Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Ченемдик-укуктук актылар

Методическое пособие для учителей по неформальному образованию

Центральный комитет профсоюза работников образования и науки

Кыргызской Республики

Методическоепособие для учителей

понеформальному образованию

Бишкек, 2011 год

Разработано в рамкахпроекта «Общая программа ликвидации продажи детей» при поддержке международнойпрограммы по искоренению детского труда, Тирана, 2006 год.

Автор: Албана Маркья - специалист Образовательногоцентра по тренингам и квалификации. Дизайни компоновка: Алгерта Камбо.

Методическоепособие было подготовлено в рамках проекта «Общая программа по ликвидации продажи детей» втрех выбранных городах Албании: Корса, Элбасан и Берат, при сотрудничествеорганизации «Помощь детям» Корса с Международной программой по устранениюдетского труда в Международной программе по организации труда (ILO-IPEC) вТиране.

Адаптировано к национальномуконтексту Центральным комитетом профсоюза работников образования и наукиКыргызской Республики ( А. Токтогулов,В. Бредихина) в рамках проекта «Создание зон, свободных от детского труда в Московском иЫсык-Атинском районах Чуйской области при сотрудничестве с Международнойпрограммой по устранению детского труда в Международной программе поорганизации труда (ILO-IPEC) в Кыргызской Республике.

Рекомендовано Министерствомобразования и науки Кыргызской Республики.

Содержание

Введение

Задачиметодического пособия

ЧастьI

Неформальное обучение - учебная программа и учебный план

1.1 Неформальноеобучение и его преимущества

1.2 Неформальное образование – всестороннееобучение

1.3 Учебнаяпрограмма и учебный план

1.4 Совмещенные учебные планы идополнительная учебная программа

ЧастьII

Эффективноепреподавание и освоение материала в неформальном обучении

2.1 Учитель и эффективное преподавание

2.2 Процесс обучения

2.3 Методыобучения и виды заданий, сконцентрированные на ученике

2.4 Методика и методыобучения

2.5 Организация класса

2.6 Мотивацияучеников

2.7 Планированиеобучения

Часть III

Внепрограммные занятия

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Целью Методического пособия по неформальному образованию является помощь всем учителям,которые будут работать в классах илигруппах неформального образованияв Кыргызской Республике. С помощью данного пособия авторы попытались заполнитьпробелы, имеющиеся в учебной программе, методике преподавания и усвоенииматериала учащимися. Предполагается, что это пособие поможет учителям, которые обучают работающихдетейили детей, находящихся в зоне рискавовлечения в детский труд и торговлю людьми, отставших отсвоих сверстников в развитии по социально-экономическим причинам

Разработка данного методическогопособия стала возможной, благодаря реализации проекта « Создание зон, свободных от детского труда в Московском иЫсык-Атинском районах Чуйской области Кыргызской Республики, финансируемогобюро ICO-IPEC в Кыргызстане.В результате реализации этого проекта в Кыргызстанеразработана комплексная программа мероприятий как эффективногоинструментадля решения различных проблем продажи детей посредством реализации сегментарнойстратегии. Программа мер также включает мероприятия,проводимые посредством неформального образования, что дает возможность детям,попадающим в данную категорию, не отставать вразвитии от своих сверстников, посещающих формальную школу.

Задачи методического пособия

Методическое пособие по неформальномуобразованию представляет альтернативные решения для широкого диапазона проблем,связанных с содержанием учебной программы, ее усвоениемучащимися при обучении через неформальноеобразование.Пособие разделено на части. Цель каждой части - проанализировать какой-либоаспект обучения путем обсуждения концепций и иллюстраций примеров практическихвидов работ, которые можно выполнять в классе:

  • ЧастьI рассматривает учебную программу в неформальномобучении. Основная идея состоит в том, что содержание учебной программыпредмета должно быть дополнено программой, совмещающей уроки и дополнительные учебныезанятия
  • ЧастьII рассматривает особенности эффективного обученияучеников. Это делается с помощью методов обучения и методик, а также спецификиусваивания учениками материала при такой форме обучения
  • ЧастьIII приводитпримеры различных практических работ

ЧАСТЬ I.

Неформальное обучение - учебная программа и учебный план.

Неформальное образование является формой обучения, которая дает возможность детям не отставать от своих сверстников в развитии, обучающихся по программам формального образования.

Неформальное обучение дает учителю возможность творчески использовать время и разрабатывать задания для работы в классе.

Инклюзивный метод в неформальном обучении означает признание различий между детьми и обеспечение обучения с учетом их индивидуальности через личностно-ориентированный подход.

Неформальное обучение формулирует необходимость в качественном учебном плане, имеющем:

  • широкие цели и задачи
  • гибкую структуру
  • обширное информационное наполнение
  • выполнение программы с помощью практических заданий

Учебный план реализует цели обучения посредством занятий, основанных на социальных явлениях, интересующих детей соответствующего возраста.

1.1 Неформальное обучение и его преимущества.

В настоящее время все согласны с тем, что попытка разработать программы обучения,  ориентированных на всех, является одним из эффективных способов борьбы с основными причинами детского труда и продажей детей.

Современный опыт показал позитивные стороны использования программ формального обучения  в борьбе с детским трудом и продажей детей. Неформальное обучение также является положительным аспектом в рамках этой работы. Те дети, которые посещали неформальные занятия, получили шанс “догнать” своих сверстников в развитии, которые начали учебу в соответствующем возрасте и регулярно посещали учебные занятия.

Также было выявлено, что изолированное неформальное обучение не всегда дает шансы для дальнейшего развития ребенка, что показывает необходимость интеграции неформального обучения в формальное обучение. Неформальное обучение помогает детям регулярно не посещающим школу, освоить основы чтения, письма и математики.

Сегодня, в рамках реформ учебных планов, больше внимания уделяется академической свободе и независимости учителя в классе. Неформальные занятия  - это необходимое условие для творческой деятельности учителя, возможность создавать и воплощать идеи в учебное содержание и задания. Эффективность обучения повышается благодаря следующим факторам:

  • Отсутствие отдельной специальной учебной  программы
  • Учитель может сам планировать мероприятия на занятиях
  • Временная продолжительность занятий в этих классах не лимитирована,  учитель не ограничен во времени, как в формальном классе
  • Выполняемые задания могут длиться дольше, чем один урок
  • Содержание урока в неформальном классе определяет учитель
  • Методика преподавания, методы и стратегии, используемые в обучении, различны и интерактивны, и часто являются более эффективными, чем в формальных классах
  • Урок в неформальном классе или группе полностью отличается от традиционного урока, потому что он сконцентрирован на ребенке с его проблемами
  • Отсутствие оценки в баллах освобождает ребенка от психологического напряжения и давления

  1.2  Неформальное образование – всестороннее обучение.

Всесторонность обучения в неформальном классе является тем процессом, который дает возможность всем детям, включая маргинальные группы, учиться и принимать активное участие в процессе обучения. По этой причине школа должна произвести необходимые изменения условий для того, чтобы соответствовать различным требованиям детей.

Учащиеся, которые ходят в классы неформального образования, разные. Следовательно, классы или группы, где используется данная методика, должны быть другими. Отличие в данном случае основывается на различиях в возрасте, материальном положении, способностях, культуре, вероисповедании, местожительстве, состоянии здоровья, социальной и этнической принадлежности.

Всесторонность является термином близким  к понятию разнообразие. Всесторонность обучения  в неформальном классе или группе означает признание различий между детьми и использование этого фактора в процессе образования.  В нашем случае, всесторонность помогает определить методы работы с детьми, у которых есть «трудности в усвоении учебного материала и в активном участии в процессе обучения».

Таким образом, цель всестороннего обучения - необходимость обучать всех детей и концентрировать внимание на чувствительных и склонных к самоизоляции учащихся, включая тех, кто работает, кого продали и те, кому предстоит работа в ближайшее время (группа риска).

Всесторонние занятия являются средой, которая:

  • Отвечает на широкий круг вопросов обучения
  • Изменяет и трансформирует преподавание в соответствии с различиями обучающихся
  • Позволяет учителю и обучаемому принять различия и рассматривать их как положительный элемент в обучении
  • Принимает и работает с происходящими изменениями

Для того, чтобы передать идею всестороннего обучения,  а также, чтобы позволить  обучающимся чувствовать  себя  вовлеченным в обучение, необходимо разработать ряд заданий и запланировать их проведение. Данные задания позволят ученикам чувствовать себя свободнее и более творчески в процессе обучения.

 

Цель неформального обучения - увеличить активность маргинальных учеников. Эффективность освоения будет достигнута,  если обучающиеся начнут думать, что школа им рада и делает все, чтобы мотивировать их к активному участию в обучении. Это способствует пониманию того факта, что содержание заданий должно быть не только всесторонним, но оно должно также быть связано с ежедневными проблемами, которые беспокоят детей.

Примеры заданий.

Задание: Моя культура и я

Цель:

Определить аспекты культуры, которые влияют на наше поведение  и иногда затрудняют понимание поведения других людей.

