Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Ченемдик-укуктук актылар

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 25 июля 2003 года N 154

О социальном партнерстве в области трудовых отношений в Кыргызской Республике

(В редакции Законов КР от 17 марта 2023 года N 60, 23 января 2025 года N 24)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации, функционирования, укрепления, развития системы и механизма социального партнерства в области трудовых отношений в Кыргызской Республике с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Акты социального партнерства - коллективные договоры и соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения.

(Часть 2 утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Организация - любое юридическое лицо, независимо от формы собственности, созданное в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

(Часть 5 утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Представители работодателей - работодатели и объединение работодателей, уполномоченные представлять работодателей в социальном партнерстве и коллективных переговорах в соответствии с настоящим Законом и трудовым законодательством.

Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также иные уполномоченные работниками лица и организации, созданные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить профсоюзы на представительство своих интересов.

Не допускается представительство интересов работников органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления, политическими партиями.

Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в сфере социально-трудовых отношений и разрешения социально-трудовых конфликтов; органы, формируемые социальными партнерами, и порядок взаимодействия и функционирования данных органов.

Социальное партнерство - взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двухсторонние отношения между работодателями и профсоюзами, при которых государство определяет параметры взаимодействия сторон.

Стороны социального партнерства - работники (их представители), работодатели (их представители), органы государственной власти всех структур Кыргызской Республики (на принципах трипартизма - Кабинет Министров Кыргызской Республики - профсоюзы - работодатели, начиная от айыл окмоту до Кабинета Министров Кыргызской Республики, во всех структурах хозяйственных органов независимо от формы собственности). Социальный диалог на республиканском уровне осуществляется в рамках Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, иными представительными органами работников, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

(В редакции Законов КР от 17 марта 2023 года N 60, 23 января 2025 года N 24)

Статья 2. Правовая основа социального партнерства в области трудовых отношений

Правовую основу социального партнерства в области трудовых отношений (далее - социальное партнерство) составляют Конституция Кыргызской Республики, Трудовой кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики "О профессиональных союзах", "О некоммерческих организациях", "Об объединениях работодателей", настоящий Закон и другие нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, а также генеральное соглашение, отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

Если вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, в том числе конвенциями Международной организации труда, участницей которых является Кыргызская Республика, предусмотрены иные правила, устанавливающие более благоприятные для работников условия, чем предусмотренные настоящим Законом, то принимаются правила международных договоров.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, их объединения независимо от формы собственности, всех работников организаций независимо от членства в профсоюзах и их представительные органы, соответствующие органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 4. Дополнительные принципы социального партнерства

Социальное партнерство выстраивается на основных принципах, предусмотренных трудовым законодательством Кыргызской Республики.

Дополнительными принципами социального партнерства выступают:

1) трипартизм (обязательное участие органов государственной власти в социальном диалоге между профсоюзами и работодателями на республиканском уровне, уровне отрасли и профессии);

2) направление социального партнерства на внедрение и реализацию международных трудовых стандартов, закрепленных в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, в законодательство Кыргызской Республики;

3) автономность социальных партнеров, в том числе в выборе форм и порядка самоорганизации, избрании полномочных представителей, а также недопустимости вмешательства органов государственной власти в указанные процедуры;

4) равенство социальных партнеров и добровольный характер соглашений;

5) добросовестность социальных партнеров, в том числе недопустимость подрыва и дискредитации переговорной позиции друг друга, полноценное взаимное информирование сторон социального диалога, публичность в вопросах, имеющих значение для общества или всех работников, соответствие действий социальных партнеров заявленным ими целям, недопустимость уклонения, игнорирования и/или отказа от начала, продолжения переговоров или заключения соглашения на условиях, по которым достигнут консенсус, недопустимость ограничения законных трудовых прав и гарантий работников при заключении соглашений между социальными партнерами;

6) публичность деятельности социальных партнеров на всех уровнях социального партнерства, обязательность публикации текстов принятых решений и подписанных соглашений на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях, данных об охвате работников действием подписанных соглашений;

7) приоритет поддержания или повышения социально-трудовых стандартов в сравнении с действующим трудовым законодательством при заключении соглашений на всех уровнях социального партнерства;

8) обязательность исполнения соглашений и недопустимость одностороннего отказа от принятых обязательств, соразмерность и адекватность мер воздействия социальных партнеров в отношении нарушителей соглашений;

9) недопустимость дискриминации и насилия в отношении лиц, представляющих интересы работников в социальном партнерстве на всех уровнях;

10) социальная ответственность работодателей;

11) ответственность государства за создание реальных возможностей для социального партнерства и социального диалога в Кыргызской Республике.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 5. Задачи социального партнерства

Задачами социального партнерства являются:

- содействие экономическому и социальному развитию республики, регионов и отраслей экономики;

- создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций, разработка и заключение соглашений, коллективных договоров между сторонами социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики и настоящим Законом;

- предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению социально-трудовых конфликтов;

- совершенствование законодательной базы, регулирующей социально-трудовые отношения;

- дальнейшее развитие объединений работодателей и профсоюзов, усиление их роли как социальных партнеров.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 6. Механизм функционирования системы социального партнерства

Социальное партнерство функционирует на основе:

- взаимных консультаций и переговоров между участниками социального партнерства;

- заключения коллективных договоров и соглашений, принятия совместных решений по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 7. Уровни системы социального партнерства

Система социального партнерства включает следующие уровни:

- республиканский уровень, устанавливающий основы регулирования социально-трудовых отношений в Кыргызской Республике;

- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования социально-трудовых отношений в сфере труда в отрасли;

- территориальный (областной, городской, районный) уровень, устанавливающий основы регулирования социально-трудовых отношений в сфере труда на уровне административно-территориальных единиц;

- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Статья 8. Организация социального партнерства на республиканском уровне

На республиканском уровне социальное партнерство осуществляется Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская трехсторонняя комиссия), которая является постоянно действующим органом и состоит из представителей Кабинета Министров Кыргызской Республики, представителей объединений профсоюзов, а также представителей работодателей, объединяющих большинство работников и работодателей в Кыргызской Республике, соответственно.

Положение о деятельности Республиканской трехсторонней комиссии утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 9. Полномочия Республиканской трехсторонней комиссии

Функциями Республиканской трехсторонней комиссии являются:

- ведение переговоров между сторонами и заключение генерального соглашения, осуществление контроля за ходом выполнения данного соглашения;

- регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, участие в выработке и реализации социально-ориентированной политики экономических преобразований в Кыргызской Республике;

- содействие заключению коллективных договоров, территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений, участие в их разработке через создаваемые рабочие органы и группы на местах;

- разрешение разногласий, возникающих в ходе разработки, заключения и реализации территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений;

- осуществление мер по предупреждению коллективных трудовых споров (конфликтов) и содействие их регулированию в Кыргызской Республике;

- принятие участия в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- развитие социального партнерства на республиканском уровне.

К компетенции Республиканской трехсторонней комиссии относятся:

- принятие решений по вопросам, относящимся к ее функциям, которые обязательны для рассмотрения органами государственной власти, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями;

- осуществление контроля за выполнением сторонами обязательств, предусмотренных генеральным и другими соглашениями, коллективными договорами (областными, районными и местными);

- внесение предложений о привлечении к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа работников руководителя организации, его заместителей, не выполняющих акты социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики;

- изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социального партнерства и социально-трудовых отношений, проведение в рамках Республиканской трехсторонней комиссии консультаций, связанных с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы Республиканской трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном положением о комиссии.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 10. Организация социального партнерства на отраслевом уровне

Социальное партнерство на отраслевом уровне осуществляется отраслевыми комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

Отраслевая комиссия как на республиканском, так и территориальном уровнях является органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций, переговоров, подготовки проектов отраслевых соглашений и их заключения.

Состав отраслевой комиссии, куда входят соответствующие органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления, профсоюзы и представители работодателей, определяется сторонами.

Деятельность отраслевых комиссий регулируется положениями об этих комиссиях, утвержденными комиссиями.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 11. Организация социального партнерства на территориальном уровне

Социальное партнерство на территориальном уровне осуществляется областными, городскими и районными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

Предметом регулирования отношений сторон на территориальном уровне являются социально-трудовые отношения, условия быта, гарантии и льготы, связанные с особенностями каждого региона.

Территориальные комиссии формируются по представлению следующих сторон социального партнерства: органа (органов) местного самоуправления или органа исполнительной государственной власти, профсоюзов и объединений работодателей или их координирующего органа на паритетной основе и действуют на основании положений, утвержденных комиссиями.

Статья 12. Полномочия отраслевых и территориальных комиссий

В полномочия отраслевых и территориальных комиссий входят:

- регулирование социально-трудовых отношений и согласование интересов сторон на отраслевом и территориальном уровнях;

- согласование позиций сторон по основным направлениям социальной и экономической политики;

- рассмотрение на своих заседаниях проблем проведения согласованной политики в области социально-трудовых отношений;

- согласование интересов органов исполнительной государственной власти, объединений работодателей и работников при разработке проектов отраслевых и территориальных соглашений, реализации указанных соглашений, а также при выполнении решений комиссий;

- запрашивание у органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и (или) представителей работников информации о заключаемых и заключенных соглашениях;

- создание рабочих групп с привлечением ученых и специалистов;

- приглашение на заседания отраслевых и территориальных комиссий, соответственно, работников центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также независимых экспертов;

- принятие совместных решений, которые обязательны для рассмотрения и исполнения органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления, представителями работодателей и работников в сроки, установленные отраслевыми и территориальными комиссиями, и осуществление контроля за выполнением своих решений;

- принятие участия в проведении международных, республиканских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социальных и трудовых отношений и социального партнерства.

