Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

5 октября Международный день учителей

Всемирный день учителей 2018 года ознаменует 70-ю годовщину Всеобщей декларации прав человека (1948 год), в которой признается образование как ключевое фундаментальное право и устанавливается право на бесплатное обязательное образование, обеспечивающее доступность для всех детей на основе всеобщего и справедливого доступа.

В этом году тема всемирного Дня учителей «Право на образование означает право на квалифицированного учителя» была выбрана чтобы напомнить мировому сообществу, что право на образование невозможно достичь без права на подготовленных и квалифицированных учителей. Даже сегодня во всем мире остается проблема нехватки учителей. По оценкам, 264 миллиона детей и молодежи по-прежнему находятся вне школы в мире. Чтобы достичь к 2030 году образовательных целей всеобщего начального и среднего образования, миру необходимо привлечь почти 69 миллионов новых учителей. Этот «разрыв в уровне учителей» более выражен среди уязвимых групп населения, таких как девочки, дети-инвалиды, дети-беженцы мигранты и бедные дети, проживающие в сельских или отдаленных районах.

Проводимый ежегодно 5 октября с 1994 года Всемирный день учителей отмечает годовщину подписания Рекомендации МОТ / ЮНЕСКО 1966 года о статусе учителей. Он созывается в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, ПРООН, Международной организацией труда и Интернационалом образования.

Учителя - одна из самых влиятельных сил для справедливости, доступа и качества образования и ключ к устойчивому глобальному развитию. Однако их обучение, вербовка, удержание, статус и условия работы по-прежнему остаются предметом озабоченности.

Кроме того, во всем мире наблюдается нехватка хорошо подготовленных учителей. По данным Статистического института ЮНЕСКО (СИЮ), к 2030 году для обеспечения всеобщего начального и среднего образования должно быть привлечено 69 миллионов учителей. 

В качестве одного из главных приоритетов ЮНЕСКО поставили хорошо подготовленных, поддерживаемых и квалифицированных учителей. Эта направленность была подкреплена Целевой задачей устойчивого развития 4: Качественное образование в рамках Рамочной программы образования 2030 года, целью которой является существенное увеличение числа квалифицированных учителей за счет улучшения их подготовки, найма, удержания, статуса, условий работы и мотивации (цель 4.c).

ЮНЕСКО проводит Международную целевую группу по преподавателям в области образования 2030 года, и они совместно работают над устранением «разрыва в отношении учителей», а также занимаются вопросами, поднятыми в цели 4.c и в Декларации Инчхон , в которой конкретно содержится призыв к государствам-членам « обеспечить, чтобы преподаватели были наделены полномочиями, надлежащим образом завербованы, хорошо обучены, профессионально квалифицированны, мотивированы и поддержаны хорошими ресурсами в  эффективно управляемых системах ».

Работа ЮНЕСКО в области развития учителей в основном сосредоточена на пяти областях:

Мониторинг международных нормативных документов, касающихся профессии преподавателя; Оказание поддержки государствам-членам в разработке и анализе политики и стратегий преподавателей; Развитие потенциала для повышения качества преподавания и обучения; Совершенствование базы знаний и доказательств для осуществления и мониторинга цели учителя в области образования 2030;  Проведение информационно-пропагандистской работы и обмен знаниями для повышения качества преподавания и обучения.

В Кыргызстане в 2 218 школах работают около 80 тысяч учителей. На финансирование общеобразовательных учреждений ежегодно направляется около 21 миллиарда сомов. в стране постоянно существует нехватка более 2 тысяч учителей,

Более 150 тыс детей Кыргызстана в возрасте от 5 до 17 лет никогда не посещали школу. Об этом говорится в исследовании Международной организации труда "Работающие дети в Кыргызстане. Обследование детского труда 2014-2015 гг.".

По данным специалистов МОТ, доля детей, никогда не посещавших школу, наиболее высока среди 5 и 6-летних детей (73,2% и 46,5% соответственно).

Среди детей школьного возраста процент никогда не посещавших школу значительно ниже – 0,7%. В сельской местности детей этой категории немного больше, чем в городах.

В региональном разрезе больше всего детей, никогда не посещавших школу, отмечено в Чуйской (14%), Ошской (12,7%) и Таласской (12,3%) областях, а наиболее низкий показатель в Бишкеке (5,9%).