Ожидаемый результат: 

При завершении этого задания обучающиеся смогут:

- различать особенности различных культур

-объяснить, что существующие различия между людьми являются следствием различия  культур, а некоторые из них - результатом личного опыта.

Необходимые материалы:   

Письменное задание «Культура» для каждого ученика.

 

Этапы работы:

  1. Напишите на доске или на плакате нижеследующие изречения:

-        «Никто в точности не похож на меня»

-        «У меня много общего с членами моей семьи и моего сообщества»

-        «Всем в мире нужны определенные вещи, и они тоже нужны мне»

  1. Обучаемых просят высказать свои мысли об этих изречениях. Следует отметить, что люди из одной группы часто представляют себе людей из других социальных групп как отличающихся от них. Обучаемых просят описать некоторые из этих отличий. Почему люди из одной социальной группы могут вести себя по-другому, чем люди из другой группы? В разговоре о поведении и убеждениях людей из какой-то определенной группы ученикам объясняют, что в первую очередь речь идет о культуре или, если имеется в виду большая этническая группа, говорится о «мини культуре».
  2. Обучаемых просят выполнить задание в письменном виде в целях определения их культуры или мини культуры. Они должны дать свою оценку и расположить вопросы в порядке их значимости.
  3. После того, как все выполнили задание, обучаемых просят разделиться на группы (по 5-6 человек) и обсудить то, что они написали в своих заданиях. После чего, обучаемых в их группах просят также сравнить и выделить отличающиеся аспекты их собственной культуры.                                       

Письменное задание: «Культура»

Ответьте на вопросы, а затем их очередность по значимости в соответствии с вашей культурой:

  1. Какую музыку слушают и какие поют песни на Вашей исторической родине?
  2. Какие танцы Вашей исторической родины Вы знаете?
  3. Какое самое особенное блюдо в Вашей семье?
  4. Как выглядит Ваша национальная одежда?

 

Задание: Я люблю свою школу.

 Цель:

Помочь ученикам прийти к мысли об идеале школы.

Ожидаемый результат: 

При завершении этого задания обучающиеся должны понять, что школа – это идеальные дружелюбные условия для получения знаний, расширения их кругозора.

Необходимые материалы:   

Бумага и ручка для каждого  ученика.

 

Этапы работы:

Вначале все обучающиеся сидят на своих местах с листом бумаги и ручкой. Учитель четко объясняет, каким образом будет идти работа и рассказывает о методе визуализации. (Визуализация - это способ усилить эмоциональное участие учеников и увеличить их мотивацию. Обычно сопровождается просьбой к ученикам создать мысленный образ согласно их представлению о какой-  либо вещи или каком-либо понятии).

  1. Учитель просит учеников закрыть глаза и расслабиться: «Закройте глаза и расслабьтесь. Прислушайтесь к своему дыханию. Прислушайтесь к шуму вокруг вас. Послушайте, а затем не обращайте на него внимания… и т.д. Представьте, что вы идете в школу в первый день школьных занятий и школа точно похожа на ту, которую вы себе представляли. Что вы заметили у входа в школу? Кто с вами? Как вас приветствуют учителя и директор?  и т. д. Какой ваш класс? Как ведет себя учитель? и т. д. (могут быть сформулированы другие вопросы с учетом специфики вашей аудитории)».
  2.  Теперь учитель постепенно возвращается к заданию. «Слушайте  свое дыхание или  шум вокруг вас. Откройте глаза и продолжайте расслабляться». Затем учитель просит учеников написать слово, предложение или нарисовать то чувство, которое возникло у них, делая это тихо, спокойно, не разговаривая друг с другом. Затем детей просят написать основные моменты, которые они представили во время визуализации.
  1. Обучаемые в парах или в группах обсуждают друг с другом то, что они написали. В конце обсуждения они выбирают три основы идеальной, в их представлении, школы и представляют свои выводы перед классом.  

  1.3 Учебная программа и учебный план.

Обучение в неформальном классе порождает необходимость решения следующих задач:

  • Разработка качественных и постоянных учебных программ, учитывающих специфические особенности категорий учащихся (пол, возраст, социальный уровень, степень подготовленности и т.д.).
  • Анализ показателей, основанных на успехах обучаемого и которые можно использовать для поддержки и мотивации всех детей.

 

Важные элементы учебной программы, которые сделают ее более эффективной и более подходящей для неформальных классов:

  • Широкий круг задач и целей, сформулированных для всех учеников, включая знания, навыки и  ценности, которые им  необходимо прибрести
  • Гибкая структура, которая соответствует разнородности обучаемых, проблемам и вопросам, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни
  • Содержание обучения должно соответствовать знаниям, навыкам и ценностям, связанным с актуальными вопросами, с реальными общественными проблемами учеников
  • Обсуждения и виды заданий  должны быть по тематике, связанной с работой детей, что создаст возможность выйти из рамок классной аудитории и школы

 

Таким образом, учителя, проводящие неформальное обучение, должны планировать разработку заданий, связанных с учебной программой предмета, по которому дети учатся при формальном обучении. Однако следует обратить внимание на то, что интерпретация  учебного плана проводится через задания, которые активно вовлекают учеников, сверх регламентированных рамок этого предмета.

Например: задания по математике и другим точным наукам в различных контекстах дают возможность объяснить ученикам явления окружающего нас мира. Ученики получат материал для размышления о различных природных явлениях. Очень важно, чтобы ученики объединяли новые знания с проблемами повседневной жизни. На уроках следует также использовать статистические данные из повседневной школьной и семейной жизни.

Мы бы рекомендовали такие темы, как:

-        «Математика дома».

-        «Математика в путешествии».

-        «Математика на рынке».

-        и др.

 

Во время прохождения таких понятий, как: классификация, измерение, сравнение, выводы и т.д., учитель должен приводить много примеров, используя прикладные материалы. Чтобы удержать внимание детей на ключевых моментах предметных понятий, учителю необходимо пользоваться знакомыми ученику предметами.

 

Предмет:  Математика: дроби

 

Цель:

Объяснить учащимся значение дробей

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут:

- объяснить значение дроби             

- закрепить навыки сравнения двух дробей

- обосновать свое решение

- развивать коммуникационные навыки

Необходимые материалы:   

Бумага и ручка для каждого  ученика.

8 карточек для каждой группы из 4 человек. На каждой карточке написано одно из дробных чисел:1\2; 1\3; 1\4; 2\3; 3\4; 3\2; 4\3; 5\4.

 

Время:

45 минут

 

Этапы работы:

 

  1. Ученики в каждой группе рассчитываются на 4: ученик - 1, ученик - 2, ученик - 3, ученик - 4. Ученик - 1  перемешивает 8  карточек и раздает по одной каждому ученику в группе. Учащиеся должны определить, у кого  карточка с самым большим дробным числом. Такой ученик получает балл.
  1. Игра продолжается, но теперь ученик - 2  перемешивает и раздает карточки; затем  ученик &‐ 3 и ученик - 4. В конце объявляется победитель в группе.
  2. Учитель помогает во время игры сравнивать дроби тем ученикам, которые не справляются с этим заданием. В конце занятия учитель рассказывает о различных способах сравнения дробей.

 

 Примечание:

Как видно из приведенного выше примера, такие задания выполняются через интерактивные, занимательные и несложные упражнения, которые помогают достичь цели предмета обучения. Занятие можно прекратить, когда у ученика сформируются ключевые знания по определенному предмету.

Занятия по литературе, языку, истории и географии как важные предметы школьной учебной программы дают большие возможности для индивидуального развития ученика, включая знания, поведение, мировоззрение; помогают рассматривать их с различных позиций в соответствии с богатыми и динамическими культурными традициями, позитивнее воспринимать проблемные явления  нашего общества.

С помощью чтения рассказов, обсуждения событий, изучения географии и т.д. обращается внимание на культурные ценности традиций. В этом контексте дети становятся создателями новых человеческих отношений и новых человеческих ценностей.

 

Предмет: География

 

Цель:

Ознакомить учащихся с географическим положением и рельефом Кыргызстана

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут:

- определить на карте и глобусе расположение Кыргызской Республики 

- назвать основные характеристики рельефа Кыргызстана

- обозначить некоторые современные экологические проблемы родного края

Необходимые материалы:   

Физическая карта Кыргызской Республики, физическая и политическая карта Кыргызстана для каждого ученика, политическая карта Кыргызстана, разрезанная по линии границ административных областей для каждой группы, лист бумаги формата А-4 для каждого ученика, плакат для каждой группы.

Время:

45 минут

 

Этапы работы:

 

  1. Вводная часть. Ученикам дается 3 минуты, чтобы написать на листе бумаги большими буквами «места, которые они хотели бы посетить в Кыргызстане». После этого каждый ученик, держа свой листок, разговаривает с одноклассниками о том, что они написали. Необходимо высказывать и обмениваться своими мыслями друг с другом в установленное время.
  2. Учеников делят на рабочие группы. Каждой группе дают административную карту Кыргызской Республики, разрезанную по линии  границ административных областей, которую ученики приклеивают на лист бумаги. Затем ученики каждой группы определяют названия областей, областных центров, отмечают на карте местоположение своего населенного пункта. Группы могут выполнять это задание, сверяясь с имеющейся в классе картой или атласами. В конце установленного времени представителем из группы презентуются результаты работы.
  3. Учитель рассказывает ученикам об особенностях рельефа Кыргызстана, дискутируя с учениками о том, что они знают о горных хребтах и межгорных долинах. Можно задать вспомогательные вопросы: Почему в Кыргызстане часто происходят землетрясения? Что они знают о заповедниках нашей страны? Для чего они служат? Какие растения и животные можно встретить в тех или иных районах? и т.д.

