Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Ченемдик-укуктук актылар

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми"

Приложение

(к постановлению

Правительства Кыргызской Республики

от 29 июня 2020 года № 363)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми"

 

Глава 1. Общие положения

1. Государственный образовательный стандарт Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми" (далее - Госстандарт) является основным документом дошкольного образования, обязательным для всех типов и видов дошкольных образовательных организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, устанавливающий единые минимальные требования, предъявляемые к дошкольному образованию и уходу за детьми от 6 месяцев до 7 лет.

Госстандарт представляет совокупность требований к образовательным, медицинским, правовым, организационным услугам и мероприятиям, предоставляемым и осуществляемым государством и другими заинтересованными субъектами. Госстандарт направлен на обеспечение доступного и качественного образования и ухода за детьми дошкольного возраста, представляет цели, задачи, базисное содержание, систематичность и основные принципы мониторинга и оценки.

Госстандарт основывается на принципах, определенных Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией о правах ребенка, Кодексом Кыргызской Республики о детях, законами Кыргызской Республики "Об образовании", "О дошкольном образовании", "О местном самоуправлении", "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин", "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья", а также на принципах других нормативных правовых документов в области образования, здравоохранения и создания безопасной среды.

2. В настоящем Госстандарте используются следующие термины:

воспитание - общественное явление, процесс взаимодействия участников педагогического процесса (родители/законные представители, педагоги, сообщество), в котором используются методы и приемы, способствующие развитию и саморазвитию ребенка;

воспитатель - специалист по воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста, занимается уходом, присмотром, развитием, воспитанием и образованием в дошкольных образовательных организациях;

второй язык (Я2) - язык, которым ребенок овладевает после родного и/или первого языка. Отличается от иностранного языка тем, что в обществе существуют носители и естественная среда для второго языка;

гендер - приобретенное, социально закрепленное поведение лиц разного пола; социальный аспект отношений между женщинами и мужчинами, который проявляется во всех сферах жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку;

гендерные стереотипы - устойчивые для данного общества в данный период представления о социальных различиях между мужчинами и женщинами;

гендерное равенство - равный правовой статус женщин (девочек) и мужчин (мальчиков) и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам, независимо от пола, свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, трудовой, социальной, общественной и культурной сферах жизни;

гувернантка (гувернер) - домашний воспитатель, наставник детей в семьях, лицо, нанимаемое для воспитания и начального обучения;

дискриминация - любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которое основано на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, имеющее целью или следствием уничтожение, или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных началах, всех прав и свобод;

дискриминация по признаку инвалидности - любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области;

дети со специальными образовательными потребностями - дети, имеющие особые потребности в физическом, психическом, социальном, когнитивном развитии и нуждающиеся в социальной помощи, реабилитации, а также в особом внимании семьи со стороны специалистов и общества;

дошкольная образовательная организация - организация, предназначенная для детей от 6 месяцев до 7 лет, которая создается с целью удовлетворения заказа государства, запросов и потребностей семьи и общества в уходе за ребенком, его/ее обучении, воспитании, развитии и подготовке к школе;

дошкольная группа - группа детей дошкольного возраста, созданная при образовательных организациях;

дошкольная образовательная программа (основная) - нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей;

здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений;

инклюзивная среда - среда обучения, в которой все обучающиеся с разными образовательными потребностями чувствуют себя комфортно и полноценно участвуют в образовательном процессе. Для создания инклюзивной среды образовательная организация должна учесть специальные образовательные потребности каждого ребенка, обеспечить условия для реализации этих потребностей в целях получения качественного образования;

инклюзия - процесс работы с детьми со специальными нуждами;

инклюзивное образование - образование, обеспечивающее его доступность для уязвимых категорий детей, в том числе со специальными нуждами, с учетом создания условий для их обучения;

информационные образовательные технологии - компьютерные технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (персональный компьютер, мультимедиа) для достижения педагогических целей;

информационно-коммуникационные технологии в образовании (далее - ИКТ) - представляют собой овладение технологией работы в интегрированной среде мультимедиа информации, получаемой в различных формах с учетом психолого-педагогических основ использования средств ИКТ в учебном процессе современного образования;

классы предшкольной подготовки - группы, организуемые при начальной школе и дошкольных образовательных организациях в различных моделях для детей, не посещающих дошкольные образовательные организации;

когнитивное развитие - развитие познавательных способностей;

коммуникативные навыки - базовые навыки, используемые для каждодневного общения в различных жизненных ситуациях;

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к воспитательной, образовательной подготовке ребенка, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

компетентность - уровень развития человека, необходимый для самостоятельного применения различных элементов знаний и умений в определенной ситуации (личностной, профессиональной и учебной);

лицензия - документ, удостоверяющий право на осуществление деятельности, в отношении которой введено государственное лицензирование в области образования;

многоязычное образование - использование двух и более языков в образовательном процессе с целью усвоения детьми содержания занятий и совершенствования языковых навыков;

многоязычные (билингвальные) программы - образовательные программы, в ходе которых дети частично или полностью "погружаются" в среду второго (целевого) языка в течение всего образовательного процесса;

мониторинг и оценка дошкольной образовательной организации - отслеживание и оценка деятельности дошкольной образовательной организации, организация педагогического процесса дошкольного образования в соответствии с Госстандартом;

няня - физическое лицо, которому поручен уход за детьми/ребенком;

помощник воспитателя - физическое лицо, которому поручен уход за ребенком и оказание помощи воспитателю в организации педагогического процесса;

образовательные результаты - достижения ребенка, которые целенаправленно формируются дидактическими средствами в рамках образовательного процесса для развития компетентностей, являются основным ориентиром для разработки перспективных и календарных планов, методических материалов, содержания занятий и итогового оценивания достижений/знаний, умений и навыков/ребенка;

ответственное лицо - учредитель, соучредитель, директор, педагогический работник, помощник воспитателя, медицинский работник, повар, гувернантка, няня, оказывающее услуги по уходу за детьми, занимающееся образованием и уходом за детьми, а также организацией данных видов деятельности на основании лицензий и, несущее ответственность за жизнь, безопасность и здоровье детей;

педагогический работник дошкольной образовательной организации - руководители (директора), методисты, воспитатели, учителя всех специальностей, психологи, логопеды, музыкальные руководители;

план образовательных и развивающих занятий (годовой, календарно-тематический) - нормативный документ, устанавливающий структуру, содержание дошкольного образования, определяющий периодичность, нагрузку занятий, тематику, соответствующую возрастным особенностям детей и видам деятельности;