При этом незначительное количество детей в качестве причин непосещения школы отметили отсутствие и отдаленность школы, необходимость работать в семейном деле, невозможность оплачивать школьные расходы, бесполезность образования и отсутствие интереса к учебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всемирный день учителей 2018 года

«Право на образование означает

право на квалифицированного учителя» 

 

Концептуальная записка  

 

 Всемирный день учителей!

 

Проводимый ежегодно 5 октября с 1994 года, Всемирный день учителей (WTD) отмечает годовщину подписания Рекомендации МОТ / ЮНЕСКО 1966 года о статусе учителей. Эта Рекомендация устанавливает права и обязанности учителей и стандарты для их первоначальной подготовки и дальнейшего обучения, найма, трудоустройства, а также условий обучения.  Дополняет Рекомендацию 1966 года, Рекомендация ЮНЕСКО о статусе Преподавательского состава высшего образования, которая  была принята в 1997 году для охвата преподавательского и научно-исследовательского персонала в высшем образовании.

 С принятием Целей устойчивого развития (SDG) 4 об образовании и целевого показателя (SDG 4.c), признавая учителей как ключ к достижению Повестки дня в области образования 2030 года, День учителя стал поводом отмечать достижения и размышлять о способах противодействия остальным проблемам для продвижения профессии преподавателя. Этот День празднуется  одновременно через глобальное мероприятие в Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже с региональными и страновыми мероприятиями во всем мире.

Всемирный день учителей созывается в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, ПРООН, Международной организацией труда, Международной организацией образования. В этом году день совпадает с присуждением 5-го издания Премии ЮНЕСКО-Хамдан бин Рашид аль-Мактум за выдающуюся практику и эффективность в повышении эффективности учителей. 

Тема WTD 2018: «Право на образование означает право на квалифицированного учителя» 

Всемирный день учителей 2018 года отметит 70-летие Всеобщей декларации прав человека (1948 год), в котором признается образование как ключевое фундаментальное право и устанавливается право на бесплатное обязательное образование, обеспечения всеобщего и справедливого доступа для всех детей.

В этом году тема «Право на образование означает право на квалифицированного учителя» была выбрана с целью напомнить мировому сообществу, что право на образование не может быть достигнуто без права на обучение и повышение квалификации учителей. Даже сегодня во всем мире остается проблема нехватки учителей. Так по оценкам, 264 миллиона детей и молодежи по-прежнему не посещают школы по всему миру. Чтобы достичь цели всеобщего начального и среднего образования к  2030 году , мир должен привлечь почти 69 миллионов новых учителей. Этот «разрыв учителей» более выражен среди уязвимых групп населения, таких как девочки, дети инвалиды, дети-беженцы и мигранты, бедные дети, проживающие в сельских или отдаленных районах. 

Учителя являются ключевыми фигурами для обеспечения всестороннего и справедливого качественного образования для всех. Образование трансформируется  в повседневную  жизнь: оно является движущей силой экономического и социального развития; оно способствует миру, терпимости и социальной интеграции; является ключом к искоренению нищеты и достижению личного удовлетворения.                                                  

 

Учителя - это средства, через которые передается образование: без учителей цель всеобщего начального и среднего образования - основного права человека не может быть достигнута. Однако прогнозы показывают, что существует нехватка учителей в мире. По всему миру (развитые и развивающиеся регионы), к 2030 году необходимо будет привлечь почти 69 миллионов новых учителей, расширить доступ к образованию 264 миллионам детей и молодежи, а также заменить тех, кто как ожидается, оставит рабочую силу. Недостаток учителей мешает усилиям многих стран с низким доходом достигать качества, справедливости и инклюзивного  образования. Например, в странах Африки к югу от Сахары один политический механизм для заполнения недостатка учителями заключается в том, чтобы нанимать учителей по непостоянным договорным соглашениям. Так называемые «учителя контрактов» используется как экстренная мера и не нуждаются в том, чтобы соответствовать одному и тому  же обучению и квалификации как постоянных учителей. Однако недавнее исследование, проведенное в 24 странах Африки к югу от Сахары указывает на то, что занятость преподавателей контрактов возрастает. Действительно, эти учителя - контрактники, которые, как правило, моложе и менее опытны, 