 

Примечание:

Вводная часть задания дает возможность ученикам поделиться той информацией, о которой они знают, и продемонстрировать свою эрудицию. Используя предлагаемую методику, учитель помогает детям развить уверенность в себе и выработать коммуникативные навыки. По аналогии учитель может использовать данный вид работы, рассказывая о расположении  других географических объектах и рельефах.

  

Предмет: Грамматика

 

Цель:

Дать понятия о прямой и косвенной речи

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут:           

- различать знаки пунктуации, которые используются в прямой и косвенной речи

- правильно использовать знаки пунктуации в устной и письменной речи

Необходимые материалы:   

Письменное задание, подготовленное учителем, бумага, ручка

Время:

45 минут

 

Этапы работы:

 

  1. Учитель заранее готовит для учеников письменное задание на карточках (например):

Прямая речь

Косвенная речь

«Ты придешь ко мне на День рождения?» - спросил Алмаз у Сабины.

 

Андрей проснулся и вскрикнул: «Ой! Я же проспал в школу!».

 

 

Прямая речь

Косвенная речь

 

Мадина сказала Айбеку, что завтра у нее экзамен, и поэтому она волнуется.

 

Усмон объяснил Елене, что  Дом молодежи  находится около центрального парка.

Каждый ученик работает со своей карточкой, изменяя предложения из прямой речи в косвенную или, наоборот, в соответствии с выбранной карточкой.

  1. Закончив работу, ученики в парах определяют правильность выполнения задания. Они исправляют знаки препинания, которые они использовали неправильно и обсуждают друг с другом задания до тех пор, пока не придут к окончательному варианту своей работы.
  2. В конце занятия каждая пара представляет свою работу перед классом, чтобы рассмотреть правильно ли выполнено задание. В случае допущения ошибок учитель объясняет, какие знаки пунктуации нужно было использовать.

 1.4 Совмещенные  учебные планы и дополнительная учебная программа.

 Учебная программа предмета, изучаемого в неформальных классах или группах  будет более эффективной и привлекательной для учеников, когда им ставится задача, касающаяся не только какого-то определенного предмета. Было бы очень полезно выполнить программу, работая с вопросами и темами, близко связанными с социальными явлениями, влияющими на жизнь учеников.

Цели совмещенной  учебной программы достигаются во время урока через задания, которые связывают изучаемые темы с дополнительными знаниями в контексте предмета обучения.

Ниже представлены некоторые из важных сфер в жизни общества, информацию о которых можно интегрировать в содержание программ тех или иных предметов:

  • образование по правам человека 
  • детский труд
  • продажа детей
  • экология
  • здоровье
  • гендерное равенство
  • подготовка к определённому роду деятельности в жизни
  • поликультурное образование
  • урегулирование конфликтов и терпимость
  • демократия
  • мир и разоружение
  • официальное признание детей инвалидов и их интеграция в общество
  • уличное образование
  • экономическое образование
  •  и т.д.

 Урок: Наши права

 

Цель:

Способствовать ученикам в изучении их прав, а также определить их приоритеты

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут: 

- знать права, отражённые в Конвенции о правах ребенка

- установить приоритет прав

- принимать совместные решения

Необходимые материалы:   

Карточки с выписанными правами «Конвенции о правах ребенка» для каждой пары учеников,  плакат для каждой группы, карточки «Расположение в виде ромба» для каждой группы

Время:

Выполнение заданий может длиться дольше продолжительности одного урока

 

Этапы работы:

 

  1. Ученики делятся на пары. Каждой паре дается комплект из 9 карточек, в которых написаны права из Конвенции. Каждую пару просят разместить  права в соответствии с их значимостью на карточке  в соответствии с ромбом (см. карточку): наиболее важная карточка наверху, две других - пониже,  три - на третьем уровне, две - на четвертом уровне и одна - на пятом уровне с «наименее важным правом».
  2. После того, как карточки разложили, попросите 3 пары объединиться в группы по 6 человек. Им отводится 10 минут для того, чтобы договориться о финальном расположении карточек.
  3. Организуйте обсуждение этого вида работы, используя вспомогательные вопросы: Смогли ли ученики принять единое решение? Какой вопрос вызвал наибольшие споры? Почему трудно расположить права по степени их важности? Какие были бы последствия, если бы одно из прав было бы полностью удалено? Почему всем правам в Конвенции дан одинаковый статус? Почему эти права неделимы и взаимосвязаны?   
  4. Затем попросите класс дать определённую оценку этим правам в соответствии с важностью, которую на их взгляд придают правительство и сообщество ученика: Думаете ли вы, что правительство придает больше значимости некоторым правам? Какие права должны быть усовершенствованы в вашем сообществе, чтобы создать культуру мира?

Какие права, возможно, упущены в конвенции, которые помогли бы установить культуру мира?          

Карточки с выписанными правами из «Конвенции о правах ребенка»

Дискриминация

 Права имеют все дети без исключений. Обязанность государства защищать детей от всех форм дискриминации и принимать активные меры для обеспечения гарантии их прав.

 

 

 

 

Уровень жизни

Каждый ребенок имеет право  на достойный уровень жизни способствующий его/ее физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Родители несут основную ответственность за обеспечение ребенку должного уровня жизни. Задача государства проконтролировать выполняется ли эта обязанность.

Имя и национальность

С рождения ребенок имеет право на имя. Ребенок также имеет право иметь национальность и знать своих родителей и пользоваться их заботой  как можно дольше.

 

 

 

 

 

 

Здоровье и система здравоохранение

Ребенок имеет право на самый высокий уровень здравоохранения, Правительство должно  обращать особое внимание на первоначальное и профилактическое здравоохранение, сокращение уровня детской смертности. Оно также должно проводить  международное сотрудничество в данном вопросе.

 

Образовательные задачи

Образование должно быть направлено на то, чтобы развить личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности. Образование должно подготовить ребенка ко взрослой жизни в свободном обществе и поощрять уважение к родителям к его \ее собственной культурной идентичности, языку и ценностям, а также к культуре и ценностям других.

Управление по правам молодежи

Ребенок, имеющий конфликты с законом имеет право на  профилактическое воздействие, которое гарантирует справедливость и сохранение достоинства, принимает во внимание его возраст и обеспечивает его реинтеграцию  в обществе.

Забота о реабилитация

  Правительство обязано обеспечить необходимое лечение для восстановления и социальной интеграции детей -  жертв вооруженных конфликтов, истязаний, эксплуатации, голодания, брошенных детей.

Детский труд

Ребенок имеет право быть защищенным от работы, которая наносит вред его \ее здоровью, мешает учебе и развитию. Правительство должно определить минимальный  возраст приёма на работу и организовать рабочие условия.

Свободное время, развлечения и  культурное развитие

Ребенок имеет право на свободное время, игры и участие в культурной и художественной деятельности.

 

 

Карточка с ромбовидной формой

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статус мероприятий, проводимых по учебному плану в рамках неформального обучения

  •  Задания урока и планируемые мероприятия по неформальному обучению не являются обязательными. Это значит, что учитель может планировать эти мероприятия, как он считает более подходящим для учеников. Он должен всегда тщательно определять задачи, которые облегчат и  улучшат освоение материала учениками в формальном обучении.
  •  Задания не имеют временного ограничения. Выполнение заданий может длиться дольше продолжительности одного урока. Это способствует лучшему восприятию материала.
  • В неформальном обучении использование стандартных заданий крайне нежелательно. Это дает учителям возможность пробовать новые методы для повышения эффективности обучения в неформальных классах.
  • Задания по учебному плану в этом контексте являются результатом академически свободных действий учителя. Учитель самостоятельно планирует, выбирает темы, задачи и виды работ, которые будут разрабатываться в классе.
  • Разработанные задания не связанны с определенным уровнем обучения. Часто случается, что ученики, независимо от возраста, выполняют одинаково сложные задания. 
  • Выполнение  заданий не оценивается по баллам. В этом случае ученик свободен, нет давления оценки. Это делает урок более свободным, раскрывающим личности учеников.
  • Использование заданий учебного плана  в неформальном обучении рассматривается, как возможность приблизиться к действительно научным дисциплинам в контексте современных проблем. Учитель должен суметь преподнести самые сложные для учеников дисциплины как комбинацию учебных знаний и социальных проблем, которые волнуют детей.

