров.

И заявление автора доклада Булан института о том, что « В настоящее время социальная защита учителей ограничивается лишь выделением 200 сомов государством в качестве помощи для оплаты счетов за электроэнергию», свидетельствует о полном незнании его положения дел в отрасли.

Кроме того и другие заявления Булан института в отношении того, что в сентябре 2018 года может быть недовольства среди учителей, оставшихся без работы, в связи выходом приказа МОиН от 5.01.18г №3/1,то же свидетельствуют о поверхностном подходе ко всему о чем пишет автор в своем докладе. Министерство образования и науки пояснило о цели приказа, устанавливающего для учителей минимальную нагрузку. Учитель должен полноценно работать в школе, готовиться, обеспечивать качество образования и обвинять в этом отраслевое министерство не следует, не понятная позиция автора.

ЦК профсоюза ситуацию в отрасли в связи с сокращением учителей в предстоящим учебном году уже в начале т.г. взял на контроль, проводится соответствующая работа в этом направлении. Только в 2018 году в отрасли профсоюзы выявили 267 нарушений трудового законодательства, (в т.ч. по начислению заработной платы, выплате пособий по временной нетрудоспособности и т.д), были выписаны предписания по их устранению, в 32 случаях трудовые права работающих ряда педагогов восстановлены как незаконно нарушенные. Более 2 тыс. дано консультаций и разъяснений по нормированию труда учителей, заработной плате, об плате пособий по временной нетрудоспособности и т.д.

Автору Булан института необходимо знать, в настоящее время отраслевой профсоюз образования и науки является в республике самым мощным, организованным и монолитным , обеспечивает в своих рядах боевитость и единство своих действий, выпускающий свою газету «Позиция профсоюза», имеет свой сайт, которые пользуются большим авторитетом. На балансе каждого районного и городского отраслевого комитета находится компьютерная техника и имеется выход в интернет, активно развиваются связи по электронной почте.

Кроме того, необходимо знать, что ЦК профсоюза в течение уже многих лет является активным членом нескольких Международных организаций и профсоюзов зарубежных стран в частности МОО (штаб квартира в Брюселе), МОП (штаб кв. в Москве) и ЕврАЗМОПО (штаб кв. в Анкаре)  Только такая организация способна заставить и работодателей, и властные структуры считаться с законными требованиями профсоюза, идти незамедлительно на социальный диалог с ним по реализации льгот и гарантий, дающих защиту социальных и трудовых прав педагогов. Что стало подтверждением решений многих социальных проблем, в т.ч. и повышение в стране заработной платы учителей в 2011 и 2015 годах.

Высказывание бывшего министра образования К Осмоналиева в адрес отраслевого профсоюза, вызывает, по меньшей мере, удивление, ему как никому другому известно по совместной работе с ЦК профсоюза о его работе, и благодаря кого господин К Осмоналиев стал в свое время депутатом Жогорку Кенеша КР, за чью кандидатуру отдали голоса члены профсоюза работников образования , о которых он сейчас с пренебрежением высказался.

А может быть Булан институт не так понял высказывание экс-депутата Жогорку Кенеша К Осмоналиева?

В заключении ЦК профсоюза работников образования и науки КР хотел бы пожелать Булан институту, его руководству впредь содержание своих докладов строить конструктивно, обоснованно, аргументированно, не приводить как доказательства отдельные факты и высказывания, данные в мимолетном интервью.

Может быть  Булан институт ставит перед собой другие цеди в отношении отраслевого профсоюза работников образования и науки, сформировать к нему в обществе негативные отношения, привести к развалу?