поликультурный (интеркультурный) подход - образование, направленное на формирование компетентностей и ценностей, обеспечивающих умение жить в многообразной среде в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, возрастов. Система дошкольного образования реализуется на основе принципа равноправия с учетом культурной, этнической и религиозной специфики детей;

портфолио - краткое описание, собрание работ (рисунков, фотографий, поделок) физического лица, иллюстрирующее продвижение его знаний, умений и навыков в каком-либо виде деятельности;

психолого-медико-педагогическое сопровождение - комплексное сопровождение детей со специальными образовательными потребностями с целью обеспечения всестороннего эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения;

раннее выявление и вмешательство - комплекс мероприятий, направленных на развитие обучающихся, а также поддержку родителей, семьи и социального окружения ребенка, которые осуществляются незамедлительно после определения состояния развития обучающегося;

развивающая среда - организация и предоставление благоприятных условий, способствующих сохранению здоровья, безопасности, всестороннего развития детей в процессе игровой и самостоятельной деятельности;

раннее развитие - комплекс мер (результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до 3-х лет;

речевые навыки - умения детей в основных видах речевой деятельности (говорении, восприятии услышанного, формировании первоначальных навыков чтения и письма);

родной (первый) язык - язык, усваиваемый ребенком в раннем детстве путем подражания окружающим его взрослым, совпадающий с языком родителей или одного из них;

самообразование - это первая ступень к развитию профессионального мастерства, результатом которой является совершенствование работы с детьми, создание условий для внедрения нового опыта;

семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений;

семейное обучение, развитие и воспитание - форма получения дошкольного образования вне дошкольных образовательных организаций, доступная для всех обучающихся по их желанию. Относится к альтернативным формам образования;

социализация - процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом (ребенком) социального опыта, включающие в себя социальное поведение, социальные навыки, социальную адаптацию;

специальная дошкольная образовательная организация - учебно-образовательная организация для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая несет ответственность перед обществом и государством за организацию процесса обучения, воспитания и развития, охрану жизни, безопасность и здоровье детей;

специальные образовательные услуги - услуги, предоставляемые узкопрофильными специалистами в сфере образования (логопед, тифло-, сурдопедагог, специальный педагог) обучающимся со специальными образовательными потребностями, способствующие их включению/интеграции в процесс обучения;

уход - проведение санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур, организация питания и присмотра за детьми дошкольного возраста;

целевой язык - неродной язык ребенка. В программах многоязычного образования в дошкольных образовательных организациях целевой язык является одним из языков образовательного процесса. В качестве целевого языка в большинстве случаев выступает второй и/или иностранный язык;

электронные средства обучения - программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности с учетом возрастных особенностей развития детей.

3. Госстандарт определяет:

1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем образовательной и развивающей нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускника-дошкольника;

2) требования для осуществления качественного образования, развития и воспитания, ухода за детьми и безопасной инклюзивной среды;

3) педагогические, медицинские, материальные ресурсы для функционирования дошкольной образовательной системы;

4) функциональные, личностные качества ребенка для продолжения образования в последующих циклах при непрерывном образовании и обучении в течение жизни;

5) подготовку детей, как граждан общества, к условиям современной жизни;

6) развитие основных навыков у детей, основанных на правах человека, гендерном равенстве и социальной инклюзии, на трех уровнях: познавательном, ценностно-эмоциональном и практическом.

4. Госстандарт содержит описание критериев, которые используются в различных дошкольных образовательных программах в целях повышения качества обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, на базе начальной школы, вариативных моделей дошкольных образовательных организаций и центрах развития ребенка. Предъявляемые критерии ориентированы на категории услуг в сфере дошкольного образования и ухода за детьми:

1) дошкольное образование и уход в течение суток/всего дня в государственных, муниципальных, частных дошкольных образовательных организациях;

2) кратковременные группы и классы по подготовке детей к школе с установленной обязательной нагрузкой в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях;

3) оказание услуг по дошкольному образованию и уходу за детьми в условиях дошкольной образовательной организации вариативного вида, независимо от формы собственности (центры развития детей, общинные детские сады, семейные детские дома, материнские школы, частные детские сады, детские сады с краткосрочным пребыванием, дошкольные группы при школах);

4) программы по дошкольному образованию;

5) план образовательных и развивающих занятий с детьми;

6) объем допустимой нагрузки (занятий, игр);

7) организацию специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей;

8) возможности для реализации педагогических подходов в образовании и уходе за детьми.

5. План образовательно-развивающих занятий и дошкольные образовательные программы не должны превышать утвержденные нормы часов занятий, установленные Госстандартом.

6. Предусматривается информационное обеспечение, необходимое для организации качественной и эффективной деятельности дошкольной образовательной организации, а также лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми.

7. Госстандарт определяет требования, обязательные для выполнения всеми видами дошкольных образовательных организаций, к лицам, имеющим лицензию на образовательные услуги и уход за детьми, включающие:

1) стандарты развития ребенка от 6 месяцев до 7 лет, дошкольные образовательные программы, методическую и другую литературу;

2) план образовательных и развивающих занятий с детьми;

3) объем допустимой нагрузки (занятий, игр);

4) организацию специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей;

5) организацию работы по инклюзивному и многоязычному образованию;

6) внедрение гендерных аспектов в процесс развития детей;

7) развивающую, свободную от предрассудков, толерантную среду, где нет места насилию и дискриминации, где каждый ребенок имеет право на самореализацию;

8) возможности для реализации педагогических подходов в образовании и уходе за детьми;

9) реализацию инновационных педагогических технологий в образовательном процессе;

10) осуществление контроля, мониторинга, анализа и оценки соблюдения требований стандарта.

8. Планы развивающих дополнительных занятий и режимных моментов не должны превышать утвержденные нормы часов с учетом возрастных особенностей.

Предусматривается информационное обеспечение, необходимое для качественной и эффективной деятельности дошкольной образовательной организации, а также лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми.

9. Применение требований Госстандарта для осуществления контроля, мониторинга, оценки и разработки рекомендаций основано на:

1) учете результатов развития детей;

2) профессиональной оценке деятельности педагогов;

3) индивидуальном подходе к данной дошкольной образовательной организации или другому поставщику услуг;

4) соответствии результатов работы требованиям Госстандарта.

Глава 3. Область применения Госстандарта

10. Требования Госстандарта обязательны для выполнения:

1) территориальными органами управления образования, дошкольными образовательными организациями, лицами, осуществляющими услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста, родителями/законными представителями, общественными, международными организациями и другими заинтересованными лицами;

2) при лицензировании дошкольных образовательных организаций, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми;

3) при планировании деятельности дошкольной образовательной организации и лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми;

4) при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров;

5) при разработке образовательных программ дошкольного образования;

6) при составлении планов, учебно-методических пособий, специальных курсов и тренингов, в том числе для подготовки, переподготовки и повышении квалификации педагогических работников дошкольного образования.