 В качестве вывода мы можем сказать что:

  • Использование совмещенных  учебных программ является одним из решений  для преодоления социальных проблем и интеграции в формальную школу детей с ограниченным доступом к обучению.
  • Формулировка целей и задач совмещенных учебных планов является одной из актуальных задач для учителей, работающих в  неформальных классах илигруппах.
  •  Важность этих задач не только в том что они приближают ученика к системе знаний и навыков, которые не дает  ни один академический предмет, а также в том, что дает ученику умение выстроить свои отношении в группе и в социуме в целом.

 

 

Урок: История Рахат

 

Цель:

Научить учащихся анализировать предрассудки, формирующихся у людей и основанных на их гендерной и этнической принадлежности

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут: 

- минимизировать гендерные стереотипы

- принимать совместные решения

Необходимые материалы:   

Карточки с текстом об истории Рахат для каждой группы

Карточка ответов

Время:

Выполнение заданий может длиться дольше продолжительности одного урока

 

Этапы работы:

 

  1. Разделите учеников на 2 группы: в одной - мальчики, в другой  - девочки. Раздайте им копии истории Рахат; копии (А) - группе А (мальчикам); копии (В) - группе В (девочкам).

Обратите внимание, группы не должны понять, что они читают разные тексты. Поскольку имена созвучны, учитель может сказать, что все будут читать историю Рахат  не комментируя, что в одном случае - это девочка, а в другом – мальчик.

Группа А  - История Рахат (А)

Рахат - двенадцатилетний мальчик. Он самый тихий мальчик в классе. Рахат немного стесняется, когда говорит перед классом, но он раскован в маленьких компаниях. У него много подруг и друзей. Рахату хорошо даются грамматика и чтение, но у него проблемы с математикой.

После школы Рахат любит смотреть телевизор. Он много читает особенно о достопримечательностях и  истории о животных. Он любит играть в парке со своими друзьями и иногда следит за своим братом.  Иногда он даже моет посуду, если родители попросят его.

 

Группа В - История Рахат (В)

Рахат – двенадцатилетняя девочка. Она самая тихая девочка в классе. Рахат немного стесняется, когда говорит перед классом, но она раскована в маленьких компаниях. У нее много подруг и друзей. Рахат хорошо даются грамматика и чтение, но у нее проблемы с математикой.

После школы Рахат любит смотреть телевизор. Она много читает особенно о достопримечательностях и  истории о животных. Она любит играть в парке со своими друзьями и иногда следит за своим братом.  Иногда она даже моет посуду, если родители попросят его.

 

  1. Задайте двум группам одинаковый вопрос, учитывая тот факт, что в одном случае главный герой мальчик, а в другом – девочка: Что поразило вас больше всего в истории о Рахат?

 

Карточка с примерными ответами:

- он/она застенчива  

- он/она имеет много друзей                  

- он/она имеет проблемы с математикой              

- он/она любит играть в парке со своими друзьями     

- он/она заботится о своем брате

- он/она моет посуду

 

Учащиеся должны выбрать  несколько ответов из списка и обосновать, почему именно их. Связанно ли это с тем, что Рахат  мальчик или девочка?

 

 

Урок: Факторы загрязнения воздуха

 

Цель:

Помочь ученикам понять, какие различные факторы влияют на загрязнение воздуха.

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут: 

- различать факторы, влияющие на окружающую среду

- минимизировать явления, негативно влияющие на экологию

- применять здоровье-сберегающие технологии

Необходимые материалы:   

Четыре-пять 2-х литровых прозрачных бутылки без этикеток, 4 пигмента краски, деревянная ложка, чистый стакан

Время:

Выполнение заданий может длиться дольше продолжительности одного урока

 

Этапы работы:

 

  1. Наполните 2-х литровые бутылки водой. Пусть ученики представят, что вода в бутылке - это воздух в районе, где они живут или учатся.
  2. Наполните чистый стакан водой и отставьте  в сторону. Поставьте бутылки на стол и попросите 4-5 учеников встать около каждой бутылки.
  3. Откройте бутылочки с цветным пигментом. Прежде, чем капать пигмент, размешайте воду ложкой. Затем капните пигмент в каждую бутылку и дайте  несколько минут, чтобы он растворился в воде. Учитель ходит от бутылки к бутылке, капая пигмент. Он повторяет этот процесс 3 раза по очереди, капая разные пигменты; ждет 5 минут для растворения краски.
  4. Пока учитель капает пигменты разных цветов в воду, он объясняет, что каждый цвет представляет  какой-либо источник загрязнения.

 

Например:

-        красный - машины и транспорт

-        зеленый - нефть и бензин

-        голубой - сжигание отходов

-        и т.д.

 

  1. После того, как краски хорошо растворятся, учитель просит учащихся сравнить воду в бутылке с чистой водой в стакане, используя следующие вопросы:

-        Какую воду вы бы предпочли пить?

-        Если бы вместо воды был воздух, хотели бы они дышать цветным воздухом или чистым?

-        Думаете ли вы, что чистый воздух важен для человека?

-        Какие загрязнители воздуха вы знаете?

-        Подумайте, что вы можете сделать, чтобы уменьшить загрязнение воздуха?

 

ЧАСТЬ II

  Эффективное преподавание и освоение материала в неформальном обучении.

 

Обратите внимание:

 

- Хороший учитель - это тот, кто уважает всех учеников, принимает их различия, слушает их и помогает им  научиться решать проблемы.

- У детей различные типы восприятия и это требует поддержки со стороны учителя.

- Методика преподавания, сфокусированная на ученике, является активной, интерактивной и рефлективной и реализуется через ученическое участие и учительское лидерство и поддержку.

- Организация класса происходит с учетом социального фактора, что необходимо для проведения эффективного обучения.

- Учитель является ключевой фигурой способной поддержать позитивную мотивацию к обучению.

Грамматика

  

2.1 Учитель и эффективное преподавание

 

Для определения  характеристики профессионального учителя рекомендуется использовать следующие вопросы:

 

 - Как он/она ведет себя на уроке?

- Как он/она ведет себя в неформальном общении с детьми?

- Какими ценностями он/она обладает?

- Какой он/она информацией владеет?           

- Какую профессиональную подготовку и образовательную базу он/она имеет?

- Как он/она выглядит?

- Какую интонацию он/она использует?

- На чем основана его/ее уверенность, что он/она профессиональный учитель?

 

Профессиональный учитель своим поведением и отношением должен показывать, что уважает всех детей, слушает их, помогает им  научиться решать проблемы и разделяет их идеи. Как вы преподаете также важно, как и то, что вы преподаете. Отношение учителя также значимо, как и задания, которые он делает с детьми. Профессиональный учитель должен знать и понимать ключевые принципы того, как дети усваивают материал, а также знать, как использовать различные методы преподавания.

 

Пять основных критериев эффективного преподавания:

 

1. Планируйте и излагайте материал в логической последовательности.

2. Ведите занятия соответственно социальному и интеллектуальному уровню учеников, учитывая их индивидуальные различия. 

3. Обеспечьте возможность  использовать на практике то, что умеют ученики.

4. Дайте ученикам понять то, чего от них ожидают.

5. Контролируйте и оценивайте успехи обучающихся так, чтобы они самостоятельно выявляли и исправляли свои ошибки

 

Профессиональный учитель: 

 

- Дает четкие инструкции

- Склонен к самоотдаче и ориентирован на выполнение задачи

- Четко излагает свои мысли

- Использует множество методик и стратегий

- Позволяет ученикам учиться  в соответствии с их возможностями и стимулирует успех

- Делает конструктивные замечания и предложения

- Умеет ценить вклад всех учеников

- Уважает учеников

- Проявляет честность, справедливость и сотрудничество

- Обучает и поощряет учеников развивать навыки мышления и умение решать проблемы, стать более вовлечённым и мотивированным в своей учебе

- Старается учить учеников как думать, как учиться,  как контролировать свою учебу

- Старается быть интересным собеседником

 

 Учитель должен:

 

Демонстрировать позитивное вербальное общение:

- быть вежливым, уважительным, говорить четко и ясно

- быть информативным и интересным

- слушать вопросы и отводить время на их обсуждение

- позволять оценивать, ценить и поддерживать точку зрения каждого

 

Демонстрировать позитивное невербальное общение:

- языком жестов

- выражением лица

 

Демонстрировать хорошее умение слушать:

- выслушивать информацию

- обдумывать и комментировать  информацию

- задавать логичные вопросы

 

!!! Барьерами для общения являются: тон голоса, язык жестов, тип вопросов, внешний вид и пренебрежительное отношение.  

               

2.2   Процесс обучения

  

Дети и взрослые учатся более эффективно, если они вовлечены в активный процесс обучения.

Существует множество теорий о процессе освоения материала, а также многочисленные классификации их типов. Сконцентрируемся на трех ключевых типах:

 

Визуальный

Слуховой 

Кинестетический 

 

 Учитель должен использовать определенный тип освоения информации ребенка, чтобы настроить его на обучение, мотивировать его к обучению и помочь почувствовать себя успешным. Однако учитель должен также поощрять использовать другие типы освоения и научить, как использовать каждый из них в жизни.  

 

 

 

Тип усваивания

Характерные черты

Методы обучения

- Ученики, склонные к визуальному восприятию информации

- предпочитают картинки и диаграммы

- использовать визуальные материалы, такие как: картинки, таблицы, карты, графики и т.д.

