Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Встреча представителей профсоюза с делегацией из Германии

     26 мая 2016года в отеле « Плаза Отель» представительство Фонда им. Фридриха Эберта в КР  и Бишкекский либеральный клуб провели круглый стол с участием Парламентского Госсекретаря при Федеральном Министре по труду и социальным вопросам Германии, госпожой Габриэле Лезекруг – Меллер, которая рассказала о немецкой системе социального партнерства. Затем состоялась дискуссия с представителями Федерации профсоюзов Кыргызстана .Представители ЦК профсоюза работников образования и науки КР приняли участие в дискуссии по социальному партнерству и сделали сообщение об успехах , проблемах и перспективах социального партнерства в сфере образования Кыргызской Республики.

Социальное партнерство в сфере образования

    В  1991  году  в  Кыргызской  Республике  было  заключено  первое соглашение  по  социально-трудовым  вопросам.  Однако  его  подписали  лишь  Федерация  профсоюзов  и  Правительство,  и  в  нем  не  участвовали работодатели  ввиду  отсутствия  частных  предпринимателей  и  их объединений,  представляющих  их  интересы.  Трехсторонние  соглашения  с участием  представителей  работодателей  стали  заключаться  с  1997  года, сначала ежегодно, а затем начиная с 1998 года – раз в 2 года. Правовая база социального партнерства появилась значительно позже. В  2003  году  был  принят  закон  «О  социальном  партнерстве  в  области трудовых  отношений  в Кыргызской  Республике»,  а  в  2004  году  –  закон  «О коллективных  договорах»  и  новая  редакция  Трудового  кодекса,  где  был отведен специальный раздел вопросам социального партнерства. Эти законы можно  оценить  как  неплохие,  поскольку  в  них  расписаны  все  основные элементы  социального  партнерства.

 Социальное партнерство - принцип по­строения отношений в сфере труда между реальными социаль­ными партнерами в поисках соответствующих решений, содей­ствующих социальной справедливости.

   Анализ проблем становления и развития системы социального партнерства приобретает особую актуальность как фактора, благотворно воздействующего на сохранение политической стабильности, динамическое развитие экономики и социальной сферы, формирование открытого демократического гражданского общества.

   Характерной  чертой  института  социального  партнерства Кыргызстана являются  многоуровневые  механизмы  ведения  переговоров  между представителями работников, работодателей и правительства. Согласно  закону  «О  социальном  партнерстве  в  области  трудовых отношений  в  Кыргызской  Республике»  на  республиканском  уровне  создана постоянно  действующая  трехсторонняя  комиссия  по  регулированию социально-трудовых  отношений, в которую  входит по  9  человек  от каждой стороны.  Подобные  комиссии  формируются  и  на  отраслевом,  и территориальном  уровнях,  а  также  на  уровне  предприятий  для  заключения коллективного трудового договора. 

   Таким образом можно считать, что в нашем обществе под социальное партнерство подведена соответствующая нормативно-правовая база, позволяющая утверждать о наличии системы механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. В этой системе интересы работников представлены, как правило, профсоюзами а интересы работодателей – союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам их роли в деятельности предприятия. Однако, как показывает современная практика, требуется дальнейшее совершенствование правовой и организационной основы социального партнерства, повышение ответственности работодателей в безукоризненном выполнении основных своих обязанностей по отношению к работникам.

  Профессиональные союзы (профсоюзы) в КР – добровольные общественные объединения граждан на основе общности интересов по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, создаваемые для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

  Право на объединение в профсоюзы закреплено в ст.16 Конституции КР. В ст.21 Конституции КР установлено, что гражданам КР, их объединениям дозволено любое действие и деятельность кроме запрещенной и ограниченной Конституцией и законами КР. Конвенцией МОТ №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» от 9 июля 1948г. предусмотрено, что трудящиеся без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие организации с целью выдвижения и защиты своих интересов. Соответствующее право имеют по той же Конвенции предприниматели (работодатели).

    Предметом регулирования Закона КР «О профессиональных союзах» от 5 октября 1998г. являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

         Профсоюзы участвуют в выработке социально-экономической политики государства, в разработке законодательных актов КР по социальным и трудовым вопросам как равноправный социальный партнер в системе трипартизма.

    Профсоюзы являются наиболее устойчивой организованной формой социально-экономических связей наемных работников, основанной на принципах единства, солидарности, справедливости и направленной на выполнение функций представительства интересов трудящихся и на обеспечение их социальной защиты. Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Они являются самыми многочисленными общественными объединениями.

Профсоюз работников образования и науки Кыргызской Республики  является самой массовой и представительной членской организацией, которая насчитывает 199357 членов профсоюза, в том числе 51556 студентов и учащейся молодежи. имеет 3436 первичных профсоюзных организаций, объединяет в своих рядах 3 областных, 16 городских комитетов профсоюза, 40 районных, 26 профсоюзных комитетов вузов и спузов, 24профзоюзных комитетов научных учреждений. Возглавляет Профсоюз работников образования и науки КР Председатель – Токтогулов Асылбек Токтогулович.

