О социальном партнерстве в области трудовых отношений в Кыргызской Республике
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 25 июля 2003 года N 154
О социальном партнерстве в области трудовых отношений в Кыргызской Республике
Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации, функционирования, укрепления, развития системы и механизма социального партнерства в области трудовых отношений в Кыргызской Республике с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Акты социального партнерства - коллективные договоры и соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения.
Коллективный договор - локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между работодателем и работающими у него работниками, а также взаимоотношения работодателя с профсоюзами и иными представительными органами работников.
Коллективное соглашение - нормативный акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли и территории. Коллективное соглашение по договоренности сторон может быть двухсторонним или многосторонним, устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, социальных гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
Организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности.
Представители органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления - руководители этих органов, иные уполномоченные этими органами лица.
Представители работодателей - руководители организаций или иные уполномоченные, в соответствии с учредительными документами юридического лица, органы (лица), уполномоченные органы (лица) объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы (лица).
Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также иные уполномоченные работниками лица и организации, созданные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить профсоюзы на представительство своих интересов.
Не допускается представительство интересов работников органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления, политическими партиями.
Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в сфере социально-трудовых отношений и разрешения социально-трудовых конфликтов; органы, формируемые социальными партнерами, и порядок взаимодействия и функционирования данных органов.
Социальное партнерство - взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двухсторонние отношения между работодателями и профсоюзами, при которых государство определяет параметры взаимодействия сторон.
Стороны социального партнерства - работники (их представители), работодатели (их представители), органы государственной власти всех структур Кыргызской Республики (на принципах трипартизма - Правительство - профсоюзы - работодатели, начиная от айыл окмоту до Правительства, во всех структурах хозяйственных органов независимо от формы собственности), далее именуемые "сторонами".
Статья 2. Правовая основа социального партнерства в области трудовых отношений
Правовую основу социального партнерства в области трудовых отношений (далее - социальное партнерство) составляют Конституция Кыргызской Республики, Трудовой и Гражданский кодексы Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики "О профессиональных союзах", "О некоммерческих организациях", настоящий Закон и другие нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, а также генеральное соглашение, отраслевые и территориальные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Если международные договоры Кыргызской Республики, в том числе конвенции Международной организации труда, ратифицированные Кыргызской Республикой, а также законы Кыргызской Республики содержат иные правила, устанавливающие более благоприятные для работников условия, чем предусмотренные настоящим Законом, то принимаются правила международных договоров и законов Кыргызской Республики.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, их объединения (союзы, ассоциации) независимо от формы собственности, всех работников организаций независимо от членства в профсоюзах и их представительные органы, соответствующие органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Кыргызской Республики.
Статья 4. Принципы социального партнерства
Социальное партнерство строится на следующих принципах:
- обязательность заключения соглашений, договоров и других решений, регулирующих трудовые отношения;
- уважение и учет интересов участников переговоров;
- правомочность социального партнерства и представителей сторон;
- равноправие сторон и доверие в отношениях;
- самостоятельность и свобода выбора вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
- добровольность заключения соглашений и принятия решений и обязательств сторонами социального партнерства на основе взаимного согласования;
- обязательность исполнения принятых сторонами соглашений и коллективных договоров;
- ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств и решений, в том числе по заключенным соглашениям и договорам.
Статья 5. Задачи социального партнерства
Задачами социального партнерства являются:
- содействие экономическому и социальному развитию республики, регионов и отраслей экономики;
- создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций, разработка и заключение соглашений, коллективных договоров между сторонами социального партнерства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Законом;
- предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению социально-трудовых конфликтов;
- совершенствование законодательной базы, регулирующей социально-трудовые отношения;
- дальнейшее развитие объединений работодателей и профсоюзов, усиление их роли как социальных партнеров.
Статья 6. Механизм функционирования системы социального партнерства
Система социального партнерства функционирует на основе:
- взаимных консультаций, проводимых уполномоченными представителями сторон социального партнерства, с целью предварительного изучения их позиций по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- переговоров, проводимых уполномоченными представителями сторон социального партнерства с целью урегулирования возникающих вопросов и проблем, в том числе при разрешении коллективных трудовых споров в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- заключения коллективных договоров и соглашений, принятия совместных решений по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
Статья 7. Уровни системы социального партнерства
Система социального партнерства включает следующие уровни:
- республиканский уровень, устанавливающий основы регулирования социально-трудовых отношений в Кыргызской Республике;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования социально-трудовых отношений в сфере труда в отрасли;
- территориальный (областной, городской, районный) уровень, устанавливающий основы регулирования социально-трудовых отношений в сфере труда на уровне административно-территориальных единиц;
- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Статья 8. Организация социального партнерства на республиканском уровне
На республиканском уровне социальное партнерство осуществляется Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская трехсторонняя комиссия).