Статья 13. Организация социального партнерства в условиях функционирования межгосударственных финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, предприятий с иностранной долей капитала

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 14. Финансовое обеспечение системы социального партнерства

Финансирование развития системы социального партнерства осуществляется за счет средств соответствующих сторон социального партнерства на основе их совместных решений и утвержденных планов.

Организационное, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение системы социального партнерства осуществляется соответствующими сторонами социального партнерства в пределах бюджетного финансирования.

Статья 14-1. Представители работодателей

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

(В редакции Закона КР от 23 января 2025 года N 24)

Статья 14-2. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Не допускается представительство интересов работников органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления, политическими партиями.

Профсоюзы вправе представлять интересы работников организации через ее органы управления (правление, совет директоров, наблюдательный совет).

Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе на договорных условиях уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

(В редакции Закона КР от 23 января 2025 года N 24)

Статья 14-3. Иные представители работников

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также в случаях, когда профсоюзная организация объединяет менее половины работников, работники вправе на общем собрании (конференции) на договорных условиях поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие в организации иных представительных органов не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. Полномочия профсоюзов не могут подменяться или дублироваться другими представительными органами работников.

(В редакции Закона КР от 23 января 2025 года N 24)

Статья 14-4. Полномочия представителей работников

Представители работников имеют право:

1) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры с работодателем, контролировать их выполнение;

2) участвовать в решении вопросов социального и экономического развития организации в случаях, предусмотренных соглашениями и коллективным договором;

3) участвовать в разработке локальных нормативных актов организации в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

4) осуществлять общественный контроль за соблюдением в организации трудового законодательства;

5) беспрепятственно посещать в установленном порядке рабочие места, получать от работодателя необходимые сведения для осуществления общественного контроля;

6) выступать в качестве представителя работников в коллективном трудовом споре;

7) представлять интересы работников в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также выступать в суде истцом;

8) обжаловать в суде решения руководителя организации и уполномоченных им лиц, если они противоречат трудовому законодательству;

9) объявлять забастовку в порядке, предусмотренном законами.

Представители работников обладают также иными правами в соответствии с законами, уставами и положениями об этих органах.

(В редакции Закона КР от 23 января 2025 года N 24)

Статья 14-5. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с настоящим Законом, иными законами, коллективным договором, соглашениями в реализации предоставленных им прав:

1) до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с представителями работников в случаях, предусмотренных законами, коллективным договором, соглашениями;

2) своевременно рассматривать предложения представителей работников и сообщать им о принятых решениях с их обоснованием;

3) бесплатно предоставлять представителям работников необходимую информацию по вопросам труда, другим социально-экономическим вопросам;

4) выполнять иные обязанности по отношению к представителям работников, предусмотренные настоящим Законом, коллективным договором, соглашениями.

(В редакции Закона КР от 23 января 2025 года N 24)

Статья 14-6. Дополнительные трудовые гарантии для представителей работников

Представителям работников, не освобожденным от производственной работы, для выполнения общественных обязанностей предоставляется свободное от работы время на условиях, предусмотренных соглашениями, коллективным договором.

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в представительные органы работников, после окончания срока их выборных полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же организации.

(В редакции Закона КР от 23 января 2025 года N 24)

Статья 15. Порядок принятия решений Республиканской трехсторонней, отраслевыми, территориальными комиссиями

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 16. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений в соответствии с трудовым законодательством могут быть заключены генеральное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 17. Право на ведение переговоров по разработке и заключению соглашений

Инициатором переговоров по разработке, содержанию, заключению, изменению, дополнению соглашения вправе выступить любая из сторон социального партнерства.

При наличии на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях нескольких уполномоченных работниками и работодателями представителей, каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени работников и работодателей.

Статья 18. Порядок ведения переговоров, разработки и заключения соглашений

Устанавливается следующая взаимосвязь соглашений разных уровней по предмету договора и срокам их заключения, при которой опережающим по срокам заключения должно быть генеральное соглашение, как определяющее общие принципы и подходы к решению социально-экономических проблем, остальные соглашения по соответствующим уровням могут заключаться с интервалом не более чем в два месяца.

Содержание и структура соглашения определяются по взаимной договоренности представителей сторон.

Порядок ведения переговоров, сроки разработки и заключения соглашений, порядок внесения в них изменений и дополнений, присоединения к ним утверждаются решениями комиссий. Внесение изменений и дополнений в соглашения производится по взаимному согласию сторон.

Соглашение вступает в силу со дня подписания сторонами, если иное не предусмотрено в самом соглашении.

Срок действия соглашения, порядок контроля за его выполнением и сроки заключения нового соглашения определяются сторонами в соглашении.

