Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Ченемдик-укуктук актылар

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 8 августа 2023 года №170

О науке

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области науки и научно-технической деятельности, определяет основные правовые, организационные, экономические основы осуществления научной и научно-технической деятельности, основы функционирования системы научно-технической информации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аспирантура (адъюнктура) - форма подготовки научно-педагогических и научных кадров, обладающих компетенциями по планированию и самостоятельному проведению научно-исследовательских работ, а также глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить индивидуальную научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук;

2) аттестация научных и научно-технических организаций - процедура оценки деятельности научных и научно-технических организаций в целом с целью признания ее соответствия определенным требованиям, установленным уполномоченным государственным органом;

3) база научно-технических данных - набор данных, который достаточен для установленной цели, представлен на электронном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации;

4) банк научно-технических данных - автоматизированная информационно-поисковая система, состоящая из одной или нескольких баз научно-технических данных и систем хранения, обработки и поиска информации в них;

5) грант - безвозмездная субсидия юридическим и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных исследований, научно-технических программ, проектов и опытно-конструкторских работ с последующим отчетом об их использовании;

6) государственная политика в области науки и научно-технической деятельности - составная часть социально-экономической политики государства, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, принципы, формы и методы деятельности государства в области науки, научно-технической деятельности и научно-технической информации;

7) государственный заказ - заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета Кыргызской Республики;

8) докторантура - форма подготовки научно-педагогических и научных кадров, обладающих компетенциями организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или концептуального развития существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющих подготовить индивидуальную научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук;

9) доктор наук - уровень квалификации, присваиваемый лицам, имеющим ученую степень кандидата наук, после успешной защиты диссертации в докторантуре и/или институте соискательства;

10) доктор философии (PhD)/доктор по профилю - уровень квалификации послевузовского профессионального образования (базовая докторантура), дающий лицам, выполнившим соответствующую учебную программу и научно-исследовательскую работу с защитой диссертации, право для осуществления научной и другой профессиональной деятельности;

11) инновация - введенный в гражданский (хозяйственный) оборот инновационный продукт;

12) научно-инновационная деятельность - деятельность по преобразованию новшества в инновацию, направленная на создание и введение в гражданский (хозяйственный) оборот инновационного продукта, полученного по результатам научных исследований и разработок;

13) инновационный продукт - новая или усовершенствованная продукция, технология, услуга, а также новое, организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера, которые:

а) создаются с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности;

б) обладают более высокими технико-экономическими или иными показателями по сравнению с аналогами, представленными в определенном сегменте рынка;

в) являются конкурентоспособными;

14) кандидат наук - уровень квалификации, присваиваемый лицам, обучившимся в аспирантуре и/или институте соискательства, после успешной защиты диссертации;

15) научный и научно-технический работник - лицо с высшим образованием или соответствующей подготовкой в форме магистратуры, аспирантуры, PhD докторантуры, соискательства, докторантуры, профессионально занимающееся научной, научно-педагогической и научно-технической деятельностью;

16) научные и научно-технические организации - юридические лица, которые проводят научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские и другие научно-технические работы;

17) научная и научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных задач, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;

18) научная инфраструктура - научное лабораторное и инженерно-техническое оборудование, опытно-промышленное производство, уникальные объекты, а также иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на балансе научной и научно-технической организации;

19) научно-информационная деятельность - совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизацией, аналитической переработкой, фиксацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научной и научно-технической информации;

20) научно-исследовательская работа - работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях получения научного и научно-технического результата;

21) научно-техническая информация - информация, получаемая в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-технологической, организационно-управленческой, производственно-экономической, научно-инновационной деятельности, содержащая сведения о достижениях науки, техники и новых технологий;

22) научные исследования - фундаментальные, прикладные научные исследования, осуществляемые субъектами научной и научно-технической деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и научно-технической деятельности;

23) научный и научно-технический результат - продукт научной и научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения;

24) научный, научно-технический проект и программа - документ, включающий в себя содержание предполагаемой научной и научно-технической работы, представляющий научные, научно-технические, опытно-конструкторские исследования с обоснованием целей и задач, актуальности, новизны, научно-практической значимости и целесообразности проведения планируемых работ;

25) уполномоченный государственный орган в сфере науки (далее - уполномоченный государственный орган) - государственный орган, который осуществляет функцию по выработке и реализации единой государственной политики в области науки и научно-технической деятельности;

26) ученая степень - уровень квалификации послевузовского образования, отражающий достигнутый научный уровень в определенной отрасли знания, присуждаемый лицу, защитившему диссертацию на соискание ученой степени;

27) ученое звание - ступень квалификационной системы в высших образовательных и научных организациях, позволяющая ранжировать научных и научно-педагогических работников на отдельных этапах академической карьеры;

28) опытно-конструкторские работы - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции, разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы, изготовление и испытание опытных образцов и полезных моделей;