  Одним из ключевых моментов в работе отраслевого ЦК профсоюза за прошедшие годы были по-прежнему решения появившихся  или уже имеющихся социальных проблем в сфере образования и науки. Главным в их решении стало социальное партнерство, которое получило свое признание в отрасли с начала 90-х годов прошлого века. Хотелось бы остановиться на ключевых моментах организации социального партнерства в нашей системе, которое по своему содержанию является  многоуровневым.

Важное место отводится трехсторонним соглашениям и коллективным договорам в борьбе за достойный труд работников системы образования и науки, на последовательное улучшение их социально-экономического положения .

  В настоящее время в сфере образования республики коллективными договорами и трехсторонними соглашениями охвачено 96,9% подведомственных ЦК профсоюза организаций, в том числе 67,3% приняты на трехсторонней основе ( администрация, образовательной организации, коллектив и сельская управа (айыльный аймак) и 29.6% на двухсторонней основе. Все соглашения в обязательном порядке проходят регистрацию в Министерстве труда и социального развития или в его региональных представительствах.

  Каждые три года между ЦК профсоюза и министерством образования и науки КР заключается отраслевое Соглашение. Очередное отраслевое Соглашение было подписано 23декабря 2015года на период 2016-2018годы. Принятие данного Соглашения  позволяет активно использовать его защитные функции, повышать социальные гарантии работников, решать в образовательных организациях и науки наиболее актуальные вопросы, связанные с заключением на местах трудовых договоров, оплатой труда, рабочим временем, временем отдыха, созданием в организациях здоровых и безопасных условий труда, определять дополнительные гарантии и льготы работающим. Все это способствует развитию в отрасли социально-партнерских отношений на разных уровнях.

  Реализация отраслевого Соглашения, например, способствовала отмене в сфере образования 20% налога на спецсредства образовательных организаций, значительному повышению в 2011году оплаты труда работников образования, переводу из местного бюджета на республиканский командировочных расходов педагогов, направляемых на курсы повышения квалификации в другой регион, , с01.09.2015года в соответствии с отраслевым Соглашением вновь значительно увеличилась заработная плата работников образования республики.( 50% учителям школ и 80% педагогам дошкольных организаций.) 

   Умелое использование на местах социального диалога способствовало сдвигу и началу решения через трехсторонние соглашения айыльными аймаками социальных проблем педагогов в части обеспечения их квартирами, земельными наделами, выделения земельных участков под строительство жилья. Из местного бюджета в ряде районов на основании Закона КР «О статусе учителя» началась выплата средств учителям на коммунальные расходы, молодым специалистам сельских школ стали выплачивать одновременные пособия на хозяйственное  обустройство( 10 должностных окладов- примерно 50 000сомов)

 Сложилась твердая практика через реализацию колдоговоров решать комплексные вопросы, связанные с повышением уровня материального обеспечения преподавателей вузов и научных сотрудников , студентов, улучшение их жилищных проблем, создание условий для лечения, оздоровления и отдыха .Обязательства колдоговоров высших учебных заведений предусматривают доплаты за ученое звание, ученую степень, ежегодное повышение заработной платы, увеличение продолжительности трудовых отпусков, предоставление льгот и гарантий студентам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Для примера о роли и значении коллективных договоров для сотрудников организаций можно взять Ошский государственный университет. Через реализацию колдоговора данный вуз на озере Иссык-Куль открыл базу отдыха, при вузе действует санаторий –профилакторий для сотрудников и студентов, есть своя медицинская клиника, ведомственный детский сад, построен стадион и теннисный корт.

Большое значение имеют проводимые ЦК профсоюза обучающие семинары , конференции, круглые столы. Так, в целях повышения организационной работы по социальному партнерству в отрасли, заключения коллективных договоров ВУЗов  и СПУЗов в соответствие с требованиями, ЦК профсоюза совместно с Фондом Фридриха Эберта в КР  провели конференцию на тему: “Колдоговор: успехи, проблемы, перспективы” с участием председателей профкомов высших и средних профессиональных учебных заведений республики. По итогам работы  конференции  была разработана электронная брошюра и направлена во все ВУЗы и СПУЗы системы образования. 26-27 апреля 2016 года Федерация профсоюзов Кыргызстана совместно с Фондом  Ф. Эберта провел заключительную серию семинаров для работников отраслевых профсоюзов республики, стартовавших в 2014 году на тему: «Профсоюзная деятельность: развитие и практика». Тематика семинаров была посвящена вопросам стратегического развития профсоюзов, коллективным договорам, а также переговорным процессам. На семинарах принял участие международный эксперт в области профсоюзного движения Х.Кюстерс.

   Профсоюз работников образования и науки КР представляли Азимжанова А.А., заместитель председателя профсоюзного комитета КНУ им. Ж.Баласагына и Сулайманов Б., председатель профкома Нарынского государственного университета( молодые профсоюзные лидеры отраслевого профсоюза), которые приняли участие во всех семинарах трехлетнего проекта и прошли полный курс обучения.

