Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Ченемдик-укуктук актылар

Зачем нужна аттестация рабочих мест?

Зачем нужна аттестация рабочих мест?


Одним из важнейших направлений работы органов и учреждений образования, профкомов и горкомов профсоюза работников народного образования и науки по обеспечению здоровых и безопасных условий труда являются заключения и реализация коллективных договоров и соглашений по охране труда.

Однако при заключении коллективных договоров в образовательных учреждениях, разработке соглашений по охране труда одной из проблем, затрудняющих подготовку мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья, является отсутствие объективной оценки состояния условий и охраны труда. Эти мероприятия можно выявить только на основе аттестации рабочих и учебных мест, обязательность проведения которой закреплена законодательством КР.

Аттестация рабочих и учебных мест для работодателей или их представителей, должностных лиц организаций  является обязательным условием ее проведения независимо от их организационно- правовых форм собственности. Она представляет собой систему анализа и оценки рабочих и учебных мест на соответствие требованиям охраны труда. По результатам аттестации выявляются рабочие места, требующие подготовки мероприятий, реализация которых исключает воздействие опасных и вредных факторов; проводятся необходимые оздоровительные мероприятия, сертификация производственных объектов; подтверждается или отменяется право на предоставление компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда.

Возникает проблема - как повернуть проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям и охране труда на защиту интересов работников образовательных учреждений и обучающихся, чтобы они знали, какие неблагоприятные или опасные и вредное факторы действуют на их здоровье, к каким последствиям могут привести, как уменьшить или исключить их вредное воздействие, а где это сделать не представляется возможным на данный момент, гарантировать им право на конкретные льготы, позволяющие компенсировать потери здоровья.

Учитывая, что мероприятия эти довольно затраные, на первом этапе необходимо проводить аттестацию рабочих и учебных мест в кабинетах, лабораториях и других подразделениях образовательных учреждений, относящихся к повышенной опасности.

Профкомы образовательных учреждений, технические и правовые инспекторы труда Профсоюза работников образования и науки, сами работники могут использовать материалы аттестации рабочих и учебных мест по условиям и охране труда в народных судах для защиты прав на здоровые и безопасные условия труда или получения компенсаций за воздействие вредных/факторов на здоровье работника или обучающегося.

Конечная цель проведения аттестации рабочих и учебных мест по условиям и охране труда - сделать образовательное учреждения безопасными и безвредным для здоровья работающих и обучающихся.

Необходимость подготовки методических рекомендаций по аттестации рабочих и учебных мест по условиям и охране труда в образовательных учреждениях Минобразования КР продиктована оказанием помощи органам и учреждениями образования, профсоюзным комитетам, специалистам и активу по охране труда по существенному повышению уровня организации и проведения этой работы в интересах работников образования и обучающихся.

Аттестация рабочих мест - общие положения и определения.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа и оценки этих мест на соответствие требованиям по охране труда.

Срок проведения аттестации устанавливается самим образовательным учреждением, исходя из изменений, условий и характера труда, техники, технологии обучения, но не реже одного раза в пять лет.

Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в образовательном учреждении рабочие места.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Основные цели аттестации рабочих мест по условиям труда:

  1. Сертификация работ по охране труда на производственных объектах;
  2. Установление надбавок или скидок в соответствии с Законом Кыргызской Республики об охране труда от 1-августа 2003 года ,№167 Постановление Правительства КР об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных  случаев на производстве от 27 февраля 2008 года №64
  3. Основание льгот и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
  4. Применение административно - экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда;
  5. Планирование и проведение мероприятий по охране труда и т.д. Основными задачами аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
    • оценка фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих и определение их соответствия нормативным требованиям;
    • планирование и проведение мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными актами;
    • обоснование предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
    • рассмотрение вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации участка, оборудования и т.п., представляющих непосредственную угрозу для жизни и или здоровья работников;
    • применение административно - экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с допущенными нарушениями законодательных и иных нормативно- правовых актов по охране труда; подготовка к сертификации работ по охране труда в организации.


На каждом рабочем месте действует совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Данная совокупность определяет условия труда на каждом рабочем месте. Условия труда подразделяются на четыре класса.

Оптимальное условия труда (1-й класс )- такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест,и возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу смены. Допустимые уровни условно относятся к безопасным.
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятные воздействия на организм работающего и\или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я  степень 3-го класса (3.1) - условия труда характеризуются такимотклонением уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивающие риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких ( без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (15 лет и более).