29) отраслевой уполномоченный государственный орган (далее - отраслевой государственный орган) - отраслевые министерства, административные ведомства и иные органы исполнительной власти Кыргызской Республики, которые определяют темы научных, научно-технических проектов и программ фундаментальных и прикладных научных исследований для формирования государственного заказа, осуществляют инновационную внедренческую деятельность, коммерциализацию научных и научно-технических результатов;

30) прикладные научные исследования - исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

31) система научно-технической информации - упорядоченная совокупность ресурсов научно-технической информации и организационно-технологических средств, реализующих процессы создания, сбора, систематизации, поиска и предоставления научно-технической информации для удовлетворения потребностей государства, юридических и физических лиц;

32) технопарк (технологический парк) - организация, созданная в целях эффективной поддержки деятельности для коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и высоких технологий, и выпуска их на рынок;

33) технополис - это город, научно-технический комплекс, в котором наука, знания, производственные процессы сочетаются с жизнью, состоящий из исследовательских лабораторий, венчурных, внедренческих, крупных промышленных, посреднических и других компаний, занимающихся разработкой, внедрением и производством современной продукции;

34) фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики в области науки и научно-технической деятельности

Отношения в области науки и научно-технической деятельности регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, являющимися составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

Статья 4. Полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в области науки

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по представлению Кабинета Министров Кыргызской Республики утверждает отчет об исполнении бюджетного финансирования научных исследований и долю затрат на развитие науки и техники от общего объема национального дохода на очередной период.

Статья 5. Основные цели и направления государственной политики в области науки и научно-технической деятельности

Целью государственной политики в области науки и научно-технической деятельности являются:

1) увеличение вклада науки, научно-технической, научно-инновационной и научно-информационной деятельности в развитие экономики государства и решение социальных, образовательных, культурных и иных проблем;

2) создание необходимых условий для развития и функционирования научных и научно-технических организаций, а также их оптимизация;

3) эффективное использование и развитие научного и научно-технического потенциала страны для ее устойчивого развития;

4) обеспечение стабильности и улучшения социальных гарантий научных и научно-технических работников и подготовки научных и научно-педагогических кадров;

5) совершенствование и развитие системы научно-технической информации;

6) создание необходимых условий для общедоступности ресурсов научно-технической информации, повышение эффективности их использования;

7) повышение роли науки и активизация научно-технической и научно-инновационной деятельности, развитие свободы научного творчества.

Статья 6. Принципы государственной политики в области науки и научно-технической деятельности

Государственная политика в сфере науки и научно-технической деятельности основывается на принципах:

1) тесной взаимосвязи научно-технического прогресса с экономическим, социальным и духовным развитием общества;

2) открытости и прозрачности управления наукой, научно-технической и научно-информационной деятельностью;

3) обеспечения экологической безопасности;

4) приоритетности научно-исследовательских работ;

5) обеспечения равных условий защиты прав интеллектуальной собственности;

6) мотивации и стимулирования научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности, технического творчества через систему экономических и иных льгот;

7) равноправия всех форм организации научной, научно-технической, научно-инновационной и научно-информационной деятельности;

8) единства и оптимальной интеграции научного, образовательного и производственного потенциала;

9) широкого и активного участия субъектов научной и научно-технической деятельности в формировании и реализации государственной политики в сфере науки, научно-технической и научно-инновационной деятельности;

10) максимального использования возможностей и достижений мировой науки и международного научно-технического сотрудничества для обеспечения устойчивого развития страны;

11) свободы распространения научно-технической информации и пропаганды научно-технических достижений и инноваций.

Глава 2. Организация научной и научно-технической деятельности

Статья 7. Субъекты научной и научно-технической деятельности

  1. Субъектами научной и научно-технической деятельности являются научные и научно-технические организации, научные, научно-технические работники и государственный коллегиальный научно-экспертный орган, реализующий функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
  2. К научным и научно-техническим организациям относятся Национальная академия наук Кыргызской Республики (далее - НАН), отраслевые и межотраслевые научно-исследовательские организации, научно-исследовательские институты организаций высшего профессионального образования, научные центры и технопарки, технополисы, научно-производственные объединения, научно-инновационные центры, опытные станции, научные базы, станции и лаборатории.
  3. НАН является высшим государственным научным учреждением, объединяющим научно-исследовательские институты НАН, членов НАН, научных работников, специалистов, обслуживающий персонал и других работников НАН.

Национальная академия наук Кыргызской Республики координирует направления в сфере фундаментальных и прикладных наук.

Порядок организации деятельности НАН определяется Законом Кыргызской Республики "О Национальной академии наук Кыргызской Республики".

  1. Национальная аттестационная комиссия при Президенте Кыргызской Республики является государственным коллегиальным научно-экспертным органом, реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Порядок организации деятельности Национальной аттестационной комиссии при Президенте Кыргызской Республики определяется в порядке, установленном Президентом Кыргызской Республики.