    Группа выпускников  семинара составила первую мобильную группу профсоюзных тренеров, которые на местах смогут  обновить методику и формы обучения профактива в деле защиты прав и интересов членов профсоюза, социального партнерства,  внедрить новые стандарты в работе профсоюзного движения на местах.

 Кроме того, областные, районные, городские комитеты профсоюза и профкомы образовательных организаций, умело используя в своей работе социальное партнерство, обеспечивают отдых своих членов профсоюза через привлечение средств местных бюджетов, вузов и научных учреждений. Позитивную роль в этой работе, несомненно, играют трехсторонние соглашения и коллективные договоры.

   Через социальное партнерство местные органы власти принимают активное участие не только в оздоровлении учителей их детей , но и в ремонте детских оздоровительных центров своих регионов, обеспечивают надлежащие условия труда в образовательных организациях, охрану в них труда и техники безопасности.

С целью дальнейшего развития в регионах социального партнерства в практику ЦК профсоюза вошло его ежегодное обращение непосредственно к Уполномоченным представителям  Правительства в областях, что способствует выводу в отрасли его( социальное партнерство) на новый качественный уровень, добиться наиболее тесного сотрудничества между партнерами. Кроме того, в регионах через трехсторонние соглашения социальный диалог выстраивается с акимами районов, мэрами городов, главами айыльных аймаков.

 На постоянной основе происходят встречи Председателя отраслевого профсоюза и работников аппарата ЦКП с профсоюзным активом, представителями местной государственной власти, руководителями районных и городских отделов образования, руководителями образовательных организаций во всех регионах страны, где подводятся итоги совместной работы, обозначаются проблемы, вырабатываются пути их решения совместными усилиями на основе социального партнерства.

 Благодаря хорошо поставленному в отрасли социальному диалогу , профсоюз образования и науки повсеместно укрепил свои позиции, данный вопрос всегда находится в центре внимания всех его звеньев. Заметным результатом планомерной работы отраслевого профсоюза по укреплению и развитию социального партнерства стало то, что работодатели всех уровней не препятствуют, например, вступлению в профсоюзы сотрудников и студенческой молодежи, обеспечивают соблюдение прав и гарантий профкома, создаются материальные условия для деятельности профсоюзной организации, не препятствуют прохождению ими учебы, проведению пленумов и конференций.

Со своей стороны профсоюзные комитеты всех уровней содействуют повышению эффективности работы своей организации, укрепляют дисциплину труда работающих, оказывают им материальную помощь, осуществляют общественный контроль за обеспечением на местах здоровых и безопасных условий труда.

Для дальнейшего совершенствования в отрасли на всех уровнях социального диалога, ЦК профсоюза постоянно находится в поиске новых форм и методов работы в этом направлении.

     С целью ведения тесного социального диалога с органами власти на местах , ЦК профсоюза в течение уже ряда лет практикует проводить в отрасли республиканские смотры, конкурсы, например на « Лучшего социального партнера», «Лучшую профсоюзную организацию», « Лучшую первичную организацию» . При подведении их итогов особое внимание обращается на весомый вклад, внесенный на местах социальными партнерами в решении проблем и правовой защиты членов профсоюза. Победителями данных конкурсов и смотров, как правило, являются ректора вузов, мэры городов, акимы районных госаминистраций, главы айыльных аймаков, директора школ, заведующие районных и городских  Отделов образования, которым вручаются от ЦК профсоюза отрасли ценные подарки, почетные грамоты ЦК профсоюза, значок « Отличник профсоюзного движения»

      Применяемые формы и методы на местах по совершенствованию в отрасли социального партнерства зачастую рассматриваются на пленумах, президиумах ЦК профсоюза и подведомственных ему организациях. Необходимо отметить, что в практику ЦК профсоюза и его членских организаций вошло обобщение положительного опыта работы по использованию на местах потенциала социального партнерства в решении проблем работников отрасли, защите их правовых интересов, по созданию в организациях образования и науки здоровых и безопасных условий труда . Обощенные материалы публикуются на страницах отраслевой газеты «Позиция профсоюза» и размещаются на сайте ЦК профсоюза www.tradeunion-ed.kg. Постоянно ЦК профсоюза осуществляет мониторинг исполнения трехсторонних соглашений и коллективных договоров.

     Наряду с вышеизложенным материалом, в настоящее время в работе ЦК профсоюза по социальному партнерству существует ряд проблем: многие районы Кыргызстана дотационные, что затрудняет на местах исполнение трехсторонних соглашений и коллективных договоров; ни везде создаются переговорочные комиссии в течение 3-х месяцев; многие люди  не обладают знаниями и навыками социального партнерства, не могут профессионально вести диалог с работодателями; слабо ведется в этом направлении обучение профсоюзных лидеров. В решении этих проблем ЦК профсоюза предстоит большая работа.