Производственно обусловленная заболеваемость - заболеваемость стандартизированная по возрасту общими (не профессиональными) заболеваниями различной этиологии, преимущественно полиэтиологичными, имеющими тенденцию к повышению по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных условиях труда, превышающая таковую в профессиональных группах, не контактирующих с вредными факторами.

3-я степень 3-го класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся таковыми уровнями вредных факторов, воздействие которых проводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести ( с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической ( производственно обусловленной) патологии.

4-я степень 3-го класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний ( с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные ( экстремальные) условия труда ( 4-й класс ) характеризуется уровнями производственных факторов, воздействия которых в течении рабочей смены (или ее части) создают угрозу для жизни, высокий уровень острых профессиональных поражений.

Аттестация рабочего места по условиям труда и отнесение их к тому или иному классу осуществляется на основе трех оценок:

  • степени вредности и опасности (гигиенический критерий);
  • степени травмобезопасности;
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.


Оценка степени вредности и опасности осуществляется на основании сравнения фактических ( полученных инструментальными измерениями, эргономическими исследованиями) значений опасных и вредных производственных факторов с их допустимыми величинами, установленными соответствующими нормативными документами. Эти нормативные документы прописывают и сам процесс осуществления оценки. По этому критерию рабочее место может быть отнесено к любому классу из четырех возможных.

Оценка степени травмобезопасности позволяет отнести рабочее место в один из первых трех классов. При этом объектами оценки являются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) осуществляется путем сопоставления выданных средств с «Типовыми отраслевыми нормами» бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств должна подтверждаться сертификатами соответствия. По данному критерию рабочее место может быть отнесено к одному из трех возможных классов.

Основным документом на рабочее место является карта аттестации данного рабочего места. Это своеобразный  паспорт, в котором размещена следующая информация:

  • общие сведения о рабочем месте;
  • итоговые данные по оценке степени вредности и опасности с указанием класса условий труда по гигиеническому критерию (из протоколов инструментальных измерений и эргономических исследований);
  • итоговые данные по оценке степени травмобезопасности (из протокола травмобезопасности) с указанием класса условий труда;
  • итоговые данные по оценке обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты (из протокола обеспеченности СИЗ) с указанием класса условий труда;
  • сведения о необходимых компенсациях, обусловленных нормативными документами и условиями труда;
  • рекомендации по улучшению условий труда и необходимости дополнительных исследований;
  • итоговое решение об аттестации данного рабочего места.


Итоговое решение может быть принято в одном из трех возможных вариантов на основе полученных оценок по трем вышеназванным критериям. Рабочее место признается аттестованным, если на нем:

  • опасные и вредные производственные факторы либо отсутствуют, либо их значения соответствуют оптимальным или допустимым величинами (классы условий труда 1 или 2);
  • требования по травмобезопасности выполнены (классы условий труда 1 или 2);
  • работники обеспечены средствами индивидуальной защиты (классы условий труда 1 или 2).


Рабочее место признается условно аттестованным, если на нем:

  • опасные и вредные производственные факторы превышают допустимые величины (
  • требования по травмобезопасности (класс условий труда - 3 ) и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты ( класс условий труда - 3) не соответствует нормам.


Рабочее место признается не аттестованным, если на нем опасные и вредные производственные факторы значительно превышают допустимые величины ( класс условий труда - 4). Такое рабочее место подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Окончательную оценку по аттестации конкретного рабочего места выносит аттестационная комиссия образовательного учреждения. Она же составляет и оформляет сводные документы по всему учреждению. В состав документов входят:

  • Сводные ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении. (Заполняются на основании карт аттестации)
  • Сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в учреждении. (Заполняется на основании вышеуказанных ведомостей)
  • План мероприятий по улучшению условий труда в учреждении.


Составляется аттестационной комиссией на основании карт аттестации с учетом предложений подразделений и отдельных работников. В последствии план включается в коллективный договор.
Протокол аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждении.

К протоколу прилагаются карты аттестации по всем рабочим местам и все вышеуказанные сводные документы.

Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены учебного и лабораторного оборудования, изменения технологии процесса обучения, конструкции средств коллективной защиты и д.р., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда КР, при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Персональную ответственность за проведение аттестации по условиям труда в соответствии с законом КР об охране труда от 1 - августа 2003 года №167 и «Трудовым кодексом КР», раздел IV, глава 17 несет руководитель образовательного учреждения.


г. Бишкек, Дом Правительства от 25 марта 2002 года №161