Статья 8. Права и обязанности научных работников

  1. Научные работники имеют право:

1) на участие в конкурсах научных, научно-технических и научно-инновационных программ и проектов, финансируемых из республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики;

2) на признание их авторства на полученные ими научные и научно-технические результаты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об авторском праве и коммерциализацию результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) на свободное изъявление своих научных взглядов и защиту от посягательств на свободу их творчества, защиту интеллектуальной собственности, независимую экспертизу результатов научных исследований и их реализацию;

4) на повышение квалификации путем стажировки в ведущих научно-исследовательских организациях, в том числе за рубежом, учебу в аспирантуре, докторантуре и иных формах квалификационной системы науки и образования, участие в научных форумах за счет научной/образовательной организации/доноров не менее одного раза в 3 года;

5) на обмен научной информацией и совместные исследования с зарубежными коллегами, работу в научных организациях за рубежом и публикацию в международной научной печати в установленном порядке;

6) на вступление или избрание в научные сообщества, включая зарубежные;

7) на самостоятельное определение тематики и методов исследования с учетом приоритетных направлений науки;

8) на свободное и самостоятельное объединение в коллективы, создание юридического лица и научных объединений, общественных и иных организаций.

  1. Научные работники обязаны:

1) соблюдать права и законные интересы других субъектов научной деятельности;

2) осуществлять научную деятельность, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда жизни и здоровью других лиц, а также окружающей среде;

3) объективно проводить экспертизу научных программ, проектов, квалификационных научных работ (диссертаций) и других результатов научной деятельности.

  1. Научные работники в соответствии с настоящим Законом несут ответственность:

1) за направленность, методы и достоверность проводимых научных исследований и их результаты;

2) за нецелевое использование финансовых средств;

3) за нарушение норм профессиональной этики и нравственных ценностей;

4) за необъективную оценку осуществления экспертизы представленных им научных и научно-технических программ и проектов, научных и научно-технических результатов.

Статья 9. Правовой статус научных и научно-технических организаций

  1. Научные и научно-технические организации являются юридическими лицами, которые осуществляют научную, научно-техническую и научно-инновационную деятельность, соответствующую целям и задачам, предусмотренным уставом данной организации, не противоречащую законодательству Кыргызской Республики.
  2. Устав научных и научно-технических организаций и научно-исследовательских институтов образовательных организаций высшего профессионального образования утверждается его учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
  3. Научные и научно-технические организации имеют право:

1) определять основные направления своей научной и научно-технической деятельности;

2) участвовать в конкурсах научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых из республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики;

3) развивать прямые связи с другими научными и иными организациями;

4) в установленном порядке вступать в объединения, создавать филиалы;

5) издавать научные труды, периодические и серийные издания, формировать базы научно-технических данных, проводить конференции и другие научные мероприятия;

6) повышать квалификацию научных и научно-технических работников, осуществлять подготовку специалистов через аспирантуру, докторантуру, PhD докторантуру по профилю;

7) участвовать в установленном порядке в создании советов по защите диссертационных работ на соискание ученой степени и присвоению ученых званий;

8) принимать участие в межгосударственных и международных научно-исследовательских программах и проектах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;

9) создавать хозяйственные общества, опытные производства, технопарки, технополисы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, и получать доходы от реализации результатов научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности;

10) создавать научно-технический совет для обеспечения коллегиальности принимаемых решений в сфере осуществления научной и научно-технической деятельности, управления деятельностью научной и научно-технической организации.

  1. Для обеспечения качества осуществляемой деятельности и соответствия современным требованиям научные и научно-технические организации подлежат государственной аттестации.

Порядок проведения государственной аттестации научно-технической организации определяется уполномоченным государственным органом.

  1. Государство предоставляет государственным научным и научно-техническим организациям в безвозмездное пользование основные, оборотные фонды и государственное имущество, используемые для деятельности, предусмотренной их учредительными документами.

Основные и оборотные фонды и прочее государственное имущество, переданные в оперативное управление научным организациям, должны использоваться по целевому назначению.

Государственные научные и научно-технические организации используют переданную им государственную собственность для осуществления деятельности, установленной уставом организации, в том числе опытно-конструкторской, производственной, инновационной и коммерческой, с использованием получаемой прибыли для развития материально-технической базы, содержания инфраструктуры и социальной поддержки сотрудников организации.

  1. Государственным научным и научно-техническим организациям могут предоставляться в безвозмездное пользование участки земель для организации научных, испытательных полигонов (геоэкологические, физические, химические) в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики.
  2. За сохранность и целевое использование переданного государственного имущества руководство государственной научной и научно-технической организации несет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  3. Государственные научные и научно-технические организации вправе создавать отраслевые территориальные отделения, научно-исследовательские организации, учебно-научные, инженерные и инновационные центры, технопарки, научно-учебно-лечебные комплексы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  4. Порядок назначения и освобождения руководителей государственных научных и научно-технических организаций определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
  5. Порядок назначения и освобождения руководителей научно-исследовательских институтов образовательных организаций высшего профессионального образования определяется уполномоченным государственным органом.
  6. Порядок назначения и освобождения руководителей негосударственных научных и научно-технических организаций определяется их учредительными документами.