Республиканская трехсторонняя комиссия является постоянно действующим органом социального партнерства в Кыргызской Республике и состоит из представителей Правительства Кыргызской Республики, Федерации профсоюзов Кыргызстана и объединений работодателей на паритетной основе.
Деятельность Республиканской трехсторонней комиссии регулируется законодательством Кыргызской Республики и положением об этой комиссии, утвержденным комиссией.
Статья 9. Полномочия Республиканской трехсторонней комиссии
Функциями Республиканской трехсторонней комиссии являются:
- ведение переговоров между сторонами и заключение генерального соглашения, осуществление контроля за ходом выполнения данного соглашения;
- регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, участие в выработке и реализации социально-ориентированной политики экономических преобразований в Кыргызской Республике;
- содействие заключению коллективных договоров, территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений, участие в их разработке через создаваемые рабочие органы и группы на местах;
- разрешение разногласий, возникающих в ходе разработки, заключения и реализации территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений;
- осуществление мер по предупреждению коллективных трудовых споров (конфликтов) и содействие их регулированию в Кыргызской Республике;
- разработка и принятие участия в обсуждении проектов законов Кыргызской Республики, иных нормативных правовых актов, принимаемых законодательными органами республики по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- развитие социального партнерства на республиканском уровне.
К компетенции Республиканской трехсторонней комиссии относятся:
- принятие решений по вопросам, относящимся к ее функциям, которые обязательны для рассмотрения органами государственной власти, профсоюзами и их объединениями, работодателями и их объединениями;
- осуществление контроля за выполнением сторонами обязательств, предусмотренных генеральным и другими соглашениями, коллективными договорами (областными, районными и местными);
- внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих акты социального партнерства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социального партнерства и социально-трудовых отношений, проведение в рамках Республиканской трехсторонней комиссии консультаций, связанных с ратификацией и применением международных трудовых норм.
Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы Республиканской трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики с учетом конвенций Международной организации труда.
Статья 10. Организация социального партнерства на отраслевом уровне
Социальное партнерство на отраслевом уровне осуществляется отраслевыми комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.
Отраслевая комиссия как на республиканском, так и территориальном уровнях является органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций, переговоров, подготовки проектов отраслевых соглашений и их заключения.
Состав отраслевой комиссии, куда входят соответствующие органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления, профсоюзы и представители работодателей, определяется сторонами.
Деятельность отраслевых комиссий регулируется законодательством Кыргызской Республики и положениями об этих комиссиях, утвержденными комиссиями.
Статья 11. Организация социального партнерства на территориальном уровне
Социальное партнерство на территориальном уровне осуществляется областными, городскими и районными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.
Предметом регулирования отношений сторон на территориальном уровне являются социально-трудовые отношения, условия быта, гарантии и льготы, связанные с особенностями каждого региона.
Территориальные комиссии формируются по представлению следующих сторон социального партнерства: органа (органов) местного самоуправления или органа исполнительной государственной власти, профсоюзов и объединений работодателей или их координирующего органа на паритетной основе и действуют на основании положений, утвержденных комиссиями.
Статья 12. Полномочия отраслевых и территориальных комиссий
В полномочия отраслевых и территориальных комиссий входят:
- регулирование социально-трудовых отношений и согласование интересов сторон на отраслевом и территориальном уровнях;
- согласование позиций сторон по основным направлениям социальной и экономической политики;
- рассмотрение на своих заседаниях проблем проведения согласованной политики в области социально-трудовых отношений;
- согласование интересов органов исполнительной государственной власти, объединений работодателей и работников при разработке проектов отраслевых и территориальных соглашений, реализации указанных соглашений, а также при выполнении решений комиссий;
- запрашивание у органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и (или) представителей работников информации о заключаемых и заключенных соглашениях;
- создание рабочих групп с привлечением ученых и специалистов;
- приглашение на заседания отраслевых и территориальных комиссий, соответственно, работников центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также независимых экспертов;
- принятие совместных решений, которые обязательны для рассмотрения и исполнения органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления, представителями работодателей и работников в сроки, установленные отраслевыми и территориальными комиссиями, и осуществление контроля за выполнением своих решений;
- принятие участия в проведении международных, республиканских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социальных и трудовых отношений и социального партнерства.
