Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Информационный листок CEENET

Украина: Подписано новое отраслевое соглашение между Профсоюзом образования и Министерством

В конце ноября 2016 года в Киеве состоялся пленум ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины, во время которого было подписано новое Отраслевое соглашение с Министерством образования и науки Украины на 2016-2020 годы. Свои подписи на документе во время торжественной церемонии поставили Председатель Профсоюза Георгий Труханов и Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич.

Георгий Труханов отметил, что Профсоюз работников образования и науки Украины является сегодня единственным профессиональным союзом работников образования, который подтвердил свою репрезентативность. И подписывая такой важный документ, Профсоюз и Отраслевое Министерство подчеркивают свою готовность работать вместе для повышения имиджа профессии учителя и защиты прав и интересов работников отрасли.

В целом, новое соглашение базируется на основных положениях предыдущего. В уже действующем документе описаны взаимные обязательства относительно условий приема на работу, улучшения условий и оплаты труда и материального поощрения, особенный акцент делается на предоставлении дополнительного отпуска, оплаты труда во время вынужденного отгула (стихийных бедствий, карантина и т.п.).

Положения нового Отраслевого соглашения станут основой для заключения региональных отраслевых соглашений и колдоговоров в учебных заведениях и учреждениях образования. По данным 2015 года коллективными договорами охвачено 1,18 млн работающих или 99,7% общей численности работников учебных заведений, где созданы первичные профсоюзные организации.

Во время заседания представители обеих сторон также обсудили выполнение Отраслевого соглашения между ЦК Профсоюза и Министерством на 2011-2015 годы, которое было продлено на 2016 год. Во исполнение обязательств по Отраслевому соглашению Профсоюз активно участвовал в рассмотрении и согласовании нормативно-правовых актов, затрагивающих права и интересы педагогов и студентов. В течение 2011-2015 годов рассмотрены и внесены предложения почти по 556 законопроектам, 474 проектам постановлений Кабинета Министров Украины, 367 проектам указов и 363 другим нормативным документам Министерства образования и науки Украины, значительная часть которых учтена при их одобрении и утверждении.

Достижением сотрудничества сторон стало улучшение ситуации с задержкой выплаты заработной платы работникам в 2012-2015 годах. Правительство нашло необходимые средства для обеспечения ее своевременной выплаты. Также Профсоюз добился определенного роста заработной платы работников и улучшения стипендиального обеспечения студентов. Профсоюзом также был опротестован ряд предложенных Кабинетом Министров Украины мер «шоковой терапии».

Вместе с тем, во время встречи стороны также обсудили и некоторые проблемные вопросы, которые не удалось решить из-за недостаточного уровня финансирования. Это касается, в частности, невыполнения норм закона «Об образовании» относительно размера должностных окладов педагогических, научно-педагогических работников и уровня заработной платы специалистов. Не соблюдаются нормы законодательства об оплате труда относительно размера должностного оклада работника I тарифного разряда. Нарушаются жилищно-бытовые гарантии сельским педагогам.

Подводя итоги работы Профсоюза и Министерства по выполнению Отраслевого соглашения 2011-2015 годов, Георгий Труханов отметил, что переговорный процесс является наиболее перспективным и конструктивным видом социального партнерства.

Профсоюз Болгарских Учителей: Эффективное образование - генератор развития современного общества

В последние десятилетия были проведены многочисленные реформы в сфере образования в Болгарии, но только в начале 2016 года Парламент принял новый Закон о дошкольном и школьном образовании. Он вступил в силу с 1 августа 2016 года и внес ряд изменений в систему дошкольного и школьного образования, которые касаются государственных образовательных стандартов, учебного процесса, управления образованием, подготовки учителей и повышения их квалификации, возможностей горизонтальной и вертикальной карьеры работников образования, ключевых компетенций учителей и учеников, и т. д. Сейчас продолжается разработка и утверждение нормативных документов, связанных с новым законом, в том числе и государственных образовательных стандартов.

После принятия нового закона Профсоюз Болгарских Учителей (СБУ), который является членской организацией ETUCE в Болгарии, решил обратить внимание преподавателей и Министерства образования и науки на актуальный вопрос эффективного образования в качестве генератора развития современного общества. «Эффективное качественное образование тесно связано с социальной справедливостью в обществе, которая является основой социального прогресса. Эффективное образование - это конструктивный путь к устойчивому современному обществу» - заявила д-р эк. н. Янка Такева, председатель СБУ, который создал Постоянную академию науки и инноваций в образовании.