Статья 10. Порядок создания, реорганизации и ликвидации научных и научно-технических организаций

  1. Создание, реорганизация и ликвидация государственных научных и научно-технических организаций осуществляются решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.
  2. Создание, реорганизация и ликвидация негосударственных научных и научно-технических организаций осуществляются решением их учредителя (учредителей).
  3. Научные и научно-технические организации независимо от форм собственности подлежат государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Статья 11. Научная и научно-техническая деятельность образовательных организаций высшего профессионального образования

  1. Образовательные организации высшего профессионального образования, наряду с образовательной деятельностью, осуществляют научную, научно-техническую и научно-инновационную деятельность, проводят научно-исследовательские и опытно-констукторские работы, в том числе реализацию прав на объекты интеллектуальной собственности.
  2. Образовательные организации высшего профессионального образования, а также их научные и научно-технические работники имеют право на участие в конкурсах научных, научно-технических и научно-инновационных программ и проектов, финансируемых из республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
  3. Научная, научно-техническая и научно-инновационная деятельность образовательных организаций высшего профессионального образования управляется научно-техническим советом образовательной организации, состоящим из председателя, ученого секретаря и членов, являющихся ведущими учеными по направлениям науки. Порядок формирования и деятельности научно-технического совета определяется уполномоченным государственным органом.
  4. Научно-технический совет уполномочен выделять научные гранты, повышать уровень научных исследований и определять приоритетные направления научных исследований внутри образовательной организации высшего профессионального образования и внедрять их результаты в производственную и социальную сферы.
  5. Научные гранты выделяются на проведение научных и научно-технических исследований и финансируются из специальных средств образовательной организации высшего профессионального образования в соответствии со сметой, утвержденной руководством образовательной организации высшего профессионального образования и согласованной с попечительским советом образовательной организации.

Образовательные организации высшего профессионального образования вправе создавать научные лаборатории, научно-исследовательские институты, научно-образовательные центры, опытные производства, проектно-конструкторские организации, технопарки, технополисы, а также научно-образовательные консорциумы, хозяйственные общества в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики и получать доходы от реализации результатов научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности.

  1. Государственные образовательные организации высшего профессионального образования могут использовать помещения и земельные участки для совместной работы с бизнес структурами и предприятиями для научно-инновационного развития.
  2. Образовательные организации высшего профессионального образования обязаны выделять не менее одного процента от специальных средств на развитие науки внутри образовательной организации.

Статья 12. Подготовка, переподготовка, стажировка, повышение квалификации и аттестация научных работников

  1. Научные и научно-технические организации, образовательные организации высшего профессионального образования, располагающие квалифицированными научными кадрами и необходимой материально-технической базой, вправе осуществлять подготовку, переподготовку, стажировку и повышение квалификации научных работников и научно-педагогических кадров в установленном порядке.
  2. Государственные научные и научно-технические организации, образовательные организации высшего профессионального образования могут осуществлять подготовку, переподготовку, стажировку и повышение квалификации научных, научно-технических работников и научно-педагогических кадров за счет республиканского бюджета в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
  3. Научные и научно-технические организации, образовательные организации высшего профессионального образования вправе участвовать в установленном порядке в создании советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней.
  4. Научные работники проходят аттестацию не реже одного раза в 5 лет. Порядок проведения аттестации научных работников определяется научной и научно-технической организацией самостоятельно.
  5. В Кыргызской Республике устанавливаются ученые степени доктора наук, кандидата наук, доктора философии (PhD)/доктора по профилю, ученые звания профессора, доцента и старшего научного сотрудника.
  6. Национальная аттестационная комиссия при Президенте Кыргызской Республики осуществляет аттестацию научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, присуждает ученые степени и присваивает ученые звания в установленном порядке.
  7. Порядок организации послевузовского профессионального образования и присуждения ученой степени доктора философии (PhD)/доктора по профилю определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 13. Социальная защита научных работников

  1. Оплата труда научных работников государственных научных, научно-технических организаций и государственных образовательных организаций высшего профессионального образования, выполняющих государственный заказ, производится в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
  2. Докторам наук, кандидатам наук и докторам PhD устанавливается надбавка к заработной плате за ученую степень в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
  3. Докторам наук предоставляется оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 48 рабочих дней, кандидатам наук, докторам PhD - 36 рабочих дней.
  4. Научным работникам государственных научных, научно-технических организаций и организаций высшего профессионального образования предоставляются льготы в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.
  5. В целях поощрения научные и научно-технические работники научных, научно-технических организаций и организаций высшего профессионального образования, внесшие вклад в развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности, технологии, их внедрение в производство, отличившиеся в подготовке научных, научно-технических и научно-педагогических кадров, могут быть выдвинуты на соискание государственной премии в области науки и научно-технической деятельности, представлены к государственным наградам Кыргызской Республики и другим ведомственным наградам.