Статья 13. Организация социального партнерства в условиях функционирования межгосударственных финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, предприятий с иностранной долей капитала
Социальное партнерство по регулированию социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, предприятиях с иностранной долей капитала обеспечивается и строится на основе межгосударственных и межправительственных соглашений и законодательства Киргизской Республики.
Участниками переговоров и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений являются высший или уполномоченный им исполнительный орган корпорации и профсоюз.
Статья 14. Финансовое обеспечение системы социального партнерства
Финансирование развития системы социального партнерства осуществляется за счет средств соответствующих сторон социального партнерства на основе их совместных решений и утвержденных планов.
Организационное, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение системы социального партнерства осуществляется соответствующими сторонами социального партнерства в пределах бюджетного финансирования.
Статья 15. Порядок принятия решений Республиканской трехсторонней, отраслевыми, территориальными комиссиями
Решения принимаются Республиканской трехсторонней, отраслевыми, территориальными комиссиями на основе достижения согласия всех сторон в переговорах и оформляются протоколом.
Разногласия, возникающие между сторонами в ходе работы комиссий, разрешаются на основе взаимных переговоров и консультаций в порядке, предусмотренном положениями о комиссиях.
Статья 16. Соглашения и их виды
Генеральное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Кыргызской Республике, учитываемые при заключении отраслевых и территориальных соглашений и коллективных договоров.
Генеральное соглашение разрабатывается и заключается на основе переговоров между Правительством Кыргызской Республики, республиканскими объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Кыргызстана до утверждения государственного бюджета на соответствующий период.
Отраслевое соглашение - правовой акт, оформленный в виде письменного договора, определяющий взаимные обязательства сторон по общим условиям оплаты труда, трудовым гарантиям и льготам для работников конкретной отрасли и учитываемый при заключении территориальных соглашений и коллективных договоров.
Отраслевое соглашение разрабатывается и заключается на основе переговоров между соответствующими исполнительными государственными органами и уполномоченными представителями работодателей и работников.
Территориальное соглашение - правовой акт, оформленный в виде письменного договора, регулирующий общие условия труда, трудовые гарантии и льготы на территории соответствующей административно-территориальной единицы, обязательный для всех сторон и учитываемый при заключении коллективных договоров.
Территориальное соглашение разрабатывается и заключается на основе переговоров на территориальном уровне (область, город, район) между местной государственной администрацией и органами местного самоуправления, объединениями работодателей, работников.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двухсторонними и трехсторонними.
Действие соглашений распространяется на соответствующие исполнительные государственные органы, органы местного самоуправления, работодателей и работников, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на переговорах разработать от их имени и заключить данные соглашения, а также на исполнительные государственные органы, работодателей и работников, присоединившихся к соглашению после его заключения.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, применяются наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
Статья 17. Право на ведение переговоров по разработке и заключению соглашений
Инициатором переговоров по разработке, содержанию, заключению, изменению, дополнению соглашения вправе выступить любая из сторон социального партнерства.
При наличии на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях нескольких уполномоченных работниками и работодателями представителей, каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени работников и работодателей.
Статья 18. Порядок ведения переговоров, разработки и заключения соглашений
Устанавливается следующая взаимосвязь соглашений разных уровней по предмету договора и срокам их заключения: опережающим по срокам заключения должно быть генеральное соглашение, как определяющее общие принципы и подходы к решению социально-экономических проблем; остальные соглашения по соответствующим уровням могут заключаться с интервалом не более чем в два месяца.
Содержание и структура соглашения определяются по взаимной договоренности представителей сторон.
Порядок ведения переговоров, сроки разработки и заключения соглашений, порядок внесения в них изменений и дополнений, присоединения к ним утверждаются комиссиями и оформляются их решениями. Внесение изменений и дополнений в соглашения производится по взаимному согласию сторон.