11. Госстандарт требует соблюдения следующих условий:

1) равный доступ к качественному дошкольному образованию и уходу за детьми в детских образовательных организациях, в классах подготовки детей 6-7 лет к школе и в других вариативных формах дошкольных образовательных организаций и программ;

2) равные стартовые возможности детей при поступлении в школу;

3) выбор различных видов дошкольных образовательных организаций, дошкольных образовательных программ и лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста;

4) равное партнерское вовлечение родителей, семьи, законных представителей, сообщества и других заинтересованных лиц в деятельность образовательных организаций;

5) демократизация образовательного процесса, основанного на соблюдении прав и законных интересов ребенка;

6) повышение качества программного и научно-методического обеспечения образовательного процесса с обязательным внедрением гендерных аспектов образования;

7) осуществление инклюзивного образования и современных методов работы с детьми со специальными образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью;

8) определение допустимого объема нагрузки в соответствии с планом образовательных занятий и развивающих игр с детьми;

9) построение доброжелательных взаимоотношений с ребенком;

10) создание безопасной игровой и развивающей среды;

11) повышение качества и эффективности программ работы с детьми;

12) соблюдение психолого-педагогических условий эффективного воспитания девочек и мальчиков в процессе их гендерной социализации;

13) осуществление контроля, мониторинга, анализа и оценки соблюдения требований Госстандарта образовательными организациями и лицами, осуществляющими услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста.

Глава 4. Цели и задачи реализации Госстандарта

12. Внедрение Госстандарта обеспечивает достижение следующих целей:

1) обеспечение государственных гарантий доступности и качества получения каждым ребенком дошкольного образования;

2) создание условий для обучения и развития детей дошкольного возраста с учетом их потребностей.

13. Внедрение Госстандарта обеспечивает достижение следующих задач:

1) охрана и укрепление физического, психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, оказание коррекционно-педагогической помощи с учетом специальных образовательных потребностей;

2) формирование поликультурной инклюзивной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, половым, психологическим и физиологическим особенностям детей, учитывающей гендерные аспекты воспитания без навязывания патриархальной системы распределения гендерных ролей в обществе;

3) обязательная подготовка детей к школе и их социальная адаптация;

4) определение современных требований к педагогическому процессу;

5) повышение профессионального уровня специалистов дошкольного образования на основе современных гендерно-чувствительных и социально-инклюзивных подходов;

6) мониторинг и анализ качества работы организациями дошкольного образования и лицами, осуществляющими услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста.

14. Определение требований:

1) к содержанию, уровню и качеству образовательного процесса;

2) к образовательным и развивающим занятиям и играм с детьми;

3) к организации питания;

4) к развивающей среде;

5) к обеспечению безопасной среды;

6) к руководителям и педагогам;

7) к родителям/законным представителям;

8) к системе мониторинга и контроля качества работы организаций дошкольного образования и лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста.

15. Доступность и создание условий для:

1) получения каждым ребенком качественного дошкольного образования, в том числе с инклюзивным подходом;

2) проведения коррекционно-педагогической работы с детьми со специальными образовательными потребностями;

3) совершенствования процесса лицензирования дошкольной образовательной организации и лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста.

16. Содержание образовательного процесса направлено на:

1) социальную адаптацию детей;

2) познавательное и речевое развитие детей;

3) психолого-эмоциональное благополучие детей;

4) сохранение здоровья детей их физическое развитие;

5) равное партнерское взаимодействие с родителями/законными представителями, семьей для обеспечения полноценного развития детей;

6) приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям, богатым народным обычаям и традициям, уважающим права человека;

7) проведение коррекционно-педагогической работы с детьми со специальными образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью;

8) качественную подготовку детей к школе.

17. Ожидаемые результаты при выполнении требований Госстандарта:

1) обеспечение равного доступа к качественному дошкольному образованию в Кыргызской Республике;

2) эффективная деятельность дошкольных образовательных организаций, включая различные вариативные формы, и физических лиц, осуществляющих услуги по образованию и уходу за детьми, а также для детей со специальными образовательными потребностями;

3) обучение и всестороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.

Глава 5. Принципы образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций

18. Госстандарт утверждает основные принципы образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций:

1) каждый ребенок имеет право на дошкольное образование, независимо от национальности, социального статуса семьи, пола, особенностей развития;

2) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

3) учет индивидуальных способностей и особенностей детей, активно познающих мир, в котором они живут;

4) доступность и предоставление качественных услуг;

5) развитие и формирование социальных, культурных, языковых, индивидуальных, жизненных навыков детей;

6) развитие поликультурного образования с учетом толерантности, культурных, языковых, индивидуальных, гендерных взаимоотношений в семье, с ровесниками и взрослыми;

7) признание детской самооценки как жизненно важного компонента для развития здоровой и разносторонне развитой личности;

8) обеспечение взаимосвязи различных видов деятельности в развитии ребенка;

9) развитие экологического образования детей через активное познание и моделирование окружающего мира;

10) умение придерживаться правил посредством ежедневных игр, занятий, упражнений, заданий, которые способствуют развитию детей;

11) справедливость и обеспечение прав и законных интересов ребенка;

12) предоставление равных возможностей для познавательного, физического и социального развития в надежной, дружественной и благоприятной образовательной среде.

19. Дошкольная образовательная организация и лица, осуществляющие услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста, учитывают индивидуальные потребности и выполняют следующие обязательства:

1) выбор ресурсов по проведению мероприятий, развивающих занятий и игр, обеспечивающих приобретение практического опыта, функциональной грамотности, позволяющих детям полноценно и всесторонне развиваться;

2) создание положительного социально-психологического климата, развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса;

3) внедрение детских игр, развивающих занятий и других видов деятельности;

4) создание условий для охраны жизнедеятельности и здоровья детей, всесторонней двигательной активности, оздоровления, организации питания;

5) проведение мониторинга достижений детей и использование результатов мониторинга для планирования последующих шагов в организации педагогического процесса.

Глава 6. Допустимый минимум содержания дошкольных образовательных программ

20. Образовательно-программная документация (программа) определяет цели, задачи, содержание дошкольного образования, которые обеспечивают качество дошкольного образования в соответствии с Госстандартом.