Глава 3. Правовые основы научно-технической информации

Статья 14. Система научно-технической информации

  1. Через систему научно-технической информации осуществляются меры по распространению и повышению качественного уровня информационной продукции, оказывается необходимая поддержка для поступления информации, литературы, периодики в государственные информационные центры, научные библиотеки, содействие открытости, общедоступности и сохранению научно-технической информации.
  2. Порядок ограничения доступа к получению и распространению информации, являющейся государственной, служебной или коммерческой тайной, определяется законодательством Кыргызской Республики в области информации.

Статья 15. Национальная система научно-технической информации

  1. Национальная система научно-технической информации Кыргызской Республики включает в себя следующие ресурсы:

1) совокупность фондов научно-технических книг, журналов и брошюр, периодических и продолжающихся изданий, патентной и нормативно-технической документации;

2) отчеты о научных исследованиях и технических разработках, диссертации, переводы и дубликаты зарубежной научно-технической литературы и документов;

3) базы и банки данных, включая необходимый справочно-поисковый аппарат и соответствующие технические средства хранения, обработки и передачи информации, имеющиеся в собственности, распоряжении, пользовании государственных органов и служб научно-технической информации, научных и международных организаций, библиотек, коммерческих центров, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, деятельность которых связана с научно-технической информацией.

  1. Национальная система научно-технической информации, созданная на средства государства, содержащая государственные ресурсы научно-технической информации, является общественным достоянием и приватизации не подлежит.
  2. Ресурсы национальной системы научно-технической информации подлежат учету и регистрации в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
  3. Порядок формирования, обмена, предоставления и использования государственных ресурсов научно-технической информации регламентируется уполномоченным государственным органом.

Статья 16. Правовые отношения в сфере научно-технической информации

  1. Научно-техническая информация может быть объектом права собственности, владения, использования и распоряжения. В зависимости от участия в создании научно-технической информации она может быть собственностью государства, любых физических и юридических лиц на праве частной собственности.
  2. Ресурсы научно-технической информации государства, предприятий, организаций и граждан, осуществляющих деятельность в сфере научно-технической информации, могут быть объектами товарных отношений, регулируемых законодательством Кыргызской Республики.
  3. Основным документом, регламентирующим отношения между собственником научно-технической информации и потребителем, является договор, заключенный между ними в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.
  4. При осуществлении купли-продажи охрана научно-технической информации, интеллектуальной собственности, авторского права, государственной и коммерческой тайны, законных прав и интересов собственников научно-технической информации и организаций, предоставляющих информационные продукты и услуги, обеспечивается в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.
  5. Иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства могут участвовать в научно-информационной деятельности на основе действующего законодательства Кыргызской Республики, регламентирующего иностранные инвестиции и предпринимательскую деятельность на территории Кыргызской Республики.

Статья 17. Использование системы научно-технической информации

  1. Потребители научно-технической информации обладают равными правами на пользование информационными ресурсами. Исключение составляет информация с ограниченным доступом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  2. Ресурсы научно-технической информации предоставляются как на бесплатной, так и на договорной (платной) основе.
  3. Организации государственной системы научно-технической информации осуществляют поиск и передачу потребителям научно-технической информации на бесплатной основе.
  4. Обзоры, аналитические и фактографические справки, другие виды информационных продуктов, которые готовят организации государственной системы научно-технической информации на основе анализа, оценки и обобщения научно-технической информации, реализуются на коммерческой основе, предоставление их в высшие органы государственной власти и управления осуществляется бесплатно.
  5. Репродуктирование печатных произведений в области науки и техники в просветительских целях осуществляется без получения прибыли.
  6. Предприятия и организации всех форм собственности, имеющие ресурсы научно-технической информации, сформированные за свой счет, предоставляют информационные продукты и услуги на договорной основе.
  7. Приобретение зарубежной научно-технической литературы и документации, баз и банков данных, необходимых для формирования национальных ресурсов научно-технической информации, производится по взаимному обмену либо за счет средств предприятий и организаций, осуществляющих информационную деятельность.
  8. Средства для создания ресурсов зарубежной научно-технической информации предприятий и организаций, финансируемых из государственного бюджета, предусматриваются в республиканском бюджете Кыргызской Республики целевым назначением.