«Эффективное образование - генератор развития современного общества» является двухлетним международным проектом, и СБУ реализует его совместно с Болгарской академией наук (БАН), Общественной академией науки, образования, культуры (ОАНОК), Европейской академией по инновациям (ЕАИ) и другими организациями.

Первая сессия международной конференции прошла в мае 2016 года. Темой сессии стали анализ существующих и разработка новых стандартов эффективности образования. Ученые, преподаватели вузов, учителя и руководители школ и детских садов обсудили ключевые темы, связанные с методологическими основами и решениями для внедрения методических стандартов в области образования: европейские стандарты в области высшего образования в качестве инструмента повышения его качества; соотношение коррекционных и образовательных функций в области педагогики; инновационные подходы к развитию творческой активности детей в детском саду; духовное развитие современного общества.

Вторая сессия научно-практической конференции, была посвящена инновациям в управлении учебно-воспитательным процессом и состоялась 27 ноября 2016 года. На сессии обсуждались проблемные области в долгосрочной политике в области образования на международном, национальном, и региональном уровнях, а также школа XXI века как основа инновационного менеджмента в области образования. Темами заседаний конференции также стали инновации и управление образовательными учреждениями с точки зрения автономии, мотивационные модели управления учебным процессом, управление рисками в учебно-воспитательной работе, синхронизация учебных и внешкольных образовательных мероприятий, и другие темы.

В мае 2017 года пройдет третья сессия на тему «Дифференцированное воспитание и обучение учащихся».

Поднимая важные проблемы эффективности образования для публичного обсуждения с государственными институтами, с родителями и всеми партнерами учебно-воспитательного процесса, СБУ содействует их решению, а также успешной реализации эффективных практик в сфере дошкольного и школьного образования.

Венгрия: Зарплаты учителей выросли, но условия труда и социальный диалог ухудшились

Начиная с 1989 года государственная система образования Венгрии находится в процессе постоянных и радикальных изменений. С одной стороны, это связанно с регулярно возникающими у нескольких сменившихся правительств идеями «изменения мира», направленными на повышение качества образования, и с другой стороны, это было стимулировано международными исследованиями (в основном, PISA), которые требуют принятия мер. В то же время, очень мало времени и энергии тратится на улучшение условий труда учителей и создание социального диалога между правительством и представителями работников образования.

Работа в постоянно меняющихся условиях является стрессовой сама по себе. Тем не менее, в дополнение к педагогическим задачам, учителям приходится выполнять огромное количество административных задач, и формальное исполнение этих функций требует много времени и энергии. В 2015 году была введена новая карьерная модель государственной службы, что в теории должно было вызвать повышение зарплат, а значит, зарплаты учителей должны были вырасти до 60-70% средней зарплаты в Европейском Союзе. Это означало бы повышение зарплаты почти на 40%, если бы оно не шло параллельно с увеличением рабочей нагрузки: в среднем, 20% увеличением учебной нагрузки и 30% увеличением рабочего времени в целом.

В то же время новые категории зарплат не касаются технического персонала в школах и не-педагогических кадров в других образовательных учреждениях. Одной из целей Профсоюза Работников Образования Венгрии (SEH), которые не были пока достигнуты, является увеличение зарплат не-педагогическим сотрудникам детских садов и яслей, а также административным кадрам и помощникам в образовательных учреждениях, поскольку их зарплаты были заморожены с 2008 года. Уровень их зарплат достигает только минимального уровня заработной платы по стране (SMIG) и непохоже, чтобы правительство намеревалось изменить эту ситуацию.

Отдел Государственного Секретаря по вопросам образования предложил консультацию с Забастовочным Комитетом, чтобы создать впечатление, что требования профсоюзов работников образования принимаются всерьез. Другие профсоюзные организации, не являющиеся членами Забастовочного Комитета, были тоже приглашены. Основной темой дискуссии должна была стать поправка к закону относительно зарплат работникам вышеперечисленных категорий и процесса аттестации учителей, которым осталось только 7 лет до выхода на пенсию. Учителя этой возрастной группы имеют право на более высокую зарплату только в том случае, если они прошли аттестацию, несмотря на то, что правительство обещало отменить это требование. SEH подал заявление в Конституционный Суд, чтобы добиться выполнения правительством его обещаний.