Одобрение генеральных, отраслевых и территориальных соглашений осуществляют соответственно Кабинет Министров Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган в сфере труда и местные территориальные органы по месту нахождения одной из сторон соглашения.

(В редакции Закона КР от 23 января 2025 года N 24)

Статья 19. Порядок присоединения к соглашениям

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 20. Порядок изменения соглашения и внесения в него дополнений. Досрочное прекращение действия соглашения

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 21. Обеспечение выполнения соглашения

Выполнение соглашения и подготовка нового соглашения обеспечиваются сторонами социального партнерства и их соответствующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

Стороны социального партнерства разрабатывают план практических мероприятий по реализации соглашения в течение срока, обусловленного соглашением.

Вопрос о ходе выполнения соглашения рассматривается сторонами социального партнерства по итогам полугодия или по решению комиссии. Результаты выполнения соглашения публикуются (в изложенном виде) в средствах массовой информации, определяемых сторонами соглашения.

Условия, содержащиеся в соглашениях, учитываются при принятии законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики и местных органов власти, относящихся к предмету регулирования данных соглашений.

Заключение, изменение соглашений и внесение в них дополнений, требующих бюджетного финансирования, должны осуществляться сторонами при подготовке проекта бюджета на соответствующий финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. В ином случае территориальные исполнительные государственные органы и органы местного самоуправления инициируют принятие поправок к бюджету соответствующего уровня для обеспечения финансирования выполнения соглашения. Согласованное сторонами решение по принятию соответствующего бюджета на финансовый год оформляется специальным приложением к соглашению.

При неполном обеспечении в текущем финансовом году бюджетным финансированием соответствующих условий соглашения представители работников, являющиеся стороной соглашения, имеют право выдвинуть требование об изменении соглашения на текущий финансовый год.

Статья 22. Контроль за исполнением соглашений

Контроль за исполнением соглашений осуществляют соответствующие комиссии на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях.

Статья 22-1. Порядок ведения коллективных переговоров

Участники коллективных переговоров свободны в выборе рассмотрения вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

При наличии в организации двух и более первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза и иного представительного органа. При этом должен быть представлен каждый представительный орган работников.

Если единый представительный орган не создан в течение 5 календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников может осуществлять первичный представительный орган работников, объединяющий более половины работников организации.

Если ни один из первичных представительных органов работников организации не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичный представительный орган организации, которому поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне республики, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа, формируемого с учетом количества представленных членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров, не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 23 января 2025 года N 24)

Статья 23. Порядок проведения переговоров о заключении коллективного договора

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 24. Содержание коллективных договоров

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 25. Трехстороннее сотрудничество в области содействия занятости населения

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 26. Участие сторон социального партнерства в урегулировании коллективных трудовых споров

Стороны социального партнерства содействуют урегулированию коллективных трудовых споров, организации примирительных процедур и участвуют в них, а также осуществляют меры по их предупреждению и разрешению.

Требования работников, их представителей к иным сторонам социального партнерства о их участии в переговорах по заключению соглашения, а также по присоединению или неприсоединению работодателя или объединения работодателей к соглашению могут быть предметом коллективного трудового спора.

Статья 27. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров

Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность, предусмотренную трудовым законодательством Кыргызской Республики, соглашениями и коллективными договорами.

Должностные лица органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, лица, представляющие работодателя (работодателей), работники руководящих органов профсоюзов, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения, коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору.

Сторона (стороны), а также соответствующий орган системы социального партнерства вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения.

Требование подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его получения - в срок, который стороне (сторонам), соответствующему органу системы социального партнерства должен быть дан ответ о принятых мерах или основаниях к отказу в его удовлетворении.

Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по соглашению, коллективному договору, если эта ответственность не противоречит законодательству Кыргызской Республики. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.

В рамках договорной ответственности стороны соглашения, коллективного договора вправе наделить орган системы социального партнерства полномочиями по применению согласованных мер ответственности (санкций), включая денежные выплаты за невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.

Решение о привлечении к ответственности принимается соответствующим органом системы социального партнерства в порядке, определенном положением об этом органе, и оформляется протоколом.

Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики. Другая сторона (стороны) соглашения коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке, если законодательством Кыргызской Республики не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 28. Ответственность лиц, представляющих работодателя

По требованию представителей работников работодатель (собственник) обязан принять меры, предусмотренные трудовым законодательством Кыргызской Республики, к руководителю, по вине которого не выполняются условия соглашения, коллективного договора.

(В редакции Закона КР от 17 марта 2023 года N 60)

Статья 29. Выполнение обязательств по соглашению, коллективному договору

Привлечение к ответственности не освобождает сторону (стороны) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркинтоо" от 1 августа 2003 года N 57

Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Кыргызской Республики

 

А.Акаев

 

 

 

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

5 июня 2003 года