Глава 4. Компетенция государственных органов в сфере научной и научно-технической деятельности

Статья 18. Компетенция Кабинета Министров Кыргызской Республики

Кабинет Министров Кыргызской Республики:

1) утверждает нормативные правовые акты в сфере науки, научно-технической, научно-инновационной и научно-информационной деятельности;

2) создает и упраздняет государственные научные и научно-технические организации, в том числе совместные с другими государствами и иностранными организациями, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;

3) принимает меры по привлечению инвестиций в развитие науки и системы научно-технической информации;

4) создает организационные, экономические и правовые механизмы, стимулирующие деятельность научных и научно-технических организаций;

5) заключает межправительственные соглашения, договоры о сотрудничестве в научной и научно-технической сфере, координирует деятельность научных и научно-технических организаций в сфере международного научно-технического сотрудничества;

6) обеспечивает социально-экономические, организационные, правовые условия для формирования и эффективного использования научного и научно-технического потенциала;

7) финансирует научные исследования, научно-технические программы и проекты, а также контролирует целевое использование выделенных средств;

8) обеспечивает концентрацию ресурсов по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований;

9) создает рынок научно-технической продукции и содействует внедрению достижений науки, научно-технической и научно-инновационной деятельности в производственную и социальную сферы;

10) обеспечивает формирование специализированных научно-исследовательских и учебно-производственных организаций на базе образовательных организаций высшего профессионального образования, научных и научно-технических организаций;

11) определяет порядок назначения и освобождения руководителей государственных научных и научно-технических организаций;

12) определяет порядок подготовки научных и научно-педагогических кадров;

13) определяет порядок организации послевузовского профессионального образования и присуждения ученой степени доктора философии (PhD)/доктора по профилю;

14) формирует национальные научные, научно-технические и научно-инновационные программы;

15) определяет правила проведения и порядок организации независимой научной и научно-технической экспертизы и их структуру;

16) определяет порядок реализации базового, программно-целевого и грантового финансирования научной и научно-технической деятельности.

Статья 19. Компетенция уполномоченного государственного органа

В компетенцию уполномоченного государственного органа входят:

1) формирование и осуществление государственной политики в сфере науки, научно-технической, научно-информационной и научно-инновационной деятельности, осуществление межотраслевой координации в области науки, научно-технической, научно-информационной и научно-инновационной деятельности;

2) формирование перечня государственных научных, научно-технических программ и проектов фундаментальных и прикладных научных исследований в рамках государственного заказа;

3) проведение конкурса научных, научно-технических программ и проектов фундаментальных и прикладных научных исследований, финансируемых из республиканского бюджета;

4) разработка и внесение на утверждение в Кабинет Министров Кыргызской Республики нормативных правовых актов в сфере науки, научно-технической, научно-информационной и научно-инновационной деятельности;

5) координация деятельности научно-технических советов отраслевых государственных органов;

6) проведение мониторинга и оценки эффективности научных, научно-технических программ и проектов фундаментальных и прикладных научных исследований, реализуемых в рамках государственного заказа;

7) координация подготовки научных и научно-педагогических кадров;

8) мониторинг и оценка эффективности деятельности научных и научно-технических организаций;

9) составление базы данных научных и научно-технических организаций;

10) составление банка данных о научных, научно-технических программах и проектах фундаментальных и прикладных научных исследований;

11) организация государственного учета научных, научно-технических программ и проектов фундаментальных и прикладных научных исследований, финансируемых из республиканского бюджета, и отчетов по их выполнению;

12) создание Научно-технического совета при уполномоченном государственном органе;

13) содействие стажировке, работе по совместительству научных работников, преподавателей, специалистов на преподавательской и научно-исследовательской работах, другим формам интеграции науки и образования;

14) определение и утверждение списка научных и научно-технических организаций по форме базового финансирования;

15) организация статистического и информационного обеспечения в области науки и инноваций;

16) определение порядка проведения государственной аттестации/аккредитации научно-технической организации;

17) определение порядка назначения и освобождения руководителей научно-исследовательских институтов образовательных организаций высшего профессионального образования;

18) определение порядка и механизмов формирования государственного заказа и проведения конкурса на выполнение государственных научных, научно-технических и научно-инновационных программ и проектов;

19) определение порядка ведения учета и принятия отчетов по выполнению государственных научных, научно-технических и научно-инновационных программ и проектов;

20) определение приоритетных направлений развития науки, научно-технической и научно-инновационной деятельности на основе комплексного прогноза социально-экономического и научно-технического развития Кыргызской Республики с использованием результатов анализа текущей ситуации и заключений независимых экспертов и общественного обсуждения и внесение на утверждение в Совет по науке, инновациям и новым технологиям при Председателе Кабинета Министров Кыргызской Республики.

Статья 20. Совет по науке, инновациям и новым технологиям при Председателе Кабинета Министров Кыргызской Республики

  1. Совет по науке, инновациям и новым технологиям при Председателе Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее - Совет) является консультативным органом, формируемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики по представлению уполномоченного государственного органа.

