Уважаемые соотечественники!
21 марта в дом каждого светлый праздник Нооруз принесет весть о счастье, радости и ликовании. По этому случаю я поздравляю от всего сердца с наступлением праздника Нооруз всех жителей Кыргызстана и всех наших зарубежных соотечественников, желаю им процветания и благополучия!
Нооруз – это вечная нить, связывающая человека и природу. Нооруз, означая начало года, начало новой жизни, выполнение надежд, приходит на порог каждого дома. Он изгоняет из наших сердец ненависть и злобу и вселяет в них чувство братства, любви, щедрости и благотворительности. Возрождение истинного народного праздника после обретения независимости — это дань уважения к историческим корням, национальным традициям. Народ, который чтит свои традиции и истоки, достоин счастливого будущего. Пусть народ независимого Кыргызстана живет в единстве и сплоченности, а государство — в достатке и благополучии! Я желаю, чтобы светлый праздник Нооруз в каждого вселял веру в лучшее и стремление к очищению и созиданию.
Председатель
ЦК профсоюза работников
образования и науки КР Асылбек Токтогулов
История Праздника НООРУЗ
21 марта — день весеннего равноденствия — знаменательная астрономическая и ежегодно отмечаемая во всем мире дата, с которой связано много интересных вещей. Как его отмечали раньше? Месяц март кыргызы называли Нооруз (Нооруз элдик майрам күнү). Если в этот день рождались мальчики, их называли, по традиции, Ноорузбаями или Ноорузбеками, а девочек просто Нооруз или Ноорузгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в кыргызских легендах сравнивают с белым снегом Нооруза, поскольку в марте обычно идет мягкий пушистый снег особенной белизны. В день праздника в каждой семье накрывали дасторкон — белую скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку, именуемую в народе сумелек, из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара. Накануне праздника люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре. Ибо, как утверждали старики, когда Нооруз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной.
В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой; а в день праздника все старались быть в добром расположении духа, при встречах заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Люди старались одеться опрятно, чисто и по возможности во все новое. В полдень весь аул собирался на гуляния. В установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса нооруз кеже или чон кеже — «большой суп» — одно из древнейших обрядовых блюд, которое готовилось из многих компонентов: мяса, жира, риса, гороха, ячменя, пшеницы, кукурузы, талкана, муки, пшена, сорго, картофеля и специй. Пища готовилась в таком количестве, чтобы хватило всем. После всеобщей трапезы начинались игры «айкыш-уйкыш», что в переводе означает «навстречу друг другу», и «аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Нооруз не обходился также без спортивной борьбы, участвовать в которой могли и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то юноша должен повиноваться ей и выполнять любые желания. Поэтому Нооруз часто превращался в свадебные торжества. День заканчивался представлением, где два акына состязались в стихах и песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. После чего устраивался большой костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали; дети прыгали через костер; а взрослые приговаривали: «Уходите, уходите, уходите все напасти», «Новый год пришел, старый год ушел» — тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. За годы независимости Кыргызстана праздник «Нооруз» стал по-настоящему народным. С утра, на центральной площади «Ала-Тоо» города Бишкека и во всех областных центрах начинаются театрализованные представления, на которых присутствуют соответственно руководство страны и области, в парках и скверах проходят народные гуляния, на ипподромах — конные игры и соревнования, во дворах советы общественности для детей и всех жителей микрорайонов организуют игры, а также всех желающих угощают традиционным праздничным блюдом — пловом.