- нуждаются в создании ярких мысленных образов

- удостоверьтесь, что такой ученик хорошо видит вас, когда вы говорите, старайтесь сделать так, чтобы он смог видеть ваши жесты и выражение лица.

- любят смотреть на карты, таблицы, картинки и видео

- используйте цветные карандаши, чтобы отмечать важные части текста

 

 

 

 

- позволяйте ученикам делать отметки или дайте раздаточные материалы, используйте картинки или метод мозгового штурма

- попросите учеников написать историю и проиллюстрировать ее.

- позволяйте тихо заниматься, не вступая в словесные перепалки

- обеспечьте книгами для чтения с картинками и диаграммами.

Ученики, воспринимающие информацию на слух

- учатся лучше через вербальные лекции, обсуждения, беседы, слушая, что говорят другие.

- позволяйте ученикам участвовать в классных диспутах и дебатах

- толкуют скрытый смысл речи, слушая тон, тембр голоса и скорость речи.

- дайте возможность произносить речи и презентации

- написанная информация может иметь мало смысла пока он ее не услышит.

- позволяйте использовать диктофон   для записи

 

 

 

 

 

- читайте вслух тексты

-  позволяйте ученикам принимать участие в пении, делать ритмичные движения и т. д.

- обсуждайте идеи

- диктуйте ученикам, пока они  пишут

- рассказывайте истории для того, чтобы продемонстрировать свою точку зрения

  Кинестетические  (тактильные и физические) ученики                                                                                                                               

- выражают себя через движение, взаимодействуя с пространством вокруг себя

- делайте  уроки более короткими и позволяйте ученикам провести перерыв вне класса

- имеют хорошее чувство координации

- позволяйте ученикам двигаться во время уроков, если это возможно

- любят танцевать, физическую координацию, спорт,  ремесла, используют язык жестов, подвижные игры, используют руки, чтобы создать или построить  что-то.

- позволяйте ученикам использовать яркие краски для рисования и т.д.

 

- попросите учеников представить свои работы в виде плакатов или разыграть их по ролям и т.д.

 

- позвольте ученикам быстро получить информацию, а затем вернитесь и более детально просмотрите ее еще раз.

 

 

 

 

Примечание: изучая таблицу о типах усвоения и колонки с характеристиками учеников, мы должны сразу представить тот тип, который предпочитаем, а затем подумать об учениках класса. Знаем ли мы их? Знаем ли какие они разные? В третьей колонке даются виды мероприятий, которые можно использовать в классе, это помогает учителю планировать и выполнять  ежедневные задания в своем классе или группе, дополнив их новыми видами.

 

 2.3 Методы обучения и виды заданий, сконцентрированные на ученике.

 

Методика работы с заданиями, сконцентрированными на ученике:

- является активной, интерактивной и рефлекторной

- фокусируется на том, что является действительно важным и реальным для ученика, а не косвенным и абстрактным

- позволяет ученику участвовать в различных  видах заданий, часто в парах или небольших группах, где они могут перенять знания друг у друга, а не только от учителя и где они могут обсудить и поделиться своими идеями

- использует  собственный опыт ученика и основывает  на нем новые знания и навыки

- развивает взаимоуважение ученика и учителя, позитивное общение позволяет делиться идеями и слушать других

- использует предпочтительную для ученика дисциплину в целях мотивации к эффективной деятельности во время занятий.

 

Используя преподавание сконцентрированное на ученике,  следует отметить, что учитель в классе или группе также является учащимся, а не человеком, знающим все. Однако учителю нужно быть профессиональным руководителем, лидером, который может управлять классом, состоящим из различных учеников. Учителю также нужно использовать разнообразный материал и способствовать активному, интерактивному и рефлекторному обучению своих учеников.

            Нижеследующая таблица показывает четыре основные фазы, во время которых ученик должен проявлять активность, чтобы добиться успеха в учебе. Этот учебный цикл согласуется с методом концентрации на ученике. Фазы этого цикла:

 

 №

Фаза

Включает…

1

Опыт

Виды деятельности такие, как: занятия на улице, ролевые игры, демонстрации, групповая работа и т.д.

2

Анализ

Анализ экспериментов, их смысл

3

 

 

Выводы

Поощрение учеников за практические выводы из своего и чужого опыта, из полученных знаний

4

Использование выученного (жизненные навыки)

Стимулирование учеников за связь того что они выучили с ситуациями из своей жизни

  

Предмет: Родной язык: Комуз

 

Цель:

Научить учеников грамотно и осмысленно читать

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут: 

- делать предположения

- читать, понимая мысль автора и идею отрывка

- читать, объясняя свои эмоции

- читать, чтоб понять и оценить язык отрывка.

- анализировать поведение героев

Необходимые материалы:   

Доска, мел

Время:

45 минут

 

Ключевые слова: рассказ, автор, герой и персонаж, идея, словарный запас, подробное чтение, интерпретация, оценка.

Структура урока:

- Предварительное предположение и предсказание – 10 минут

- Направленное чтение -  20 минут

- Сетевая дискуссия -  15 минут

 

Ход урока.

Предварительное предположение и предсказание.

Воспоминание событий (обсуждение идей и предположений по ключевым словам).

 Учитель спрашивает учеников: Что такое комуз?

 Ученики рассказывают о своих ассоциациях со словом комуз.

Учитель пишет на доске 4 слова: играть, комуз, покупать, хотеть.

Затем просит учеников придумать короткую историю за 10 минут. Некоторые работы учеников можно озвучить в классе.

Учитель объясняет, что позже они узнают насколько близки их истории и предположения к рассказу, который они прочитают.

 

Направленное чтение.

Учитель просит всех учеников быть внимательными. Он объясняет, что они будут читать текст по частям, отмеченным учителем. После чтения каждой части ученики будут отвечать на подготовленные вопросы. Они открывают текст для чтения.

 

Первая часть.

«Наши деньги…в кино»

Учитель спрашивает:

- Где мальчики заработали деньги?

- Почему они должны работать в таком юном возрасте?

- О каком времени говорится в рассказе?

- По каким предложениям видно, что говорится о прошлом?

- Правильно ли делали родители, что не брали деньги у своих детей?

- Как вы понимаете фразу «Наше хорошее поведение окупится»?

- Как вы думаете, как дети потратят свои деньги?

- Почему вы так поняли прочитанное?

- Как вы думаете, что случится потом?

- Где подтверждение этой идеи?

 

Вторая часть.

«Мы шли… птицы чирикали»

Учитель спрашивает:

- Что дети сделали с деньгами?

- Случилось ли так, как вы предполагали?

- Где были их любимые магазины? Почему?

- По вашему мнению, какие были самые интересные вещи из тех, что купили дети? Что бы вы купили на их месте?

- Что произвело на вас впечатление в момент, когда дети увидели комуз?

- Что произойдет потом? Почему вы так думаете?

 

Третья часть.

«Сколько стоит … купим?»

Учитель спрашивает:

- О чем спрашивали дети?

- Почему она была дешевой?

- Заключили ли дети сделку с продавщицей? Что значит заключить сделку?

- В какой это был период времени, и какое было в то время положение?

- Расскажите о других ситуациях, связанных с этим периодом времени.

- Почему Арсену понравился комуз, когда он положил свою руку на струны: потому что он был красивым или…?

- Как вы думаете, купят дети комуз? Почему?

Как закончится история?

 

Четвертая часть.

« …на седьмом небе»

Учитель спрашивает:

- Почему дети немедленно решили купить комуз?

- Понравилось вам их решение? Что вы думаете об их жертве?

- Можете вы принести такую жертву? Если да,  расскажите нам об этом случае, как это случилось.

-  Понравилось ли вам решение детей, как использовать комуз?

- Понравился вам конец истории?

- Есть ли какие-то идеи, как по-другому закончить этот рассказ?

- Выберите трудные слова и выражения, которые вам понравились и вместе объясните их.

- Был ли рассказ похож на ваши предположения?

 

 Затем следует обсуждение (дискуссия).

 

Нужно ли было детям приносить жертву, чтобы купить комуз?

ДА (аргументы)

НЕТ (аргументы)

 

Учитель пишет на доске вопрос как показано выше и просит учеников написать за 5 минут аргументы на оба ответа.

 

2.3   Методика и методы

  

Обучение в неформальном образовании должно быть интерактивным. Эта форма обучения отличается по основной характеристике. Ключевая цель такого обучения  – успешное освоение материала. Это также является самой основной характеристикой всех методик, концентрирующихся на ученике в классе.

Представленная таблица отражает самые известные и используемые методы работы с заданиями,  концентрирующимися на ученике:

 

Методы групповой работы

Методы  исследовательской работы

- обсуждение

- работа в малых группах

- экспертные группы

- ролевые игры и моделирование

 

- решение проблемы

- поиск

- проект

- анализ проблемы

- наблюдение

- экскурс  в историю

- эксперимент

 

Рассмотрим некоторые из методов, посредством которых можно добиться определенных целей, сделать освоение материала более успешным.