Совет обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и научно-технических организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки, научно-технической и инновационной работы, а также предоставляет предложения Кабинету Министров Кыргызской Республики по актуальным вопросам государственной политики в сфере научно-инновационного развития.

  1. Порядок формирования, состав и план деятельности Совета утверждаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики с учетом представительства не более 70 процентов лиц одного пола.
  2. Совет вносит в Кабинет Министров Кыргызской Республики предложения по приоритетным направлениям развития науки, научно-технической и инновационной работы.

Глава 5. Формирование и реализация приоритетных направлений науки и научно-технической деятельности

Статья 21. Национальные, государственные и межгосударственные научные и научно-технические программы и проекты

  1. Национальные научные, научно-технические программы и проекты формируются Кабинетом Министров Кыргызской Республики исходя из долгосрочных интересов развития Кыргызской Республики и направлены на решение важнейших социально-экономических проблем.
  2. Государственные научные, научно-технические программы и проекты формируются уполномоченным государственным органом на конкурсной основе согласно государственному заказу.
  3. Кыргызская Республика участвует в разработке и осуществлении межгосударственных научных, научно-технических программ и проектов на основе вступивших в силу в установленном законом порядке международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 22. Государственный заказ в сфере научной и научно-технической деятельности

  1. Отраслевые государственные органы представляют темы государственных научных и научно-технических программ и проектов фундаментальных и прикладных научных исследований уполномоченному государственному органу.
  2. Уполномоченный государственный орган проводит конкурс по представленным темам государственных научных и научно-технических, инновационных программ и проектов для формирования государственного заказа в соответствующей отрасли.
  3. Государственный заказ обеспечивается государственным финансированием и поддерживается необходимыми материально-техническими ресурсами.
  4. Порядок и механизмы формирования государственного заказа и проведения конкурса на выполнение государственных научных и научно-технических программ и проектов определяются уполномоченным государственным органом.
  5. Уполномоченный государственный орган ведет учет реализуемых научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых из республиканского бюджета и принимает отчеты о научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности в целях усиления национального ресурса научно-технической информации, научного и научно-технического потенциала Кыргызской Республики.
  6. Порядок ведения учета и принятия отчетов по выполнению государственных научных и научно-технических программ и проектов принимается уполномоченным государственным органом.
  7. Отчеты по выполнению государственных научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых из республиканского бюджета, подлежат размещению на официальных сайтах уполномоченного государственного органа и отраслевых государственных органов, ответственных за их реализацию.

Статья 23. Независимая научная и научно-техническая экспертиза

  1. Независимая научная и научно-техническая экспертиза проводится в целях обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений развития науки, научно-технической и научно-инновационной деятельности, соответствующих научных и научно-технических программ и проектов, определения социально-экономических и других последствий осуществления научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности, анализа эффективности использования научно-технического потенциала, определения уровня исследований и их результатов.
  2. Независимая научная и научно-техническая экспертиза проводится при участии представителей государственных и общественных организаций, а также специалистов, в том числе зарубежных.
  3. Привлечение к проведению экспертизы научных и научно-технических работников, специалистов, а также представителей научных и научно-технических организаций осуществляется на основе контракта (договора).
  4. Средства на проведение экспертизы предусматриваются в объемах общих затрат на финансирование научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности.
  5. Правила проведения и порядок организации независимой научной и научно-технической экспертизы и их структура определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 24. Международное сотрудничество в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности

  1. Международное сотрудничество в сфере научной, научно-технической и научно-инновационной деятельности осуществляется путем:

1) проведения совместных научных исследований, технических и технологических разработок, совместных научно-технических и научно-инновационных программ и проектов;

2) проведения совместных исследований и разработок с участием зарубежных специалистов, международных организаций, использования объектов интеллектуальной собственности в научно-технической продукции на основе договоров между субъектами научно-технической деятельности;

3) взаимного обмена научно-технической информацией, использования объединенных межгосударственных информационных фондов, банков данных;

4) проведения международных конференций, конгрессов, симпозиумов;

5) взаимного обмена научными, научно-техническими и преподавательскими кадрами, студентами, аспирантами и докторантами, совместной подготовки специалистов.

  1. Субъекты научной, научно-технической деятельности могут участвовать в реализации международных программ и проектов, заключать соглашения с иностранными организациями, принимать участие в деятельности иностранных и международных научных обществ, ассоциаций и союзов на правах их членов, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с зарубежными организациями, участвовать в международных симпозиумах и других мероприятиях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
  2. Результаты международной научной, научно-технической и инновационной деятельности, полученные на территории Кыргызской Республики, используются в соответствии с вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
  3. Деятельность иностранных научных организаций и ученых на территории Кыргызской Республики регулируется вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Глава 6. Финансирование и материально-техническое обеспечение науки и научно-технической деятельности

Статья 25. Материально-техническое обеспечение научных и научно-технических организаций

Материально-техническое обеспечение научных и научно-технических организаций осуществляется путем финансирования научных и научно-технических организаций, научно-технических программ и проектов, в том числе на договорной основе.