21. Дошкольные образовательные программы должны быть гибкими и направлены на развитие детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей, мотивации и социализации.

22. В дошкольном образовании используются следующие программы:

1) основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с требованиями Госстандарта.

Структура основной образовательной программы включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса, с учетом возрастных особенностей детей и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивая их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

2) комплексная программа включает в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка;

3) парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка;

4) коррекционно-развивающая программа - программа, реализация которой предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой развивающей среды дошкольной образовательной организации;

5) дополнительные программы, к которым относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные;

6) многоязычные программы обучения - программы, которые могут быть реализованы на основе любой из программ, указанных в настоящем пункте, с использованием двух или более языков.

23. Дошкольные образовательные программы направлены на интеграцию следующих областей развития детей:

1) физическое развитие;

2) когнитивное развитие;

3) грамотность и коммуникативное развитие;

4) социальное и эмоциональное развитие;

5) творческое и эстетическое развитие.

24. Дошкольные образовательные программы предусматривают:

1) равное партнерское взаимодействие с родителями/законными представителями, семьей для обеспечения всестороннего и качественного обучения, развития и воспитания ребенка;

2) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, богатым народным обычаям и традициям, уважающим права человека;

3) социальную адаптацию ребенка;

4) проведение коррекционно-педагогической и медико-психологической работы с детьми со специальными образовательными потребностями;

5) качественную подготовку детей к школе.

25. Дошкольные образовательные программы включают:

1) возрастные и индивидуальные особенности детей;

2) обучение, развитие и воспитание с учетом потребностей детей;

3) интеграцию развития в образовательном процессе;

4) занятия, как специально организованную форму обучения;

5) игровую и творческую деятельность;

6) гендерную социализацию детей, способную помочь им в будущем различать дискриминационные характеристики в обществе и не следовать им;

7) оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей;

8) целевые ориентиры образования детей дошкольного возраста.

26. В группах, реализующих программы многоязычного образования, интеграция реализуется не только через организацию различных видов деятельности (игру, чтение и обсуждение, познавательно-исследовательскую, самостоятельную творческую, самообслуживание, активную деятельность), но и непосредственно в образовательной деятельности.

Глава 7. Возрастная периодизация и комплектование групп

27. Уход за детьми и выполнение плана образовательно-развивающих занятий и игр обеспечивают необходимый уровень обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе при соблюдении норм и комплектовании групп.

28. Комплектование групп в дошкольной образовательной организации осуществляется в соответствии с предельной наполняемостью групп и санитарно-гигиеническими нормами:

1) первая группа раннего возраста (от 6 месяцев до 1 года) - до 10 детей;

2) вторая группа раннего возраста (от 1,5 лет до 2 лет) - до 15 детей;

3) при наличии в группе детей двух возрастов (от 1,5 года до 3 лет) - не более 10 детей;

4) первая младшая группа (от 2-х до 3 лет) - до 20 детей;

5) вторая младшая группа (от 3-х до 4 лет) - до 20 детей;

6) средняя группа (от 4-х до 5 лет) - до 25 детей;

7) старшая группа (от 5-ти до 6 лет) - до 25 детей;

8) подготовительная группа (от 6-ти до 7 лет) - до 25 детей;

9) при наличии в группе детей любых двух возрастов (3-7 лет) - не более 20 человек (оптимальная - 15 человек);

10) классы предшкольной подготовки (от 6-ти до 7 лет) - до 30 детей.

29. В качестве вариативной модели дошкольной образовательной организации предусматривается возможность формирования разновозрастной дошкольной группы. Наполняемость группы 20-25 детей.

30. Психолого-медико-педагогическая консультация проводит медико-психолого-педагогическое обследование и выявляет имеющиеся у ребенка специальные образовательные потребности, на основе полученных результатов разрабатывает индивидуальную программу обучения и направляет ребенка в любую из возрастных групп, указанных в пункте 28 настоящего Госстандарта, но не более 1-3 детей с легкими нарушениями развития в каждой возрастной группе.

31. Комплектование групп детей в специальных дошкольных образовательных организациях осуществляется с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей и возраста детей:

1) группы в специальной дошкольной образовательной организации комплектуются с учетом возраста детей и особенностей их развития:

- младшая группа - дети в возрасте от 3-х до 4-х лет;

- средняя группа - дети в возрасте от 4-х до 5-ти лет;

- старшая группа - дети в возрасте от 5-ти до 6-ти лет;

- подготовительная группа - дети в возрасте от 6-ти до 7-ми лет;

2) с нарушениями слуха:

- для глухих детей в возрасте (от 2-х до 7-ми лет) - не более 6 детей;

- для слабослышащих детей (от 2-х до 7-ми лет) - от 6 до 8 детей.

Не допускается совместное воспитание в одной группе глухих и слабослышащих детей;

3) с тяжелыми нарушениями речи:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 3-х - 7-ми лет) - 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (от 4-х до 7-ми лет) - 12 детей;

- для детей с различными формами заикания (от 3-х - до 7-ми лет) - 12 детей.

Дети дошкольного возраста, прошедшие обучение по коррекционной программе и овладевшие речью (не достигшие 7 летнего возраста), переводятся в дошкольные образовательные организации общего типа;

4) с нарушениями зрения:

- для слепых (незрячих) детей (от 3-х до 7-ми лет) - до 6 детей;

- для слабовидящих детей, для детей с косоглазием (от 3-х - 7-ми лет) - от 6 до 8 детей;

5) с нарушениями интеллектуального развития:

- для детей с нарушением интеллекта (легкой степени выраженности, в том числе на грани с умеренной степенью выраженности - (от 3-х до 7-ми лет) - от 6 до 10 детей;

6) для детей с нарушениями психического развития (от 3-х до 7-ми лет) - от 6 до 10 детей;

7) для детей со сложными нарушениями (два и более) (от 3-х до 7-ми лет) - до 5 детей;

8) с нарушениями опорно-двигательного аппарата принимаются дети от 3-х до 7-ми лет с наполняемостью от 6 до 8 детей;

9) в специальной дошкольной образовательной организации организуются группы для детей с туберкулезной интоксикацией, в которые принимаются дети от 3-х до 7-ми лет с наполняемостью до 15 детей.

32. Соотношение количества детей в рамках домашнего ухода (в течение целого дня) на одно ухаживающее лицо:

- от рождения до 3 лет: до 3 детей;

- от 3-х до 7 лет: не более 5-ти детей;

- в случае ухода за 1 или 2-мя детьми до 3-х лет: соотношение 1 (воспитатель) - 3 (детей).

