Всемирный день учителей
Всемирный день учителей (на других официальных языках ООН: англ. World Teachers' Day, исп. Día Mundial de los Docentes, фр. Journée mondiale des enseignants) был учреждён ЮНЕСКО в 1994 году. Отмечается 5 октября. Ежегодно 5 октября в более 100 странах отмечается день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers). 5 октября 1994 года Всемирный день учителя отмечался впервые, и с тех пор праздничные мероприятия неизменно проходят 5 октября, хотя в некоторых странах этот праздник отмечается в дни близкие к 5 октября. Всемирный день учителей входит в систему всемирных и международных дней ООН.Главное, чтобы празднования не совпали с осенними каникулами в северном полушарии и с весенними каникулами — в южном.
Этот день призван привлечь внимание к положению учителей в обществе, их роли в образовании и развитии. Свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителей, иногда отмечается отдельный национальный День учителя.
Учителя – это инвестиция в будущее. Невозможно предсказать, с чем современные дети столкнутся во взрослой жизни. Как нынешним так и будущим учителям необходимы навыки, знания и поддержка, которые позволят им удовлетворить разнообразные образовательные потребности каждой девочки и мальчика.
Деятельность ЮНЕСКО и ее партнеров направлена на то, чтобы обеспечить каждому учащемуся доступ к профессионально подготовленным и мотивированным учителям, пользующимся широкой поддержкой ....
Во многих странах качество образования подрывается нехваткой учителей. Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, для обеспечения всеобщего начального образования (ВНО) к 2015 году странам необходимо привлечь дополнительно 1,6 млн. учителей, а к 2030 году – 3,3 млн.
Помимо проблемы, связанной с нехваткой учителей существует также проблема качества: зачастую учителя работают, не располагая необходимыми ресурсами и не обладая должной квалификацией. Ставки высоки, поскольку сегодня мы сталкиваемся с глобальным кризисом в обучении: 250 миллионов детей не приобретают базовых навыков грамотности.
По мере того, как страны ускоряют темпы достижения целей ОДВ к 2015 году, и по мере того, как будет разработана новая повестка дня в области развития, крайне важно, чтобы учителя оставались одним из приоритетов.
В ходе Глобальной тематической консультации по вопросам роли образования в повестке дня в области развития после 2015 года были сформулированы основные принципы, необходимые в деле поддержки эффективности работы учителей: (1) благоприятные условия труда, в том числе надлежащие договоры и заработная плата, перспективы карьерного роста и продвижения по службе; (2) хорошие условия работы, на основе создания школьной обстановки, благоприятной для преподавания; (3) высокое качество подготовки учителей до начала и во время их работы в школе, на основе уважения прав человека и принципов инклюзивного образования; и (4) эффективное управление, в том числе набор и перераспределение учителей.
Международное сообщество и правительства должны объединить усилия с целью оказания поддержки учителям и содействия качественному обучению во всем мире, особенно в тех странах, где проживает наибольшее количество детей, не охваченных школьным образованием.
По случаю Всемирного дня учителя ЮНЕСКО и ее партнеры призывают всех помочь в распространении информации о том, что 5 октября отмечается Всемирный день учителя, а также о том, что инвестировать в учителей означает инвестировать в будущее.