Статья 26. Источники финансирования

Источниками финансирования научной и научно-технической деятельности являются:

1) республиканский бюджет Кыргызской Республики, составляющий не менее одного процента от его объема годовых расходов;

2) Фонд науки уполномоченного государственного органа;

3) внебюджетные фонды;

4) добровольные средства физических и юридических лиц;

5) кредиты и гранты;

6) средства научных и научно-технических организаций от научно-исследовательской, издательской, консультативной и другой приносящей доход деятельности, не запрещенной законодательством Кыргызской Республики;

7) иностранные и отечественные инвестиции.

Статья 27. Государственное финансирование научной и научно-технической деятельности

  1. Государственное финансирование научных и научно-технических программ и проектов осуществляется из средств республиканского бюджета в следующих формах:

1) базовое финансирование;

2) программно-целевое;

3) грантовое финансирование.

  1. Базовое финансирование выделяется научным и научно-техническим организациям по нормативам на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда сотрудников.
  2. Программно-целевое финансирование осуществляется на реализацию национальных и государственных научных и научно-технических программ и проектов по результатам конкурсного отбора.
  3. Грантовое финансирование осуществляется в соответствии с приоритетами научных направлений, определяемыми Советом на поддержку научных и инновационных проектов по результатам конкурсного отбора.
  4. Порядок реализации базового, программно-целевого и грантового финансирования научной и научно-технической деятельности определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
  5. Финансирование научных и научно-технических программ, реализуемых на основе межгосударственных и межотраслевых научно-технических договоров и соглашений, осуществляется в порядке долевого участия на договорной основе между заинтересованными сторонами.

Статья 28. Фонд науки уполномоченного государственного органа

  1. Для содействия развитию науки, научно-технической и научно-инновационной деятельности, внедрения перспективных разработок в производство создается Фонд науки уполномоченного государственного органа.
  2. Средства Фонда науки уполномоченного государственного органа образуются за счет:

1) республиканского бюджета;

2) внебюджетных фондов;

3) добровольных средств физических и юридических лиц;

4) иностранных и отечественных инвестиций;

5) иных поступлений, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

  1. Средства Фонда науки уполномоченного государственного органа направляются на:

1) финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов, целевых научных исследований по приоритетным направлениям науки и научно-технической деятельности;

2) финансирование грантов по государственному заказу на научные исследования научных и научно-технических работников, научных коллективов и организаций на конкурсной основе;

3) поддержку развития межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

4) реализацию программ подготовки научных кадров по перспективным и новым направлениям науки и научно-технической деятельности, включая подготовку кадров за рубежом;

5) публикацию, приобретение и обеспечение научной и научно-технической информацией (журналы, электронные материалы и другие);

6) проведение и участие в научных форумах (конгрессы, конференции, симпозиумы и другие);

7) создание научной инфраструктуры.

  1. Научным и научно-техническим организациям, образовательным организациям высшего профессионального образования независимо от форм собственности, научным и научно-техническим работникам, их коллективам обеспечивается равный доступ к участию в конкурсе на получение гранта за счет средств Фонда науки уполномоченного государственного органа.
  2. Положение о Фонде науки уполномоченного государственного органа утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 29. Государственная поддержка развития прикладных научных и инновационных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ и использование их результатов в производстве

  1. Прикладные научные и инновационные исследования и разработки, направленные на создание, освоение и широкое распространение новой техники и технологий для реконструкции и технического перевооружения производства, проводятся на договорной основе.
  2. Государство оказывает финансовую поддержку за счет бюджетных средств фундаментальным и прикладным научно-инновационным исследованиям и разработкам по приоритетным направлениям развития науки, научно-технической и научно-инновационной деятельности.
  3. Государство содействует повышению технического уровня производства и качества продукции в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка, созданию и освоению принципиально новых видов техники и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, использованию изобретений.
  4. Научные и научно-технические организации, независимо от форм собственности, располагающие развитым научно-техническим потенциалом, поддерживаются путем предоставления им целевых кредитов и субсидий, государственных заказов и иных видов экономического стимулирования в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

  1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 15 августа 2023 года N 65

  1. Признать утратившими силу:

1) Закон Кыргызской Республики "О системе научно-технической информации" от 8 октября 1999 года № 108 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., № 2, ст.99);

2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О системе научно-технической информации" от 16 марта 2005 года № 54 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2005 г., № 7, ст.495);

3) статью 17 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 10 октября 2012 года № 170 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 9, ст.2862);

4) Закон Кыргызской Республики "О науке и об основах государственной научно-технической политики" от 16 июня 2017 года № 103 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 6, ст.506).

  1. Кабинету Министров Кыргызской Республики:

1) принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона;

2) в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Кыргызской Республики

 

С.Жапаров

 

 

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

 

21 июня 2023 года