33. В качестве вариативной модели предусматривается возможность формирования разновозрастной дошкольной группы в дошкольной образовательной организации для обеспечения доступа к дошкольному образованию.

34. При вовлечении от 1-3 детей с легкими нарушениями в развитии в любую из возрастных групп, указанных в пункте 31 настоящего Госстандарта, не требуется дополнительных штатных единиц.

35. Ребенок с ограниченными потребностями имеет право получать специализированную помощь в дошкольной образовательной организации до 1-го часа в неделю (время может быть распределено на занятия по 20-30 минут).

Глава 8. План образовательных и развивающих занятий

36. План образовательно-развивающих занятий (далее - План) включает:

1) комплекс нормативов относительно структуры, целей, задач и содержания дошкольного обучения, развития и воспитания детей;

2) продолжительность, недельную нагрузку, тематику и содержание занятий в соответствии с индивидуальными, возрастными и физиологическими особенностями развития детей;

3) основу для разработки вариативных и дополнительных программ дошкольной образовательной организации;

4) составление расписания занятий, режима дня и календарных планов.

37. На основе Плана дошкольная образовательная организация и лица, осуществляющие услуги по образованию и уходу за детьми, разрабатывают календарные, перспективные планы.

38. Содержание и структура Плана:

1) План образовательных и развивающих занятий и ухода за детьми:

Примечание:

(*) Занятия чередуются через неделю.

(**) При изучении кыргызского/русского языков предусматривается деление на подгруппы при наполняемости 25 и более детей.

При использовании современных методов обучения языку предусмотрено параллельное изучение другого языка (многоязычное образование) на занятиях, в свободное время в условиях создания многоязычной среды.

Обучение государственному, официальному и другим языкам в рамках дошкольных образовательных программ ведется по методикам, соответствующим принципам дошкольного образования.

В рамках обучения предусматривается обучение государственному, официальному и другим языкам, знакомство с национальными и культурными традициями народов и национальных групп, проживающих на территории Кыргызской Республики.

39. Примерное расписание развивающих занятий для вариативных моделей дошкольных образовательных организаций/центров развития ребенка.

Примечание: проведение развивающих занятий предполагается 3 раза в неделю по 2 часа.

40. Примерное расписание развивающих занятий для вариативных моделей дошкольных образовательных организаций/центров развития ребенка.

Примечание: совместная деятельность родителей с детьми предусмотрены 2 раза в неделю по 3 часа.

41. Примерный режим дня для групп 10-часового пребывания.

42. Примерный режим дня для групп с 11-часовым пребыванием.

43. Примерный режим дня для вариативных моделей дошкольных образовательных организаций/центров развития ребенка.

Примечание: вторая смена с 13:00-15:00.

44. Режимные моменты для дошкольных образовательных организаций с кратковременным (3 часа) пребыванием детей.

Примерный режим дня для групп утреннего пребывания (3 часа).

Примерный режим дня для групп дневного пребывания (3 часа).

Примечание:

1. Чем младше дети, тем промежутки между занятиями должны быть больше.

2. После работы с детьми каждой группы необходимо тщательное проветривание и влажная уборка помещения.

Глава 9. Развивающая среда

45. Развивающая среда имеет огромное влияние на все области развития ребенка. Она включает создание безопасных психологических, физических, социальных, обучающих, материально-технических и других условий в соответствии с возрастными, физиологическими, языковыми, социальными и другими потребностями и особенностями развития детей дошкольного возраста. Создание развивающей среды предусматривается в помещениях и за ее пределами.

46. При создании развивающей среды используются следующие подходы:

- создание безопасного и здоровьесберегающего пространства для развития и обучения ребенка: среда должна быть безопасной, адаптированной к потребностям каждого ребенка (включая детей со специальными образовательными потребностями), стимулирующей, побуждающей детей исследовать, играть и учиться. Среда должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- создание психологически комфортной социальной среды: среда должна быть основана на взаимопонимании и взаимодействии всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагог и сообщество), в которой ребенок чувствует принадлежность к сообществу, участвует в планировании и организации среды, проявляет уважение к окружающим;

- личностно-ориентированный подход: среда должна учитывать потребности, возможности и интересы каждого ребенка и группы в целом, быть комфортной для разнообразной деятельности детей (развитие когнитивных, физических, социально-эмоциональных и творческих способностей);

- поликультурный/мультикультурный (интеркультурный) подход: среда должна учитывать этническое, культурное, социальное, лингвистическое многообразие, формировать в детях

доброжелательное отношение друг к другу, основанное на признании равенства и ценности каждого, развивать уважительное отношение к представителям разных культур;

- мультимодальный подход: в среде должны предусматриваться условия для обучения и развития детей с разными доминирующими типами восприятия: аудиальный (слуховой), визуальный, кинестетический, двигательный, дискретный (аналитический);

- дифференцированный подход: при создании развивающей среды необходимо обеспечить каждому ребенку условия для максимального развития его/ее способностей и удовлетворения познавательных потребностей на доступном для ребенка уровне и в оптимальном темпе. В среде должны быть разнообразные доступные, способствующие развитию детей ресурсы и материалы. При организации развивающей должны быть предусмотрены благоприятные условия для саморазвития и самореализации каждого ребенка;

- гендерно-чувствительный подход: при таком подходе используются методы, которые направлены на продвижение гендерного равенства, где девочки и мальчики имеют равные права и обязанности; целью использования данного подхода является: развитие самооценки, самоуверенности ребенка, освобождение детей от ограничивающих гендерных стереотипов в благоприятной среде, где нет доминирования одного пола над другим.

47. Развивающая среда должна отвечать следующим требованиям:

1) быть безопасной и здоровьесберегающей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) учитывать потребности и возможности всех детей, в том числе детей со специальными образовательными нуждами;

3) быть функциональной и трансформируемой, обеспечивающей разные виды деятельности: игровую, познавательную, двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), творческую и исследовательскую активность;

4) обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, поддерживать и стимулировать самостоятельность, самовыражение и право выбора;

5) быть вариативной, включающей разнообразные развивающие и обучающие материалы с учетом многообразия, инклюзивности, поликультурности и гендерной чувствительности;

6) поддерживать и стимулировать развитие речи, грамотности, развивать предпосылки к обучению с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

7) обеспечивать свободный доступ детей ко всем ресурсам;

8) среда должна быть комфортной и дружелюбной к каждому ребенку, свободной от насилия;

9) должна быть оснащена книгами, развивающими игрушками, обучающими материалами, дидактическими и развивающими пособиями и наглядными материалами в соответствии с программными задачами, многофункциональностью, вариативностью и экологической безопасностью.

