«ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ»
Профсоюзам необходимо разрабатывать собственную политику и планы действий в области изменения климата и справедливого перехода, чтобы обеспечить организацию и предоставление услуг работникам при переходе к низкоуглеродному обществу. Кроме того, профсоюзы должны играть активную роль в разработке, реализации и мониторинге национальной политики устойчивого развития и способствовать участию в социальном диалоге на всех уровнях.
1. Общая информация
Изменение климата является одним из главных вызовов нашего времени. Его влияние на нашу жизнь и работу растет с каждым днем. С одной стороны, оно проявляется непосредственно через экстремальные погодные явления, такие как тепловой стресс и наводнения. С другой стороны, косвенно, через предпринимаемые политические меры. Разрабатываются политики, направленные на снижение выбросов углерода (политика смягчения последствий) и/или на адаптацию к последствиям изменения климата (политика адаптации). Эти меры затрагивают всех работников на всех предприятиях и во всех секторах - повсеместно.
Огромное количество рабочих мест зависит от услуг, которые приносит окружающая среда - 40% от общего числа рабочих мест в мире, сельское хозяйство является сектором, в наибольшей степени зависящим от этих услуг. В Европе и Америке этот показатель составляет 17%. По оценкам экспертов, в связи с повышением температуры и тепловым стрессом к 2030 году во всем мире будет потеряно 72 миллиона рабочих мест с полной занятостью. В наибольшей степени пострадают субрегионы Южной Азии и Западной Африки, в то время как в европейских субрегионах ожидается меньшее воздействие. Вместе с тем, из регионов, пострадавших от жары, может увеличиться миграционный поток. Больше всего пострадают сельскохозяйственные рабочие, которые трудятся на открытом воздухе.[1] Кроме того, сегодняшние системы обеспечения продовольствием, основанные на промышленном сельскохозяйственном производстве, которое приводит к вырубке леса, ответственны за треть выбросов парниковых газов, до 80% потери биоразнообразия и до 70% использования пресной воды, не обеспечивая при этом миллионы людей полноценным питанием.
По мере того, как мир вступает в новую эпоху глобализации, характеризующуюся возвращением геополитических процессов, торговой турбулентностью и последствиями изменения климата, особенно сильно страдают энергетический сектор и нефтегазовая промышленность. Хотя эти сырьевые продукты по-прежнему будут иметь ключевое значение для нашей экономики и общества, а также для того, как мы живем, производим и потребляем, этой отрасли и работникам нефтегазовой промышленности становится все труднее ориентироваться во все более неопределенном будущем. Нефтегазовая промышленность является капиталоемкой и очень цикличной. Колебания объемов производства, цен и внедрение технологий могут повлиять на занятость, и многим странам будет сложно с этим справиться, особенно тем из них, где нет инклюзивных, надежных и устойчивых систем социальной защиты. Необходимость ограничения глобального потепления откроет нефтегазовым странам и компаниям новые возможности для содействия переходу на более чистые источники энергии. В то же время это может привести к снижению объемов добычи нефти и газа и сокращению спроса на работников нефтегазовой отрасли в некоторых регионах, странах и сообществах. Социальный диалог является ключом к разрешению отраслевых, временных, географических и потенциальных структурных несоответствий между сокращением и созданием рабочих мест, а также к использованию преимуществ энергетического перехода в целях создания устойчивых предприятий и достойных рабочих мест.[2]
К счастью, существуют и возможности, связанные с этим переходом. Например, по оценкам экспертов, 18 миллионов рабочих мест могут быть созданы благодаря достижению устойчивости в энергетическом секторе (включая переход на возобновляемые источники энергии; повышение эффективности; электромобили; энергоэффективность зданий; ...). Экономика, основанная на переработке, также создает рабочие места. Почти 6 миллионов рабочих мест может быть создано в результате перехода к модели, включающей переработку, повторное использование, повторное производство, аренду и более длительный срок службы товаров.[3] Использование более экономичных электромобилей, а также электрификация транспортных услуг и общественного транспорта могли бы создать новые рабочие места в этом секторе. Введение добровольного или обязательного требования о том, что к 2030 году в промышленно развитых странах и странах-производителях автомобилей 50% всех транспортных средств должны быть полностью электрическими, позволит не только сократить выбросы, но и создать в общей сложности почти 10 миллионов рабочих мест во всех секторах по всему миру. [4]
Озеленение и "климатическая защищенность" экономики потребуют масштабных инвестиций в новые технологии, оборудование, здания и инфраструктуру и окажут значительное влияние на сферу труда. Появятся широкие возможности для создания рабочих мест и повышения квалификации, улучшения качества работы и доходов, а также достижения равенства и социальной интеграции. Эти преимущества не появятся автоматически, а будут зависеть от правильных политических мер. Такие меры должны признавать взаимосвязь между экологической устойчивостью, достойным трудом и гендерным равенством. При правильном управлении и консенсусе переход к низкоуглеродной, экологически и социально устойчивой экономике может стать мощным фактором создания рабочих мест, повышения уровня занятости, социальной справедливости и искоренения бедности. В общих чертах это и есть справедливый переход.