 

Обсуждение.

Это метод, когда ученики вместе обсуждают заранее заданную тему для того, чтобы поделиться и получить соответствующую информацию. Порядок выполнения этого вида задания связан с выбором темы для обсуждения, определением цели, раздачей участникам материалов для обсуждения, созданием среды для развития обсуждения.

Ролевая игра.

Этот метод требует взаимодействия двух или более учеников, чтобы инсценировать запланированную ситуацию. Порядок выполнения этого вида задания связан с пониманием инсценируемой ситуации, определением и распределением ролей между учениками, заучиванием роли каждым актером.

Групповая работа.

Этот метод дает возможность организовать на уроке группы учеников по 4-5 человек, которые могут быть разного уровня подготовленности, разного пола и расы, для совместного обсуждения и работы над определенной темой. Каждая группа имеет своего лидера и спикера. Группы формируются по разным критериям, но важно, чтобы время от времени они менялись.

Опрос.

Этот метод основан на задавании вопросов и получении ответов от учеников. Цель использования этого вида деятельности – мотивировать учеников к более активному действию во время занятий, побуждать их думать, помочь ученикам объяснить материал.                                          

    

Интервью.

Этот метод выполняется двумя учениками (один берет интервью, а другой дает интервью). Интервью в школе проводятся по простым проблемам, но учитель должен помочь ученикам определить цель интервью, назначить, кто будет давать интервью и сформулировать краткие, четкие и прямые вопросы.

Фильм.

Этот метод ставит ученика на роль наблюдателя с четкой задачей, чтобы достичь заданных целей. Методически процедура начинается с подготовки к просмотру фильма, определению цели для которой этот фильм будет  просмотрен. Во время просмотра собираются данные, интересующие участников, которые будут внимательно обдуманы. В конце пишется эссе и публикуются выводы, сформированные после просмотра фильма.

Круг.

Этот метод дает возможность ученикам свободно выражать свои идеи, мнения и чувства. Все ученики становятся в круг. Такое расположение показывает им, что они все равны. Принимаются все виды обсуждений, но ученик имеет право говорить только один раз. Они должны говорить по очереди, слушать друг друга и не перебивать друг друга. Совместными усилиями достигается толерантность: ученики не перебивают, не комментирует неправильные формулировки и не спорят, не дослушав до конца. Учитель должен говорить позитивные вещи, чтобы мотивировать детей чувствовать, что их слушают.

Голосование.

Этот метод базируется на использовании права голоса. Это /p- Почему вы так поняли прочитанное?дает возможность детям принять решение  выбрать друга на какую-то должность, выбрать игру, которая им нравится, вид задания и т.д. В большинстве случаев использование этого способа сильно облегчает установление сотрудничества в классе. Как процедура голосование начинается с презентации кандидата или альтернативы, за которую будут голос/p/trtop - экскурсовать. Голосование будет закрытым для всех. Голосование проведено. Подсчитываются результаты и объявляется победившая альтернатива.

Дневник.

Создание и проектирование газеты или дневника способствует свободному выражению своих идей и мнений. Подготовка дневника проводится разными способами. Например: ученики пишут, рисуют, намечают в общих чертах идеи и точки зрения, которые они хотят выразить. Они дают название дневнику. Другой вариант - сделать газету из материалов, вырезанных из газет и журналов, которые им нравятся. Газеты также могут послужить для воспитания уважения и, не нарушая права, выполнять свои задания и обязанности. Создание газеты требует больших совместных усилий и фантазии. Газета должна поднять интерес учеников, им нужно найти в этом позитив и решение жизненных задач.

 

Урок: Мир это…

 

Цель:

Стимулировать учеников высказывать свое мнение, чтобы у них появилось четкое представление о концепции мира

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут: 

- высказать свое мнение о концепции мира

- обменяться своим пониманием и восприятием мира

Необходимые материалы:   

Четыре полоски бумаги для каждого ученика, плакаты, маркеры

Время:

Выполнение заданий может длиться дольше продолжительности одного урока

Этапы  работы:

 

1. Работая индивидуально, не обсуждая друг с другом, ученики пишут на отдельных полосках бумаги по четыре высказывания, начиная с: « Мир это…». Написанные высказывания должны отражать их понимание концепции мира.

2. Учеников делят на группы и просят обменяться и обсудить то, что они написали. Затем они пишут единое краткое определение  мира. Это определение пишут на плакате и по желанию сопровождают рисунками (символами, персонификациями и т.д.).

3. Затем каждая группа проводит презентацию своей работы, это можно сделать на пленарной дискуссии по вопросам, которые могут возникнуть во время задания или когда учитель посчитает это удобным.

 

Урок: Коробка со словами

 

Цель:

Помочь ученикам связать свои мысли с чувствами, связанными с их сверстниками, с которыми они работают

Ожидаемый результат: 

По окончании данной  работы ученики смогут: 

- выражать свои мнения и чувства относительно детского труда

- принимать участие в активной дискуссии по вопросам детского труда

Необходимые материалы:   

Бумага формата А-4, картон

Время:

Выполнение заданий может длиться дольше продолжительности одного урока

 

Этапы  работы:

 

1. Учеников просят выразить свои чувства и эмоции, которые они испытывают, когда представляют или видят детей, бросивших школу и работающих на улице. Затем учеников просят написать на бумаге три эмоции или чувства, используя одно слово; например, «одинокий, голодный, печальный, усталый». Когда все ученики напишут свои слова, их просят разделить лист бумаги на полоски таким образом, чтобы на каждой полоске было написано одно слово.

2. Затем каждый ученик кладет свои  полоски в коробку; их перемешивают и дают ученикам, чтобы они вытянули полоску с написанным словом из коробки. После этого ученик должен составить предложение относительно детского труда, используя слово, вынутое из коробки. Ученику  предлагается почувствовать себя на месте ребенка, который работает или живет без достатка. Предложение должно начинаться с таких слов «Я одинок, потому что…»., «Я боюсь, потому что…», « Я голоден, потому что…» и т.д.

3. Затем предлагается перейти к дискуссии в классе о возникших чувствах и эмоциях. Следует обратить внимание на то, чтобы в дискуссии участвовало как можно больше учеников.

 

 2.5 Организация класса 

 

Организация класса основана на физических и социальных факторах, учитель и ученики  должны эффективно использовать их во время урока.  

 

Некоторые факторы успешной организация класса:

 

- хорошо спланированные и интересные уроки

- создание позитивных отношений в классе

- мотивация учеников учиться

- правила поведения в классе

- позитивная дисциплина в классе

- коммуникационные навыки учителя и учеников

 

2.6 Мотивация учеников 

 

Ученики, обучающиеся в неформальных классах или группах, будут учиться лучше в случае их мотивации. Мотивацию можно развить в случае:

 

- ясного понимания задач и целей обучения

- развития имеющейся базы знаний и навыков

- наличия выбора и ответственности по обучению

- наличия времени проанализировать и сделать выводы  по изученному материалу      

 

 2.7 Планирование обучения

 

Планирование является важной частью работы учителя. Основой плана является принятие решений. При подготовке плана учитель должен решить, какими должны быть цели и задачи для каждого вида занятия, какой материал подходит для разработки определенного вида заданий, какие методики и методы нужно использовать для того, чтобы достичь цели и как оценить успехи ученика. Этот процесс принятия решения является весьма сложным, потому что существует столько же стратегий обучения, сколько существует учителей.

Два элемента, которые  являются необходимыми в планировании урока в неформальном классе:

 

- решить, чего учитель хочет достичь

- как это сделать

Необходимо чтобы учителя (возможно и ученики) задали себе следующие вопросы:

 

- Чего я хочу достичь?

- Как я буду этого добиваться?

- Кто будет добиваться этого после меня?

- Когда и в каком порядке будут сделаны задания?

- Какие источники информации подходят для данных заданий?

- Какие материалы и средства необходимы?

- Как мне следует начать этот процесс?

- Как продолжать его?

- Как я смогу понять достигнуты  ли цели?

 

 

ЧАСТЬ III

Внепрограммные

В этом разделе приводится ряд занятий, проводимых в рамках внепрограммного обучения. Эти мероприятия проводятся  учителем по неформальному образованию, который   может также разработать собственные концепции. При выборе определенного занятия не используется какой либо критерий, в тоже время, тема занятия  должна затрагивать актуальные мнения, вопросы или проблемы и их решения, свойственные данной возрастной аудитории. Перечень приведенных здесь мероприятий не является исчерпывающим.  В целях повышения эффективности реализации программы по искоренению детского труда и работы учителей, работающих в данном направлении, данный раздел должен пополняться свежими идеями и методиками. 

Задание: Дискриминация

Ожидаемый результат: 

Дети должны узнать концепцию дискриминации и иметь возможность провести анализ и выразить собственное мнение по отношению к различным случаям дискриминации

Необходимые материалы:   

Тетради для учителя и учеников, информация по действительным случаям дискриминации , фото демонстрирующее данные случаи, юридические документы, картон, карандаши.