48. Внутренний и внешний мониторинг развивающей среды должен осуществляться на постоянной и систематической основе в соответствии с пунктом 77 настоящего Госстандарта.

Глава 10. Материалы и оборудование

49. Обеспечение дошкольных образовательных организаций твердым и мягким инвентарем должно осуществляться в соответствии с Госстандартом и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

50. Мебель должна соответствовать возрасту и росту, числу детей в каждой возрастной группе согласно перечню типового оборудования по Госстандарту и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

51. Дидактические материалы и игры должны соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, интересам и потребностям детей.

52. Материалы и оборудование, игрушки, спортивный инвентарь, мебель должны соответствовать требованиям безопасности и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

53. Мультимедийные технические средства обучения должны соответствовать образовательным программам.

Глава 11. Здоровье детей

54. В дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для физического развития и укрепления здоровья в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

55. Медицинское обслуживание и систематическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей с профилактической целью в дошкольной образовательной организации осуществляется медицинским персоналом.

56. В дошкольных образовательных организациях предусматривается штатный медицинский работник, который осуществляет:

1) контроль за физическим и нервно-психическим развитием детей, соблюдением режима дня, проведением профилактических оздоровительных мероприятий и организацией питания;

2) наблюдают за нормами физической нагрузки в соответствии с состоянием здоровья ребенка, с учетом видов физических упражнений и длительности проведения занятий;

3) закаливающие процедуры с участием педагогического персонала дошкольных образовательных организаций.

57. При отсутствии врачей-педиатров и медицинских работников в штате дошкольной образовательной организации данная деятельность осуществляется медицинским персоналом организаций здравоохранения по месту нахождения дошкольной образовательной организации.

58. Для организации медицинских услуг в медицинском пункте дошкольной образовательной организации, а также в каждой группе должна быть аптечка неотложной помощи.

Приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения осуществляют ответственные лица дошкольной образовательной организации по заявкам медицинских работников.

Хранение лекарственных средств осуществляется в специально отведенном, недоступном для детей месте.

59. В случае возникновения у ребенка состояний, требующих оказания специализированной медицинской помощи, следует сообщить родителям/законным представителям и немедленно доставить ребенка в близлежащую лечебно-профилактическую организацию.

60. В период увеличения числа острых респираторных заболеваний организуется утренний осмотр каждого ребенка.

Заболевшие дети изолируются в целях предотвращения распространения заболевания и оказания им первой врачебной или неотложной помощи.

При подозрении или возникновении инфекционного заболевания ребенок не допускается к посещению дошкольной образовательной организации до окончания установленного карантина.

61. Персонал дошкольной образовательной организации и лица, осуществляющие услуги по образованию и уходу за детьми:

1) проходят инструктаж у медицинского работника по профилактике заболеваний, особенно инфекционных, и оказанию первой медицинской помощи;

2) обеспечивают соблюдение гигиенических условий, проведение занятий, организацию и осуществление режима дня в группе;

3) проходят обязательный регулярный медицинский осмотр в соответствии с графиком, утвержденным уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения.

62. Родители/законные представители обязаны предоставить медицинскую справку и прививочную карту (формы 063/У и 26/У) при определении ребенка в дошкольную образовательную организацию, и на постоянной основе информировать персонал дошкольной образовательной организации о его здоровье.

63. Контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил противоэпидемического режима осуществляется медицинскими работниками территориальных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Глава 12. Организация питания детей в

детских дошкольных образовательных организациях

64. Строгое соблюдение режима является одним из основных требований рационального, сбалансированного, качественного питания детей в дошкольных образовательных организациях.

65. Перечень необходимых документов по организации питания:

1) приказы и распоряжения вышестоящих организаций по организации питания;

2) приказ руководителя дошкольной образовательной организации об организации питания детей;

3) наличие "Примерных/перспективных меню" (технологические карты);

4) утвержденные методические рекомендации по организации питания в дошкольных образовательных организациях;

5) наличие информации для родителей о ежедневном меню для детей;

6) наличие графика закладки основных продуктов питания;

7) наличие графика выдачи готовой продукции для организации питания в группах;

8) нормы порций - объем пищи в граммах для детей в соответствии с возрастом;

9) график выдачи продуктов питания из кладовой в пищеблок;

10) ежедневное меню - требование на следующий день;

11) журнал бракеража сырой продукции;

12) журнал бракеража готовой продукции;

13) журнал витаминизации 3-х блюд;

14) накопительная ведомость;

15) журнал регистрации медицинских осмотров работников пищеблока;

16) наличие на пищеблоке инструкций по выполнению санитарно-эпидемиологического режима.

66. Основные требования к организации питания детей в дошкольных образовательных организациях:

1) соответствие пищевой продукции, предназначенной для потребления воспитанниками дошкольной образовательной организации, требованиям, установленным техническими регламентами Таможенного союза/Евразийского экономического союза в сфере безопасности пищевой продукции;

2) соблюдение калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам;

3) сочетание химического состава, калорийности и объема (массы) рациона питания возрастным потребностям и особенностям организма детей;

4) сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров и углеводов, а также белков животного и жиров растительного происхождения);

5) соблюдения технологии приготовления пищи, правил хранения, обработки продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических свойств и усвояемости пищевых веществ;

6) использование широкого ассортимента продуктов, в том числе овощей, фруктов, ягод, зелени;

7) в зимне-весенний период года (с ноября по май) обязательное проведение витаминизации готовых блюд (3-е блюдо) поливитаминными добавками или витамином "С";

8) строгое соблюдение режима питания;

9) обеспечение безопасности пищи и пищевых продуктов;

10) совместимость продуктов, их взаимозаменяемость;

11) учет индивидуальных особенностей детей, в том числе непереносимость ими некоторых продуктов и блюд.

67. Контроль за организацией питания:

1) выполнение требований, утвержденных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) ведение специальной документации в дошкольной образовательной организации;

3) организация и ответственность за питание детей возлагаются на руководителей и медицинских работников дошкольных образовательных организаций, территориальные органы управления/отделы образования и органы местного самоуправления.

