Эксперт «Диссернета» предлагает Жогорку Кенешу и правительству убрать срок давности для проверки диссертаций на плагиат
Со-основатель «Диссернета» Андрей Заякин предлагает парламенту и правительству Кыргызстана убрать срок давности для проверки диссертаций на плагиат и лишения научных степеней. Такое предложение он озвучил на пресс-конференции в ИА АКИpress 1 октября.
«Диссернет» - это российское сообщество волонтеров, которое с 2013 года проверяет диссертации на плагиат. За пять лет «Диссернет» провел экспертизы десятков тысяч научных работ, а около 200 человек лишились научных степеней. С июня 2018 года эксперты данного сообщества начали проверять работы ученых Кыргызстана. Плагиат был обнаружен в работах известных чиновников. Уже проверены 70 работ.
По словам А.Заякина, в России тоже существует срок давности и поэтому это общая проблема двух стран. «Во всем мире лишение ученых степеней бессрочно. Лишение научных степеней — это не наказание. Это мера контроля, которую осуществляют университеты и государство», - говорит он.
Эксперт с сожалением отметил, что в России сделали выбор в пользу тех, кто продавал и покупал диссертации. Как считает он, причиной тому, возможно, являются большие финансовые интересы и то, очень серьезные люди купили диссертации и боятся лишится степени. Заякин заявил, что Госдума РФ не отметив срок давности объявила амнистии тем, кто научные работы купил или списал.
«Кыргызстан же находится на перепутье. Здесь сильное гражданское общество и независимая пресса. Однако я опасаюсь, что ВАК КР замкнется в себе и выберет не национальные интересы и интересы науки и студентов, которые будут учиться у вот таких «ученых», а выберет защиту торгашей», - говорит он.
По его словам, самыми распространенными нарушениями в подготовке диссертаций в Кыргызстане является подлог, когда в чужих работах «Россия» заменяется на «Кыргызстан». Вторым по распространенным нарушением является копирование целых глав и параграфов.
Уличенных в списывании «ученых» со-основатель«Диссернета» предлагает лишить степени с соблюдением норм и правил, в их научным руководителям, оппонентам и членам диссовета запретить участвовать в системе научной аттестации. «Так как это значит, что они плохие эксперты. При этом они могут быть хорошими учеными и преподавателями. Но эксперты они плохие. Это самый прямой, самый юридически корректный способ решения проблем. », - заключил он.