Несмотря на предложение консультации, согласно SEH, венгерское правительство продолжает избегать встреч с представителями работников образования и не желает достигать соглашения с ними. В ноябре 2016 года Piroska Galló, председатель SEH, пригласила представителей правительства на заседание Президиума SEH для обсуждения изменений, предложенных правительством в области профессионально-технического обучения. SEH также пригласил 70 коллег из региональных профсоюзов, чтобы они могли обсудить вопросы, важные для них. Тем не менее, приглашенные представители правительства на встречу не пришли и вместо себя прислали государственного чиновника.

Отрасль Работников Образования Национальной Федерации Трудящихся Венгрии (KPSZT) также отметила отсутствие диалога между венгерским правительством и национальными профсоюзами. Несмотря на то, что ранее KPSZT договорилась о соглашении по сотрудничеству с Министерством образования и культуры, это соглашение так и не было реализовано. András Bardócz, общий председатель KPSZT, отметил, что между венгерским правительством и профсоюзами нет никакого реального диалога: «Сегодня профсоюзы в Венгрии очень разрознены и поэтому представительство их интересов неэффективно. Решение этой проблемы может заключаться в развитии более тесного сотрудничества между профсоюзами». KPSZT предпринимает некоторые шаги в направлении более эффективного сотрудничества с другими профсоюзами и даже с представителями работников образования из нескольких соседних стран.

Профсоюз Работников Образования и Науки Латвии борется за сохранение бюджетных денег, выделенных на повышение зарплаты учителям

В результате забастовки учителей в ноябре 2015 года 9 миллионов евро были выделены из государственного бюджета на повышение зарплат работникам образования. В сентябре 2016 года, на заседании Кабинета Министров Латвии, представители Профсоюза Работников Образования Латвии (LIZDA) были проинформированы, что Министерство Образования и Науки Латвии (IZM) приняло решение инвестировать 1.7 миллиона евро из 9 миллионов, выделенных на повышение зарплаты учителям, на реализацию другой задачи, которая прежде не обсуждалась.

Недовольный подобным решением LIZDA моментально отреагировал, напомнив IZM о необходимости выполнять свои обязательства и заявив, что взаимного уважения в переговорах между латвийским правительством и латвийскими работниками образования больше не существует. LIZDA призвал к проведению акции протеста, собирая подписи всех работников образовательных учреждений Латвии за сохранение 1.7 миллиона евро для повышения зарплаты учителям.

1 ноября 2016 года LIZDA послал письмо Премьер-Министру Латвии Māris Kucinskis с 17000 подписей работников образования 697 образовательных учреждений Латвии с требованием создать Комиссию по дисциплинарным мерам, состоящую из представителей Министерства финансов и Государственной Канцелярии, чтобы прояснить существенные вопросы сложившейся ситуации:

  1. каким образом IZM мог незаконно принять решение разделить деньги, которые, согласно договоренностям, должны были быть потрачены только на повышение зарплаты учителям;
  2. почему перед 1 сентября 2016 года они проинформировали LIZDA, что все деньги были потрачены на повышение зарплаты учителям;
  3. важно знать, кто принял решение использовать 1.7 миллиона евро для других целей и убедиться, что этот человек берет на себя ответственность за это решение.

Несмотря на то, что 9 миллионов евро были большим достижением для LIZDA как результат забастовки 2015 года, эти средства недостаточны для решения всех проблем, накопившихся за многие годы в секторе образования. К сожалению, IZM не рассматривает предложения (основанные на исследованиях LIZDA) по улучшению модели оплаты труды, представленной Министерством, которая является неэффективной и ставит под угрозу качество образования.

Ilze Prizevoite, вице-председатель LIZDA, говорит: “Мы сожалеем о неэффективности социального диалога в Латвии: доверия или уважения социальных партнеров к правительству больше не существует, что серьезно влияет на образование в Латвии в целом. Надеюсь, в этот раз LIZDA достигнет поставленной задачи и 1.7 миллиона евро будут потрачены на зарплаты учителям. Мы были бы очень рады, если бы правительство Латвии прислушалось к голосу работников образования и нашло оперативное решение для этой ситуации».

Черногория: Новое Отраслевое соглашение подписано между Профсоюзом Образования и Министерством Образования

Профсоюз Образования Черногории (TUEM) представляет интересы 90% работников сектора образования и является единственным репрезентативным профсоюзом образования в Черногории. Представители TUEM также являются членами Национального Совета по Образованию, различных советов, комиссий и рабочих групп по разработке законодательства в области образования.