Глава 13. Безопасность детей

 

68. Руководители дошкольных образовательных организаций и лица, осуществляющие услуги по дошкольному образованию и уходу за детьми, обязаны:

1) предпринимать все необходимые меры по обеспечению безопасности детей как внутри, так и снаружи помещения на территории дошкольной образовательной организации и руководствоваться санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) совместно со службами уполномоченного государственного органа исполнительной власти Кыргызской Республики в области гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии проводить регулярные учения по эвакуации детей и персонала;

3) проводить занятия с работниками организации по эвакуации при стихийных бедствиях, а также с родителями, оповещая их о месте нахождения детей в случае эвакуации;

4) знать инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

5) знать инструкции по пожарной безопасности;

6) проводить занятия с детьми по организации безопасности жизнедеятельности;

7) закреплять навыки безопасного поведения во всех видах деятельности детей;

8) обеспечивать помещения и прилегающую территорию необходимым противопожарным оборудованием;

9) иметь план эвакуации при чрезвычайных ситуациях;

10) иметь телефон и телефонные номера служб (пожарная часть, скорая медицинская помощь, милиция, территориальный орган управления в области гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии) в доступном и видном месте.

Номера телефонов родителей/законных представителей должны иметься в каждой группе.

Ответственные лица дошкольной образовательной организации и лица, имеющие лицензию на образовательные услуги и уход за детьми, должны гарантировать родителям безопасность пребывания детей.

Глава 14. Здания и участки

69. Здания, помещения и участки должны отвечать:

1) требованиям технической эксплуатации здания и противопожарной безопасности;

2) санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях;

3) нормам по оснащению необходимыми приспособлениями для детей со специальными нуждами.

 

Глава 15. Квалификационные требования и профессиональные компетенции

к руководителям и педагогическим работникам дошкольного образования

 

70. Госстандарт определяет следующие квалификационные требования к руководителям и педагогическим работникам, осуществляющим дошкольное образование и услуги по уходу за детьми:

1) наличие обязательного педагогического образования (преимущественно в сфере дошкольного образования);

2) отсутствие судимости или медицинских противопоказаний, о чем должны быть предоставлены соответствующие документы (справки), перечень которых определяется законодательством Кыргызской Республики;

3) обязательная переподготовка педагогических работников по специальности дошкольного образования;

4) прохождение курсов повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет;

5) знание законодательства Кыргызской Республики, связанного с профессиональной деятельностью;

6) знание общей педагогики и психологии развития ребенка раннего и дошкольного возраста, включая вопросы эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации;

7) владение теорией, методикой дошкольного образования и современными технологиями работы с детьми.

71. Профессиональные компетенции руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Основная профессиональная задача педагога - создание условий для гармоничного развития детей.

Для этого педагогический работник дошкольного образования должен владеть следующими профессиональными компетенциями:

1) интеллектуально-педагогическая - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

2) информационная - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях и о коллегах;

3) регулятивная - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;

4) коммуникативная - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, сопереживать, понимать другого, отзываться на просьбы, организовать ведущий вид деятельности - игру, умение выстраивать конструктивные отношения с родителями/законными представителями и коллективом.

72. В целях повышения качества дошкольного образования необходимо совершенствовать свои профессиональные компетенции через основные пути их развития:

1) курсы повышения квалификации, обучающие тренинги, семинары;

2) исследовательскую, экспериментальную деятельность;

3) инновационную деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4) активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах в методических объединениях;

5) умение ориентироваться в информационном потоке и использовать современные технологии;

6) умение анализировать и обобщать собственный педагогический опыт;

7) проведение анализа, позволяющего отслеживать динамику развития ребенка и результаты усвоения образовательных программ;

8) непрерывное самообразование.

Сформированные профессиональные компетенции дают возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное - повышать качество дошкольного образования.

Глава 16. Взаимодействие родителей/законных представителей

по вопросам обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста

73. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от уровня подготовленности педагогических кадров и от тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в вопросах обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

74. Родители/законные представители имеют право:

1) ознакомиться с Уставом организации, осуществляющей дошкольную образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с обучающей и развивающей программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

2) ознакомиться с содержанием образования и развития, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с мониторингом развития ребенка;

3) защищать права и законные интересы детей;

4) воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его/ее действиями в соответствии с возрастом и способностями;

5) создавать необходимые условия для полноценного образования, развития, воспитания, укрепления здоровья ребенка и подготовки к самостоятельной жизни в семье и обществе;

6) присутствовать при обследовании детей на психолого-медико-педагогической консультации при обсуждении результатов обследования и подготовки заключения.

75. Родители/законные представители обязаны:

1) развивать и воспитывать детей раннего и дошкольного возраста;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией;

3) уважать честь и достоинство детей;

4) уважать честь и достоинство работников дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную и развивающую деятельность;

5) участвовать в управлении организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой Уставом этой организации.

76. Территориальные органы управления образованием, органы местного самоуправления и дошкольные образовательные организации оказывают помощь родителям/законным представителям в:

1) предоставлении консультативной и методической помощи родителям/законным представителям по вопросам развития детей раннего и дошкольного возраста;

2) создании условий для участия родителей/законных представителей в образовательной и развивающей деятельности;

3) поддержке родителей/законных представителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

4) взаимодействии с родителями/законными представителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Глава 17. Финансирование

77. Финансирование государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Кыргызской Республики.

78. Контроль финансово-хозяйственной деятельности дошкольной образовательной организации осуществляется в порядке, установленном законодательством в сфере финансирования образовательных организаций Кыргызской Республики.

Глава 18. Мониторинг и оценка выполнения Госстандарта

79. С целью исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере дошкольного образования, выявления результатов образовательной деятельности, проблемных сторон педагогического процесса и определения ожидаемых результатов, а также решения ряда основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведения целенаправленной аналитически обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей (качества условий, процесса и результатов) проводится внешний и внутренний мониторинг в соответствии с индикаторами согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Госстандарту.

80. Внешний мониторинг деятельности дошкольной образовательной организации или лиц, предоставляющих услуги по образованию и уходу за детьми, проводится уполномоченным органом Кыргызской Республики в области образования и его территориальными подразделениями.

Внешний мониторинг может проводиться не более одного раза в год.

81. Внутренний мониторинг осуществляется руководителями и педагогами дошкольной образовательной организации через отслеживание и контролирование процесса образования и развития детей, их достижений с целью улучшения работы и соответствия нормативам настоящего Госстандарта и программам.

82. Объектами мониторинга и оценки являются:

1) определение уровня доступности дошкольного образования и численности детей от 6 месяцев до 7 лет, получающих дошкольное образование;

2) предоставление образовательных и развивающих услуг для детей раннего и дошкольного возраста всеми видами дошкольных образовательных организаций вне зависимости от форм собственности;

3) время пребывания детей во всех видах дошкольных образовательных организаций;

4) содержание образовательной деятельности, организация образовательного и развивающего процесса по программам раннего и дошкольного образования;

5) уровень развития и здоровья детей;

6) кадровое обеспечение дошкольной образовательной организации;

7) материально-техническое обеспечение;

8) условия для организации развивающей и безопасной среды;

9) механизмы взаимодействия с семьей и сообществом;

10) управление и эффективная деятельность.