По Парижскому соглашению в рамках Национально определяемых вкладов (НОВ) - плану действий по сокращению выбросов и адаптации к климатическим изменениям - страны должны определить, как достичь поставленных целей и разработать системы мониторинга и оценки прогресса, с тем чтобы он не отклонялся от намеченного курса. К сожалению, доклад РКИК ООН за 2022 год[5], обобщающий информацию по 166 последним имеющимся отчетам о национально определяемых вкладах, которые были представлены 193 сторонами Парижского соглашения и зарегистрированы в реестре национально определяемых вкладов по состоянию на 23 сентября 2022 года, показывает, что к 2030 году текущие обязательства приведут к увеличению выбросов на 10,6% по сравнению с уровнем 2010 года[6]. Мы все еще не приблизились к объемам и темпам сокращения выбросов, которые необходимы для того, чтобы обеспечить переход к миру с показателем в 1,5 градуса по Цельсию. Чтобы обеспечить достижение этой цели, национальным правительствам необходимо уже сейчас подтянуть свои планы действий по борьбе с изменением климата и реализовать их в течение следующих 7 лет.
Все страны в Восточной Европе и Центральной Азии, на которые направлена деятельность ACTRAV по справедливому переходу в 2023 году, уже имеют свои НОВ, включая информацию о целевых показателях сокращения, охватываемых секторах и о процессах реализации. Эти политические меры должны разрабатываться и внедряться с целью обеспечения создания достойных рабочих мест, повышения уровня занятости, социальной справедливости и искоренения бедности.
Профсоюзы играют решающую роль в этом отношении. Они должны быть активными проводниками перемен, разрабатывать новые пути к обеспечению устойчивости и добиваться того, чтобы переходный период не только реализовывал цели климатической политики, но и включал в себя более широкие принципы устойчивого развития и достойного труда. Этого можно добиться, только связав изменение климата с основными приоритетами профсоюзов - с рабочими местами, с условиями труда на рабочих местах и с социальными условиями перехода к более экологичному обществу. Вместе с тем участие профсоюзов в процессе декарбонизации будет определяться степенью и формой их активности, а также их потенциалом[7].
Профсоюзам необходимо разрабатывать собственную политику и планы действий в области изменения климата и справедливого перехода, чтобы обеспечить организацию и предоставление услуг работникам при переходе к низкоуглеродному обществу. Кроме того, профсоюзы должны играть активную роль в разработке, реализации и мониторинге национальной политики устойчивого развития и способствовать участию в социальном диалоге на всех уровнях.
В таблице ниже представлен обзор по НОВ в странах целевой группы ACTRAV на 2023 год с информацией о предполагаемых показателях сокращения, охватываемых секторах, национальных проблемах и консультационных процессах[8].
2. Поддержка со стороны МОТ
Чтобы помочь правительствам, организациям трудящихся и работодателей в разработке, реализации и мониторинге НОВ с упором на достижение справедливого перехода, МОТ опубликовала Руководящие принципы справедливого перехода к экологически устойчивой экономике и обществу для всех. Эти руководящие принципы были разработаны и приняты трехсторонним совещанием экспертов в 2015 году и представляют собой всеобъемлющую политическую основу для справедливого перехода, учитывающую не только экологические, но и социальные проблемы перехода.
В связи с вышеизложенным просим обсудить в региональных профсоюзных центрах следующие вопросы:
- Где находятся будущие "зеленые" рабочие места (отрасли, рабочая сила)?
- Как защитить существующие рабочие места, одновременно продвигая и организуя новые "зеленые" достойные рабочие места?
- Что необходимо для обеспечения справедливого перехода (например, с точки зрения социальной защиты, развития навыков, гендерного равенства, социального диалога, ...)?
- С кем необходимо сотрудничать?
- Какие действия необходимо предпринять профсоюзам?