Рассмотрение проектов соглашений осуществляется в рамках соответствующих комиссий и их рабочих групп, с привлечением при необходимости экспертов.
Любая из сторон имеет право за три месяца до окончания срока действия соглашений или в сроки, определенные этими соглашениями, внести другим сторонам письменное уведомление о начале переговоров по заключению новых соглашений.
Соглашения по истечении срока их действия могут быть по согласованию сторон продлены на период ведения переговоров, но не более чем на три месяца.
Стороны, получившие письменные уведомления о начале переговоров от другой стороны, обязаны в течение десяти календарных дней рассмотреть их и приступить к переговорам по разработке и заключению соглашений.
Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию, составляется протокол, в который вносятся предложения сторон о мерах по устранению причин разногласия, а также сроки возобновления переговоров.
Соглашения вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашениях.
Срок действия соглашения устанавливается по согласованию сторон либо до принятия нового соглашения, но не может превышать три года.
Регистрацию генерального, отраслевого и территориального соглашений осуществляют соответственно Правительство Кыргызской Республики, уполномоченный государственный орган в сфере труда и территориальные исполнительные государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 19. Порядок присоединения к соглашениям
Новые работодатели, вступающие в объединение работодателей, присоединяются к действующим соглашениям, ранее заключенным данным объединением работодателей, в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики или уставом объединения работодателей.
В случае заключения соглашения профсоюзы и их объединения, работодатели и их объединения, представители других общественных организаций, не участвующие в переговорах по заключению соглашения (по различным причинам), могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении, и принять на себя обязательства соответствующей стороны.
Если член объединения работодателей вышел из данного объединения после заключения соглашения, действие данного соглашения продолжает распространяться на него на срок действия данного соглашения. Объединения работодателей, вышедшие до заключения соглашения, вправе продолжить участие в переговорах самостоятельно в случае, если все действия отвечают требованиям, установленным настоящим Законом.
Статья 20. Порядок изменения соглашения и внесения в него дополнений. Досрочное прекращение действия соглашения
Изменение соглашения и внесение в него дополнений производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном соглашением, или в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Досрочное прекращение (в исключительных случаях) действия соглашения возможно только по взаимному согласию сторон.
Статья 21. Обеспечение выполнения соглашения
Выполнение соглашения и подготовка нового соглашения обеспечиваются сторонами социального партнерства и их соответствующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.
Стороны социального партнерства разрабатывают план практических мероприятий по реализации соглашения в течение срока, обусловленного соглашением.
Вопрос о ходе выполнения соглашения рассматривается сторонами социального партнерства по итогам полугодия или по решению комиссии. Результаты выполнения соглашения публикуются (в изложенном виде) в средствах массовой информации, определяемых сторонами соглашения.
Условия, содержащиеся в соглашениях, учитываются при принятии законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики и местных органов власти, относящихся к предмету регулирования данных соглашений.
Заключение, изменение соглашений и внесение в них дополнений, требующих бюджетного финансирования, должны осуществляться сторонами при подготовке проекта бюджета на соответствующий финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. В ином случае территориальные исполнительные государственные органы и органы местного самоуправления инициируют принятие поправок к бюджету соответствующего уровня для обеспечения финансирования выполнения соглашения. Согласованное сторонами решение по принятию соответствующего бюджета на финансовый год оформляется специальным приложением к соглашению.
При неполном обеспечении в текущем финансовом году бюджетным финансированием соответствующих условий соглашения представители работников, являющиеся стороной соглашения, имеют право выдвинуть требование об изменении соглашения на текущий финансовый год.
Статья 22. Контроль за исполнением соглашений
Контроль за исполнением соглашений осуществляют соответствующие комиссии на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях.
Статья 23. Порядок проведения переговоров о заключении коллективного договора
Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Республиканской (территориальной) трехсторонней комиссии преимущественным правом рассмотрения вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности организации, социальной защиты работников во всех органах власти, органах местного самоуправления, объединениях работодателей (вне зависимости от формы собственности) и профсоюзах.
Условия разработки, заключения и реализации коллективных договоров осуществляются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, а также соглашениями, заключенными сторонами социального партнерства.
Представители работников организации (согласно положению), не достигшие согласия о создании единого представительного органа, имеют право на заключение отдельного (или совместно с другими представителями работников) коллективного договора от имени представляемых ими работников.