TUEM сообщает, что в 2016 году положение работников образования в Черногории по-прежнему находилось на низком уровне, а их зарплаты - ниже уровня средней зарплаты на национальном уровне. Реформа образования, начатая в 2003 году, не принесла ожидаемых результатов. Наиболее острые вопросы, с которыми работает TUEM на данный момент, касаются нерационально организованной системы образовательных учреждений и работников образования и недостаточного обеспечения школ информационно-технологическим оборудованием.

В течении всего 2015 года TUEM вел интенсивные переговоры с правительством по Отраслевому Соглашению в секторе образования с целью обеспечения более достойных условий труда для работников образования. Подписание Соглашения в феврале 2016 года привело к увеличению зарплат на 5% для всех работников образования. Кроме того, Соглашение предусматривает новые категории коэффициента надбавки к заработной платы на дополнительные 5% (сверх общего повышения) для учителей в дошкольных и начальных образовательных учреждениях, такие как работа без помощников в инклюзивных классах; преподавание четырех и более предметов; и работа в образовательном учреждении, которое находится более, чем в 5 километрах от дома преподавателя и где не организован транспорт. Соглашение также нормировало оплату труда работников образования, чьи учащиеся выиграли одно из трех первых мест в международных или национальных соревнованиях, и постановило обязательным для Министерства образования обсудить бюджет на будущий год с TUEM.

Что касается социального обеспечения работников образования, Соглашение подтверждает, что работодатель образования обязан платить ежемесячный взнос, равный 0.2% зарплаты работника, в Фонд отдыха и реабилитации работников образования. Кроме того, правительство Черногории обязано ежегодно переводить 450 000 евро на счет Жилищного Кооператива TUEM, чтобы обеспечить учителей доступным жильем. Жилищный Кооператив был основан TUEM в 2002 году для постройки жилых комплексов в различных городах и предложения работникам образования квартир по более выгодным условиям, а также для предоставления займов и кредитов с минимальной процентной ставкой. Соглашение также увеличило сумму пенсионного выходного пособия в секторе образования и финансовую помощь в случае смерти члена семьи.

Наконец, Отраслевое Соглашение ввело важный механизм обеспечения работников образования достаточным количеством часов педагогической нагрузки для получения полной зарплаты. На муниципальном уровне были созданы совместные рабочие группы, состоящие из представителей TUEM и директоров муниципальных школ, для составления перед началом нового учебного года списка незанятых курсов и классов, которые могут быть взяты учителями с неполной учебной нагрузкой.

TUEM планирует продолжать борьбу и в 2017 году вести переговоры по возможному повышению зарплат учителям и отчислению больших средств из государственного бюджета в сектор образования. Он также будет продолжать работать над последовательной реализацией Отраслевого Соглашения.

 

Чехия: Нет дешевым учителям

Чешский и Моравский Профсоюз Работников Образования (CMOS PS) в течение многих лет прикладывал все усилия, чтобы поднять зарплату учителям по крайней мере до уровня 130 процентов средней заработной платы по стране (то есть около 1300 евро в месяц).

В начале 2016 года CMOS PS начал акцию под названием Нет дешевым учителям, которая была связана с акцией Национальной Конфедерации Профсоюзов Нет дешевой работе. Во время акции CMOS PS несколько раз обращался к Министру образования, Министру финансов и Премьер-министру правительства Чехии, а также организовал несколько встреч и переговоров с чешским правительством. Кроме того, Профсоюз активно использовал социальные сети для проведения акции и выпустил синюю футболку с надписью #theendofcheapteachers (нет дешевым учителям) в качестве основного символа акции. Акция получила широкую поддержку со стороны общественности, родительских и студенческих организаций и некоммерческих организаций.

В течении всего года CMOS PS организовывал различные встречи, а осенью даже рассматривал возможность проведения забастовки. Члены профсоюза обратились к своим представителям в Парламенте и провели несколько пресс-конференций, которые позволили постепенно увеличить давление на правительство и продемонстрировать поддержку со стороны общественности. Кульминацией акции Нет дешевым учителям стала конференция в честь 50-летия Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей, которая состоялась 30 сентября 2016 года. На конференции представители чешского правительства подтвердили свое намерение увеличить расходы на образование.

CMOS PS потребовал от правительства увеличить зарплаты учителям на 10 процентов с 1 января 2017 года, но это требование не было полностью удовлетворено. Тем не менее, Профсоюз считает согласованное увеличение зарплат на 8 процентов с 1 сентября 2016 года уже позитивным шагом. Первоначальное требование CMOS PS было увеличить финансовые затраты на образование на 8,4 млрд чешских крон (около 311 миллионов евро). Общий рост зарплат после сентябрьского и январского увеличений составит 8,2 млрд чешских крон (около 303 миллиона евро) из национального бюджета.

