Новые стандарты. Чем закончатся эксперименты в школьном образовании?
В школах подходит к концу первая четверть, а ученики 5-6-х классов до сих пор ждут новые учебники. Одни могут выйти из ситуации, скачав книгу в электронном формате и распечатав ее. Вторые просят поделиться домашним заданием в мессенджерах. А третьи просто не имеют доступа к интернету и, соответственно, знаниям.
Недоступный гранит науки
Дело в том, что учащиеся 5-6-х классов занимаются в этом учебном году по новым предметным стандартам, учебным программам и учебно-методическим комплексам. Однако литературы на всех не хватило, поэтому каждый выкручивается, как может.
«На весь класс один экземпляр учебника. Его и методичку я распечатала за свой счет, естественно, — рассказала 24.kg учитель русского языка и литературы. — В городе, может, ситуация проще, а в селах не у всех учеников есть доступ к интернету. Что скрывать, не у каждого учителя он есть. В школе Сеть доступна, пожалуй, только директору».
В Министерстве образования и науки обещают: новые книги доставят во все школы до конца первой четверти. Но, чтобы их получить, учащимся сначала придется внести арендную плату.
Бесплатных новых книг больше не будет.
«Старые же учебники нам брать запретили, но мы все-таки их взяли, поскольку еще неизвестно, сколько ждать, а детям нужно давать домашнее задание, они должны работать самостоятельно. И так уже больше месяца прошло. Как догонять — неизвестно. Галопом по Европам, очевидно», — посетовала педагог.
Никаких правил!
Учитель почти с 40-летним стажем не скрывает недоумения относительно новых стандартов: «Например, в пятом классе по русскому языку дается понятие вводных слов и предложений, которые раньше проходили только в восьмом классе. Зачем такие изменения?»
«Учебник ориентирован больше на разговорные темы, грамматики вообще нет. Мы должны сами ее как-то включить, хотя грамматика в 5-х и 6-х классах идет основная. Беседуем с коллегами — мы в ужасе, зачем это надо было делать? По новому плану за четверть нет ни одного диктанта, только сочинения и изложения. А по прошлой программе мы каждую неделю делали письменные работы. Как я научу писать сочинения, если у меня ни книг, ни наглядных пособий?!» — добавила педагог.
«Несмотря на мой стаж, тяжело даже мне, как учителю, — подчеркнула она. — Хоть уходи. Что уж говорить о детях?! По математике тоже программу изменили. Сейчас дети проходят те темы, которые изучали бы в конце года, в четвертой четверти».
Я думаю, что не нужна эта реформа, а если и делать, то нужно было начинать с начальной школы, чтобы дети к пятому классу подошли с определенным багажом знаний.
Учитель русского языка и литературы
«Мы хотим повысить качество знаний, образованных граждан выпускать, а на деле только учим разговаривать тех детей, которые дома вообще не говорят по-русски. При этом родители стремятся отдать своих детей именно в русскоязычные классы, чтобы потом отправить их за границу», — отметила собеседница.
Хотели как лучше
«Не все может быть гладко на сто процентов, всегда есть шероховатости, которые будем устранять в ходе замечаний и рекомендаций. Новые стандарты не на века, а будут меняться», — прокомментировала замечания главный специалист Управления дошкольного, школьного образования Минобразования Зоя Пак.
По ее словам, новый государственный образовательный стандарт принят в 2014 году постановлением правительства. «Это решение было продиктовано временем. Теперь школы переходят на компетентностный подход, то есть мы говорим о том, что наши дети должны уметь применять полученные знания на практике в любой жизненной ситуации, а не просто зазубривать определенный предмет, формулы и так далее», — пояснила она.
Новые стандарты разрабатывали ученые-педагоги, сотрудники Кыргызской академии образования, учителя-предметники.
В работе также принимал участие профессорско-преподавательский состав КНУ, КГУ имени Арабаева, АУЦА, Кыргызско-Турецкого университета «Манас», ОшГУ.
«Прежде чем запустить обучение, проходит поэтапная экспертиза, разрабатываем материалы, рассматриваем их на координационном совете, на коллегии министерства и лишь затем утверждаем приказом. Теперь планируем, что предметные стандарты будут поэтапно вводиться и в других классах. Сейчас они дорабатываются для начальных классов», — отметила Зоя Пак.
Оптимизация учебного плана предполагает сокращение недельной нагрузки на детей за счет интеграции предметов.
«В этом году в пятых и шестых классах появились новые предметы — интегрированный курс «Человек и общество», с включением вопросов этики и основ безопасной жизнедеятельности. Интегрированный курс «История Кыргызстана и мировая история», абсолютно новый предмет «Информатика» и интегрированный курс «Технология», который включает в себя труд, черчение и дизайн», — рассказали в управлении.
И все-таки странно, почему начали со среднего звена, а не с начальной школы. «Такая у нас получилась концепция. Есть и некоторые обстоятельства, не всегда у нас получается так, как мы хотим», — призналась главный специалист управления.
При этом некоторых предметов стало больше. «Увеличили количество часов по английскому языку в пятом классе и по кыргызскому языку в одиннадцатых классах с учетом того, что дети будут сдавать обязательный тест на Общереспубликанском тестировании. Такие новшества всегда болезненно переносятся, но мы должны быть к этому готовы, не всегда все легко и просто», — подчеркнула Зоя Пак.
Что дадут новые стандарты нашим детям? Жи-ши, ча-ща писать научим. Заявление, думаю, смогут написать, резюме.
Не густо, надо признать. Может ли закончиться этот опыт негативно? С ответом в Минобразования не торопятся. «Давайте 5-й и 6-й классы отучатся, и потом посмотрим на результаты. Мы только первый год внедряем эти стандарты», — резюмировала Зоя Пак.
Увидеть успехи
А тем временем премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев рапортует об успешной реализации программы комплексной модернизации дошкольного, школьного и профессионального образования: внедряются новейшие инновационные технологии, улучшается инфраструктура образовательных учреждений и повышается качество преподавания...
Тут можно привести одну цифру: на 27 школьников приходится один компьютер. Раньше один компьютер делили 54 ученика. Действительно успех!