Этапы работы:

1. Каждому ученику раздают фотографии. Затем просят детей изложить содержание, обсуждая его всем классом. После чего необходимо придумать название к фото, для этого нужно раздать листы разноцветной бумаги. Эту работу можно провести  с группой поделенной на 4-5 человек. Когда ученик или группа заканчивает работу, учитель собирает все фотографии и размещает их в виде таблицы. 


2. Учитель готовит список определений ,связанных с дискриминацией на основании существующих государственных и международных нормативных документов. Ученики читают их, делая паузы на обсуждение. После этого учитель резюмирует урок, используя сопутствующие иллюстрации. 

 Государства-участники международного сообщества принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы ребенок был защищен от всех форм дискриминации или насилия вызванного  статусом ребенка или его родителей, законных опекунов или иных членов семьи, их деятельности, выражаемых взглядов или убеждений. 
Статья 2 / 2 
Конвенция о правах ребенка

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления.

2. Кыргызская Республика уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека.

Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.

Не являются дискриминацией специальные меры, установленные законом и направленные на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп в соответствии с международными обязательствами.

3. В Кыргызской Республике все равны перед законом и судом.

4. В Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации.

5. В Кыргызской Республике действует принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.

Статья 16. Конституции КР

 

Дискриминация -это особое негативное отношение к кому- либо, отсутствие равноправия, а также ограничение или полное лишение прав.

Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без дискриминации по любому признаку пола, расы, цвета кожи, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, материального положения, социального или иного положения. 
Статья 14: Противодействие дискриминации 
Европейская конвенция о правах человека


3. Дать детям материалы по некоторым социальным делам касательно дискриминации. Ученики в группе должны дать комментарий по каждому случаю. В конце занятия они представляют свои заключения. 

Случай дискриминации 

Комментарий:


Родители  не позволяют дочери, которая закончила четвертый класс школы продолжить обучение.

 

Во многих случаях детям выплачивают меньшую заработную плату, хотя  они делают ту же работу, что и взрослые.

 

Женщины назначаются на руководящие должности намного реже, чем мужчины.

 

Арендодатели не желают сдавать свои дома семьям с несовершеннолетними детьми.

 

 

 


Предмет: Математика 
Задание: Я знаю, как сделать диаграммы

Ожидаемый результат: 

Учащиеся должны получить практические навыки по следующим направлениям: 
- Сбор статистических данных о различных событиях. 
- Классификация объектов и событий. 
- Создание простых таблиц со статистическими данными. 
- Составление графиков. 
- Диаграммы.

Необходимые материалы:   

Учебные пособия по математике, линейки, цветные карандаши, подготовленные  таблицы на доске. 

Этапы работы:


1. Ученикам предлагают представить сведения по датам рождения  членов их семей и родственников (соседей, друзей и т.д.). Каждый ученик должен представить  данные на 20 человек. Данные должны быть представлены в следующей таблице (раздается учителем). 

No.

месяц

Имя

1

Январь

Каныбек

2

Февраль

 

3

Март

 

4

Апрель

 

5

Май

 

6.

Июнь

 

7

Июль

 

8

Август

 

9

Сентябрь

 

10

Октябрь

 

11

Ноябрь

 

12

Декабрь

 


2. Класс делится на группы по 6-8 учеников в каждой. Обсуждение проводится в каждой группе: ученик, согласно  данных его таблицы, говорит о людях, которые родились в  январе. Он должен охарактеризовать каждого из них, например: Каныбек мой дядя, ему 43 года, он инженер, и он любит музыку. Дальше ученик говорит о людях, которые родились в феврале, и так далее.

В результате формируются итоговые таблицы, в которые внесены все данные группы. 
  
3. Таблица раздается всем членам группы. Группа делает график  на основе своих данных. Затем происходит обмен диаграмм между группами. 
  
4. Группы также могут задавать вопросы друг к другу, например: "В каком месяце родилось больше всего людей? В каком месяце не родился никто? По сравнению с апрелем увеличилось или уменьшилось количество родившихся в сентябре? И т.д. " 
  
Предмет: История 

Задание: Средневековая культура  кыргызского народа

Ожидаемый результат: 

По окончании деятельности, учащиеся должны уметь: 
- Определить черты характерные для  кыргызского  искусства и стиля одежды; 
- Находить общие черты с настоящим искусством и стилем одежды; 
- Определить связь между настоящим и традициями. 

Необходимые материалы:   

Фотографии иллюстрирующие кыргызскую культуру или альбом археологических открытий для всего класса

 

Этапы работы:

  1. Учитель показывает фотографии предметов обихода кыргызского народа, найденных археологических памятников и жилых мест в эту эпоху. После рассмотрения и обсуждения указывает на особенности предметов, рисунков, образа жизни кыргызского народа в средние века, записывает их на флипчарт . После делает резюме.
     Двоим ученикам, мальчику и девочке, предлагается выйти к доске. Рассмотрев фотографии, мужской и женской одежды, они должны представить их на себе и описать их.
  2. Учитель обсуждает с учащимися такие вопросы, как: 

-        Сталкиваемся ли мы в настоящее время с элементами  средневековой культуры кыргызского народа  в таких аспектах жизни как: обиход, культура, язык и образ жизни? Что используете вы?

-        Что из нашей повседневной одежды относится к традиционной одежде? Какие элементы были сохранены? 

-        Как возможно  изменится стиль в будущем? 

Предмет: математика, биология

 

Задание: Срок годности продуктов 

Ожидаемый результат: 

Учащиеся должны уметь: 
- Читать различные маркировки пищевых продуктов для определения срока годности. 
- Делать расчеты по времени (календарь в годах, месяцах и днях). 

Необходимые материалы:   

Этикетки и упаковки продуктов питания


Этапы работы:

  1. Класс делится на группы по 6-8 учеников. Каждой группе раздаются различные этикетки и упаковки пищевых продуктов, которые  затем необходимо классифицировать. Будет лучше, если учащиеся будут группироваться в зависимости от типа рассматриваемого ими продукта. Например, отдельная группа может рассматривать кондитерские продукты, другая молочные продукты, мясные продукты и т.д. Группам необходимо обсудить и представить аргументы в пользу своего выбора, затем провести окончательное перегруппирование класса. 
  2. Каждой группе раздаются этикетки определенного типа продуктов, например, первой группе даются этикетки молочной продукции, второй конфеты и так далее. Участники одной группы обмениваются комментариями. Дискуссии должны быть связаны с истекшим сроком годности. Группа рассчитывает  время, прошедшее с момента истечения срока, или время, которое осталось до его истечения. Отсчет может вестись в годах, месяцах, неделях или днях. Продовольственные товары, у которых  истекает срок годности, должны быть отмечены небольшой табличкой "Внимание! Истекает срок годности " 
  3. Обсуждение в классе. Обсуждаются другие случаи нарушения продажи продуктов.  Обсуждения рисков использования продуктов с истекшим сроком годности, их классификация, например, срок годности некоторой продукции снижает их рыночную стоимость, но их использование не наносит существенного вреда здоровью (например, духи, крема и т.д.). В то же время, употребление пищевых продуктов, к примеру, содержащих яйца в качестве одного из ингредиентов, несет риск отравления. Особое внимание должно быть уделено  лекарствам, особенно тем, инструкции к которым написаны на иностранном языке. Обсуждение должно прийти к выводу, что родители должны внимательно рассматривать упаковку при покупке лекарства, читать  инструкцию использования и соблюдать срок годности. Здесь ученики могут привести примеры из собственного опыта. 

    Предмет: География Кыргызстана

Задание: горная страна Тянь-Шань 

Ожидаемый результат: 

В результате занятия учащиеся должны уметь: 
• Определить географическое положение, форму рельефа горных цепей Кыргызстана на карте. 
• Определить туристическое значение нашей страны. 

Необходимые материалы:   

Карта физическая Кыргызстана для всего класса, карта Кыргызстана для каждого ученика, флипчарт, маркеры, скотч и ножницы.

 

Этапы работы:


1. Как только класс поделился на группы (желательное разбиение на пять групп), учитель дает задание для каждой группы. Задача для каждой группы состоит в следующем:
Предположим, вы работаете в туристическом агентстве,  и вам поручено подготовить рекламные брошюры про горы Кыргызстана. При разработке текста рекламы, необходимо учитывать, что его целью является привлечение как можно большего числа туристов. Содержание текста может быть свободным, но при этом он должен включать в себя следующую информацию: 

-        Географическое положение Кыргызстана. 

-        Форму преобладающего рельефа, описание нескольких горных хребтов и межгорных долин. 

-        Тип климата. 

-        Основные реки. 

-        Флора и фауна. 

-        Достопримечательности ландшафта. 

-        Население

-        Описание крупных населенных пунктов 

-        Экология 

-        Перспективы развития региона. 

 

Брошюра должна завершаться туристическим справочником,  физическими и административными картами Кыргызстана 

  Для облегчения задачи, учитель пишет на доске аспекты, которые должны быть включены в текст. После этого, каждая группа выбирает представителя, чтобы презентовать работу группы у доски. В конце презентации, учитель делает резюме, используя иллюстрации.