CMOS PS считает, что этот компромисс был достигнут во многом благодаря акции Нет дешевым учителям, так как первоначальный проект повышения зарплат учителям предусматривал гораздо более низкие показатели, чем 8 процентов. Этот успех – первый шаг на пути к образованию, являющемуся национальным приоритетом, что было давно обещано профсоюзам.

 

Эстония: Ситуация в секторе образования стабильная, но неудовлетворительная

Несмотря на то, что каждое новое эстонское правительство заявляет о приоритетном значении образования и учителей , эти заявления не подтверждаются действиями. Перед проведением последних парламентских выборов в Эстонии все партии обещали, что к 2019 году минимальная зарплата учителей достигнет 120% средней зарплаты по стране (в 2016 году средняя зарплата по стране составляла 1119 евро). Новое правительство, созданное 23 ноября 2016 года, пообещало то же самое. В реальности, с 2016 года минимальная зарплата учителей начала снижаться по сравнению со средней зарплатой по стране. Это тревожная тенденция, особенно в свете доклада Взгляд на Образование 2016, который подчеркивает тот факт, что Эстония – одна из стран с самым высоким возрастом учительского населения в Европе, но при этом в сравнении со средней зарплатой других работников с высшим образованием зарплаты эстонских учителей являются одними из самых низких в Европе.

В Эстонии также очень низкий процент учителей-мужчин, что связано с низким доходом профессии. Исследование по имиджу и привлекательности преподавательской профессии в Эстонии, проведенное Министерством Образования и Науки, показывает, что несмотря на то, что в обществе педагогическая профессия считается важной, ее выбирают немногие из-за неконкурентоспособности зарплаты.

Другим важным аспектом финансирования образования является аудит образования Национальным Аудиторским Бюро. Было рекомендовано отказаться от целевого финансирования и отдать вопрос местного расхода средств в области образования на откуп местным властям. Эстонский Профсоюз Работников Образования (EEPU) категорически возражает против этой рекомендации, поскольку такое решение нанесет ущерб обещанию поднять зарплаты учителей до уровня зарплат других работников с высшим образованием.

«Наибольшее беспокойство вызывает снижение количества молодых учителей – молодые люди не хотят становиться учителями, и как следствие, конкурс на соответствующие должности в школах очень маленький, если не сказать несуществующий. Стабильность и качество дошкольного образования и школ по увлечениям, а также условия труда в этих учреждениях являются важными проблемами. К сожалению, финансирование, а соответственно и зарплаты очень различаются по стране, что не мотивирует ни наших высокообразованных преподавателей продолжать свою карьеру в секторе образования, ни молодых людей выбирать эту профессию», - сказал Reemo Voltri, председатель EEPU.

Отсутствие адекватного финансирования в образовании создает и другие проблемы в секторе образования в Эстонии. Во многих образовательных учреждениях нет вспомогательного персонала (педагоги специального образования, социальные педагоги, психологи) или он используется не по назначению. Поскольку вспомогательный персонал получает зарплату от местных властей, основной причиной такой ситуации является снова финансирование. К сожалению, возможности местных властей и их приоритеты различаются в разных частях страны.

Наконец, существует проблема с делегатами местных муниципалитетов. В Эстонии проводятся ежегодные переговоры между представителями работодателей и работников в образовании по вопросу размеров минимальной зарплаты учителей. Работодателей на национальном уровне представляют Министерство Образования и Науки и делегаты местных муниципалитетов – Ассоциация Эстонских Городов и Ассоциация Муниципалитетов Эстонии. Тем не менее, представители местных властей участвуют в переговорах только в качестве наблюдателей, поскольку они утверждают, что у них нет мандата на участие в качестве представителей работодателей. В результате, никаких соглашений подписано не было и размер минимальной зарплаты учителей был установлен правительством. Иметь возможность работать на переговорах с представителями местных властей в качестве работодателей для муниципальных школ на национальном уровне является ключевым моментом для социального диалога в образовании Эстонии. EEPU надеется, что текущая административная реформа уменьшит число небольших и некомпетентных местных муниципалитетов, тем самым сделав их эффективными, чтобы делегаты местных муниципалитетов могли стать равноправными социальными партнерами на переговорах всех уровней.