Хорошо подготовленные и квалифицированные преподаватели находятся в центре качественного образования. Однако в странах с низким доходом стран, многие классные комнаты укомплектованы учителями, которые не имеют квалификации или не обучены.  По состоянию на 2015 год, только 62% учителей начальной школы и 45% учителей средних школ в странах Африки к югу от Сахары успешно завершили  минимальную педагогическую подготовку, необходимую для того, чтобы стать учителем согласно национальным стандартам . В некоторых странах Африки к югу от Сахары (например, в, Нигере и Гане) процент учителей с 2000 года сократился. Больше смущает то, что минимальные требования к педагогическому обучению различаются между странами и различия не являются хорошо документированными. Страны различаются по продолжительности программы и содержанию учебной программы, степени  и качеству  полевого опыта (т. е. практика обучения), а также доступности  и продолжительности  индукции и наставничества. Например, программы обучения учителей могут длиться от одного до четырех  лет , могут  включать или не включать период контролируемой учебной практики и могут  требовать или не требовать академической  квалификации. Такие качественные различия в обучении и квалификации учителей влияют на качество обучения в классе и, в конечном счете, на успеваемость учащихся. Когда страны прибегают к найму учителей по временным контрактам, увеличению размеров классов или использованию учителей, которые недостаточно подготовлены, страдают учащиеся. Хотя в настоящее время отсутствие глобальной оценки, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что многие учащиеся не отвечают минимальным навыкам уровня в чтении и математике в начальном и среднем образовании, особенно в странах с низким доходом. В этих условиях дети часто приезжают в школу  не готовые учиться из-за недоедания, нищеты  или отсутствия воспитания. Эти ранние недостатки еще более затрудняются учителями, которые плохо подготовлены или не имеют навыков  обучения , адаптированных  к индивидуальным способностям учащихся. Действительно, исследования показывают, что в странах с низким доходом, качество учителей имеет большее значение, чем в более богатых странах. 

Всемирный день учителей 2018 г. Ставит  в центре внимания: обучение в кризисных и чрезвычайных ситуациях. 

По данным Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), 65,3 млн. человек, из  которых 21,3 миллиона человек моложе 18 лет, были вынуждены покинуть свои дома из-за ограниченности возможности трудоустройства, этнических или религиозных преследований , вооруженных конфликтов  или насилия , политических кризисов или стихийных бедствий.  В некоторых частях мира большие слои населения упускают образовательные возможности  в результате вынужденной или недобровольной миграции. Более трети не обучающихся  детей и молодежи во всем мире живут в районах, затронутых конфликтами; 55% из которых девочки. В 2017 году около 20 000 несопровождаемых и разлученных с семьями  детей  прибыли в Европу, увеличившись на 31% с 2016 года. Их  образование прервалось  из-за вынужденной или недобровольной миграции. Например, в районах, затронутых вооруженными конфликтами или стихийными бедствиями, школы , книги  и образовательные инфраструктуры утрачены или повреждены. Учителя также теряются, так как они тоже могут быть принуждены покинуть свой дом.                              

 

В странах с чрезвычайными  ситуациями  учителей не хватает. Часто образовательные  учреждения должны набирать учителей без педагогической подготовки и подготовки к работе в хрупких или кризисных контекстах, что делает их уязвимыми для насилия и жестокого обращения.

Что может сделать международное сообщество? 

Этот Всемирный день учителей, когда мы отмечаем 70-летие Всеобщей декларации Права человека, мы призываем мировое сообщество отмечать центральную роль учителей в праве на качественное, справедливое и инклюзивное образование для всех.

Мы приглашаем Бюро ЮНЕСКО на местах и ​​региональные бюро, правительства, школы, учителей  и международное сообщество задуматься и обсудить, как решить проблему увеличения предложения хорошо подготовленных и квалифицированных учителей.

Предлагаемые темы для обсуждения могут включать:

- Истории успеха школ или сообществ, в которых учителя работают с  маргинальными  или уязвимыми  детьми , живущими  в чрезвычайных или кризисных ситуациях.

- Перспективные примеры того, как страны смогли успешно внедрить подготовленных и квалифицированных учителей в отдаленные или сельские районы.

- Примеры того, как могут работать правительства, педагогические организации и частный сектор, чтобы мобилизовать финансирование, необходимое для увеличения набора и обучения учителей.

- Инновационные подходы к поддержанию мотивации учителей оставаться в профессии и улучшить качество преподавания.