 
2. При общем обсуждении затрагиваются такие темы как: 
Ø обладает  ли Кыргызстан достаточными ресурсами для развития туризма? 
Ø какие перспективы у Кыргызстана в развитии туризма 
Ø какие вы знаете другие туристические места в мире, которые имеют схожие физико-географические условия? 
Ø Посещал ли кто-нибудь данные места? Какие они производят впечатления? 

Примечание: концепцию занятия можно использовать и на других уроках по географии Кыргызстана



Задание: Пагубное влияние со стороны сверстников

 

Ожидаемый результат: 

По окончании занятия, ученики смогут: 
• Идентифицировать давление со стороны сверстников. 
• Описать эффект давления со стороны сверстников на кого-то для принятия решения.

Необходимые материалы:   

Мелкие листочки  бумаги с надписями "ешь" и "не ешь", и коробка конфет. 


Цели: Этапы работы:


1. Класс формирует круг, коробку с конфетами ставят посередине. Каждому ученику раздается листочки бумаги, с надписью “ешь" или  "не ешь".  Ставится задача: ученики, которым достались листочки с надписью «ешь» должна убедить съесть конфеты учеников, которым достались листочки с надписью "не ешь"

2. После данного действия наступает обсуждение случаев давления со стороны сверстников друг на друга (в частности,  связанных с призывом к началу курения). 

Примечание: учитель направляет обсуждение таким образом, чтобы ученики поняли необходимость выработки защиты от пагубного влияния сверстников, в частности связанного с курением.

 

 

Задание: Ассоциации 

Ожидаемый результат: 

Аналитические выводы по результатам наблюдения, интерпретация взглядов, ведение переговоров и достижение консенсуса.

Необходимые материалы:   

Для каждой группы состоящей из p class= nbsp;topp class="3"-4 учеников: фотография разделенная на две части; флипчарт, 2 маркера и скотч

 

Этапы работы:


1.12- создание позитивных отношений в классеp class=/p - Определить черты характерные для /p Ученики делятся на группы по 3-4 человека, каждой группе раздаются части фотографии. Они клеят их  на доске. Первый этап заключается в выражении чувств, эмоций и формировании вопросов возникших при просмотре фотографии. Краткое резюме должно быть записано прямо на изображении. Вторая задача для учеников заключается в том, чтобы определить частью какого изображения является рассматриваемая ими фотография. После принятия общего решения карандашом рисуется дополнение для получения общей картины. 
2. Затем учитель раздает вторую половину фотографии для каждой группы. Они склеивают цельную фотографию. Члены группы выражают свои чувства, эмоции  и  задают новые вопросы, все это записывается на фотографии, с помощью разноцветных маркеров. 
3. После следует обсуждение разницы между сделанным предположением и реальностью.


 Примечание: Для повышения интереса к занятию, следует&nbs12/strongp; выбирать 12фотографии, в которых отсутствующа/strongp class="p"я часть имеет элемент неожиданности. В этом случае гарантировано бурное обсуждение, активная деятельность и заинтересованность учеников.

 


Задание: Мировое сообщество 

Ожидаемый результат: 

Повышение уровня информированности учащихся о различиях, которые существуют между странами.

Необходимые материалы:   

Копия политической карты мира для каждого ученика, карандаш




Этапы работы:


Учитель заранее делает копию политической карты мира, которая раздается каждому ученику. 

1. Учеников делят на группы и раздают копию карты мира. В группах, они указывают на страны куда эмигрировали их родственники. Можно перечислить названия стран на листе бумаги. 
2. После этого группу просят сказать несколько слов о некоторых странах. Они могут говорить об этнической группе, языке, климате, еде, музыке, одежде, достопримечательностях и т.п. 
3. Каждая группа презентует свои выводы перед классом. Презентация должна быть поддержана комментариями учителя. 

 Примечание: Для занятия можно приготовить карты ,не содержащие названия стран, в этом случае учеников можно попросить определить местоположение описываемых стран.

 

 


Задание: Последствия  детского труда

Цель:

Выявление рисков для здоровья, которым подвергаются работающие дети

Ожидаемый результат: 

По окончании занятия, учащиеся смогут: 
• Определить некоторые виды работ, которые выполняют их сверстники; 
• Оценить преимущества и риски работы для детей. 

Необходимые материалы:   

Тетрадь для каждого ученика, бумага, маркеры

 


Этапы работы:

 

  1. После 2-х этапов обсуждения, учащихся просят перечислить различные виды работ, которые выполняют они или их знакомые  и перечислить случаи работы, вредно повлиявшей на ребенка. 

КОММЕНТАРИЙ: Работа может быть легкой и полезной для детей, но есть и случаи тяжелой работы пагубно влияющей на ребенка: попрашайничество, продажа товаров на улице, сбор денег в транспорте и т.д. 
2. После работы в парах, ученики заполняют в тетради следующую таблицу.

 

Вид работы

Преимущества

Риски / опасности

Кто осуществляет эту работу

 

 

 

 



Рядом с каждым типом работы упомянутым выше в первом столбце они должны написать некоторые вытекающие преимущества, риски или вред, и знакомого выполняющего такую работу


3. На данном этапе три пары собираются вместе и обмениваются своими записями. Ученики одной группы могут обсуждать и спорить друг с другом о преимуществах и рисках того или иного случая детского труда. 

4. Далее проводится общее обсуждение по таким вопросам как: 
- Является ли данный   вид работы одинаково полезным для детей? 
- Что ученики считают опасной работой, что они не должны делать и почему? 
- Какие самые большие риски и проблемы несет работа неподходящая для ребенка? 
- Бывали ли случаи, когда ученики, сами участвовали во вредных работах? 
- Перечислить очевидные  негативные последствия  вредной работы.

 

 

 


Задание:  Насилие

Цель:

Обзор концепции прямого и косвенного насилия.

Ожидаемый результат: 

По окончании деятельности учащиеся смогут: 
§ Различать понятия прямого и косвенного насилия; 
§ Расставить примеры прямого и косвенного насилия в диаграмме; 
§ Определить условия необходимые для мирного сообщества.

Необходимые материалы:   

Три листа бумаги для каждого ученика, флип-чарт, скотч и маркеры для каждой группы

 

Этапы работы:

 

Прямое насилие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



   1. На основе услышанной или прочитанной информации учеников просят написать три примера пренебрежительного отношения, насилия, увечий или убийства. Каждый пример должен быть записан на отдельном листе бумаги. Было бы хорошо, если бы один пример иллюстрировал межличностные отношения, другой конфликт социальных групп и последний описывал событие международного уровня.

   2. Класс уже был ознакомлен  с тем, что насилие может быть прямым, которое происходит в виде физического насилия одного или нескольких лиц или насилие может быть косвенным и использовано в отношении выходцев из других социальных, политических, экономических и религиозных сообществ в виде морального воздействия. Ученики формируют группы из 5 или 6 человек, и делятся друг с другом примерами. На флип –чарте  группа рисует диаграмму как показано на рисунке

                                                                                                                                                          Косвенное       насилие

                                                                                    

 

 

 

 

3. Учеников просят рассмотреть отдельный пример и поместить его в правом круге. После завершения диаграммы выбирается представитель от каждой группы для презентации работы.  

4. После проведения презентаций проводиться общая дискуссия по вопросам насилия в целом и обеспечение мирных условий в школе и обществе:

                - с какими трудностями столкнулась группа при размещении примеров в схеме? 
                - причины возникновения этих трудностей 
                - в какой степени виды прямого и косвенного насилия взаимосвязаны? 
                 - какие существуют  эффективные инструменты для защиты и предупреждению насилия? 
               - расскажите какие существуют условия для мирного сосуществования в вашей среде? 
Учитель в зависимости от хода обсуждения может определить дополнительные вопросы, которые могут стать предметом дальнейшего обсуждения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Неформальное образование постепенно стало играть важнейшую роль в достижении  целей программы Образование для всех (ОДВ) и Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ) в мировом  пространстве, а также становится актуальным в Кыргызской Республике.

Неформальное образование, как показано в данном пособии, избирает конкретные формы работы с учетом специфических потребностей в знаниях для детей, не посещающих школу или рискующих в ближайшем будущем выбыть из нее (группа риска).

Формы работы и тематики неформального образования, представленные в пособии, разнообразны, но все они основаны на принципах - «обучение с учетом потребностей», «связь с практикой», «гибкие программы, расписание и выбор места проведения».

Более тесная связь неформального образования с вопросами повышения благосостояния людей служит решению задач Образования для всех и Целей Развития Тысячелетия. Речь идет о том, чтобы образование учитывало необходимость в развитии потенциала личности и задачи общественного развития. Чем будет лучше координация мер по образованию и по развитию, тем полнее они будут отвечать нуждам граждан страны.

Возможности различных систем формального образования не безграничны и поэтому они не могут в полной мере  охватить самые бедные слои населения.

Педагогам, использующим пособие по неформальному образованию, следует внимательно продумать  каким образом можно применять преимущества неформального образования и внедрять его в традиционную структуру.

Надеемся, что «Методическое пособие по неформальному образованию» найдет практическое применение в образовательных организациях Кыргызстана.