Статья 24. Содержание коллективных договоров
Содержание коллективных договоров определяется сторонами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Обязательному закреплению в коллективных договорах подлежат следующие нормативные положения:
- порядок выплаты компенсаций работнику в случаях задержки оплаты труда, размер которых должен быть не ниже установленного законодательством Кыргызской Республики;
- порядок и размер компенсационных выплат в пользу работника в случаях причинения убытков работнику вследствие нарушения условий коллективного договора, соглашений и законодательства Кыргызской Республики о труде;
- порядок и размер компенсационных выплат в пользу профсоюза в случаях причинения убытков профсоюзу вследствие нарушения условий коллективного договора, соглашений, законодательства Кыргызской Республики о профсоюзах либо воспрепятствования деятельности профсоюза;
- сроки предварительного согласования с соответствующим профсоюзом в случаях увольнения по инициативе администрации работников, являющихся членами профсоюза;
- порядок уведомления профсоюза и проведения консультаций с ним в случаях массового высвобождения работников в связи с совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации, ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя;
- обеспечение преимущественного права сохранения места работы для отдельных категорий работников при осуществлении работодателями мероприятий по сокращению численности или штата работников организации;
- механизм регулирования оплаты труда работников с учетом изменения величины прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета населения;
- механизм применения установленного законодательством Кыргызской Республики порядка индексации заработной платы;
- мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включая выделение средств для их реализации и обеспечение их использования по целевому назначению;
- порядок выплаты работникам досрочных льготных пенсий по возрасту, выплачиваемых работодателем в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании";
- меры по созданию условий, обеспечивающих деятельность соответствующих профсоюзных органов, являющихся стороной коллективного договора;
- перечень обязательных для выполнения всеми сторонами коллективного договора отраслевых (межотраслевых) и иных соглашений, заключенных профсоюзами (объединениями профсоюзов), в которые входят первичные профсоюзные организации, участвующие в заключении коллективного договора.
Иные финансовые обязательства, связанные с выполнением вышеуказанных положений, возлагаются на работодателя.
См. также Закон КР от 21 августа 2004 года N 164 "О коллективных договорах"
Статья 25. Трехстороннее сотрудничество в области содействия занятости населения
Трехстороннее сотрудничество в области содействия занятости населения регулируется Законом Кыргызской Республики "О содействии занятости населения".
Статья 26. Участие сторон социального партнерства в урегулировании коллективных трудовых споров
Стороны социального партнерства содействуют урегулированию коллективных трудовых споров, организации примирительных процедур и участвуют в них, а также осуществляют меры по их предупреждению и разрешению.
Требования работников, их представителей к иным сторонам социального партнерства о их участии в переговорах по заключению соглашения, а также по присоединению или неприсоединению работодателя или объединения работодателей к соглашению могут быть предметом коллективного трудового спора.
Статья 27. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров
Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Должностные лица органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, лица, представляющие работодателя (работодателей), работники руководящих органов профсоюзов, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения, коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору.
Сторона (стороны), а также соответствующий орган системы социального партнерства вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения.
Требование подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его получения - в срок, который стороне (сторонам), соответствующему органу системы социального партнерства должен быть дан ответ о принятых мерах или основаниях к отказу в его удовлетворении.
Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по соглашению, коллективному договору, если эта ответственность не противоречит законодательству Кыргызской Республики. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.
В рамках договорной ответственности стороны соглашения, коллективного договора вправе наделить орган системы социального партнерства полномочиями по применению согласованных мер ответственности (санкций), включая денежные выплаты за невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.
Решение о привлечении к ответственности принимается соответствующим органом системы социального партнерства в порядке, определенном положением об этом органе, и оформляется протоколом.
Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики. Другая сторона (стороны) соглашения коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке, если законодательством Кыргызской Республики не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора.
Статья 28. Ответственность лиц, представляющих работодателя
По требованию представителей работников работодатель (собственник) обязан принять меры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики, к руководителю, по вине которого не выполняются условия соглашения, коллективного договора.
Статья 29. Выполнение обязательств по соглашению, коллективному договору
Привлечение к ответственности не освобождает сторону (стороны) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркинтоо" от 1 августа 2003 года N 57
Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Кыргызской Республики А.Акаев
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 5 июня 2003 года