83. Для проведения эффективного и объективного мониторинга уполномоченным органом Кыргызской Республики в области образования и его территориальными подразделениями либо дошкольной образовательной организацией создастся рабочая группа (не менее 3-х человек), состоящая из специалистов, имеющих профильное образование, опыт работы в области дошкольного образования, с участием родителей, представителей местного сообщества и некоммерческих организаций.

84. В зависимости от поставленной цели и задач мониторинга могут использоваться различные приемы сбора информации (анкетирование, интервьюирование, опросы, тесты, беседы).

85. Результаты мониторинга анализируются рабочей группой и могут быть рекомендованы в качестве руководства для решения проблемных сторон педагогического процесса и образовательной деятельности.

Приложение 1

к Государственному

образовательному стандарту

Кыргызской Республики

"Дошкольное образование

и уход за детьми"

Возрастные нормы как ориентир развития детей от 1 года до 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

3. Образовательные результаты в области социального и эмоционального развития

4. Образовательные результаты в области творческого и эстетического развития

5. Образовательные результаты в области грамотности и коммуникации

Приложение 2

к Государственному образовательному стандарту

Кыргызской Республики

"Дошкольное образование и уход за детьми"

Основные ориентиры развития детей к 7 годам

на этапе завершения дошкольного образования

 

1. Физическое развитие

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими качествами, проявляет интерес к физическим упражнениям.

2. Развита крупная и мелкая моторика; умеет самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, собирать вещи, пользоваться ножницами, держать ручку.

3. Владеет основными движениями, подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими.

4. Умеет быстро и скоординировано изменять положения тела, ходить по прямой линии, прыгать на одной ноге, бросать и ловить мяч.

5. Обладает развитой потребностью бегать, прыгать, скакать.

2. Когнитивное развитие

6. Проявляет интеллектуальную активность.

7. Умеет сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, классифицировать, делать вывод и находить связи между предметами, явлениями и действиями.

8. Проявляется познавательный интерес, с удовольствием экспериментирует, проявляет догадку и сообразительность.

9. Способен к волевым усилиям, к произвольным действиям, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить начатое дело до конца.

10. Может самостоятельно планировать свои действия, стремится к результативному выполнению работы.

11. Внимание:

- формируется произвольное внимание;

- выполняет задание, не отвлекаясь в течение 15-20 минут;

- находит 7-10 различий между предметами;

- удерживает в поле зрения 8-10 предметов;

- выполняет самостоятельно задания по предложенному образцу;

- копирует в точности узор или движение;

- умеет находить одинаковые предметы;

- ориентируется и пространств.

12. Память:

- запоминает не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;

- запоминает и рассказывает стихотворения, загадки;

- пересказывает близко к тексту рассказы или сказки;

- рассказывает по памяти содержание сюжетной картинки;

- рассказывает о событиях своей жизни, вспоминая все подробности.

13. Мышление:

- обобщает, классифицирует предметы в группы по определенным признакам;

- анализирует, обоснованно находит "лишний" предмет в группах, не подходящий к общим признакам;

- выстраивает последовательность событий и составляет связный рассказ по картинкам;

- решает простые логические задачи;

- выстраивает логический ряд из фигур;

- подбирает подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;

- склонен наблюдать, исследовать, экспериментировать, находя логические связи;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся различных предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как, почему, зачем), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

14. Воображение:

- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре;

- проявляет фантазию в игре, творческой деятельности;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- различает условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

15. Восприятие:

- воспринимает информацию как устную, так и письменную (в виде картинок, знаков, схем, символов);

- определяет приметы осени, зимы, весны, лета; действия утром, днем, вечером, ночью;

- по фрагменту рисунка определяет целое, к которому относится часть;

- узнает, что изображено на рисунке, где не хватает существенных деталей;

- дорисовывает недостающие детали в рисунке, в геометрических фигурах.

16. Мелкая моторика:

- свободно владеет карандашом и кистью при разных приемах рисования;

- изображает в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

- заштриховывает или раскрашивает рисунки не выходя за контуры;

- ориентируется в тетради в клетку или в линию;

- копирует простейшие рисунки, узоры;

- выполняет различные действия с пластилином, глиной, тестом, бумагой, тканью, ножницами, конструктором, мозаикой, пазлами, шнурками, бусинами, пуговицами.

17. Развитие речи:

- правильно произносит все звуки;

- умеет определять место нужного звука в слове;

- употребляет в речи простые и сложные предложения;

- поддерживает непринужденную беседу;

- составляет небольшие рассказы о предмете, картине по теме, предложенной взрослым;

- умеет последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.

3. Грамотность и коммуникация

18. Достаточно хорошо владеет устной речью, проговаривает все звуки.

19. Может выделять звуки в словах.

20. Может выражать свои мысли и желания, построить речевые высказывания в ситуации общения.

21. Умеет слушать, читать по слогам, писать символами, вести дискуссию, задавать вопросы.

22. Знаком с произведениями детской литературы.

23. Складываются предпосылки грамотности.

4. Социально-эмоциональное развитие

24. Следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.

25. Владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

26. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

27. Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

28. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

29. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

30. Устанавливает и поддерживает контакт, контролирует свое эмоциональное состояние, понимает эмоциональное состояние других, старается координировать свои действия с действиями других.

31. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, принимает и оказывает помощь.

32. Обладает начальными знаниями о себе, о социальном и культурном мире, в котором он живет: знает свое полное имя, возраст, дату и день рождения, адрес, город, страну, планету, полные имена родителей, близких родственников, их профессии.

33. Обладает элементарными представлениями из области:

1) живой и неживой природы: о диких и домашних животных и их детенышах, насекомых, птицах, водных обитателях;

2) растений: овощи, фрукты, ягоды, деревья, цветы;

3) математики: дни недели, месяцы, времена года;

4) истории (важные события страны) и т.п.

34. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

35. Проявляет самоконтроль и самооценку, стремится к проявлению индивидуальности.

36. Проявляет позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, к самому себе, желание ходить в школу.

37. Способен принять новую социальную позицию школьника.

5. Творческое и эстетическое развитие

38. Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, драматизации.

39. Способен воспринимать красоту окружающего мира.

40. Способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, других произведений искусств.

41. Распознает цвета и оттенки, может получать другие краски и оттенки при их смешивании.

42. Придумывает и выполняет творческие замыслы при работе с красками, карандашами, пластилином, тестом, глиной, бумагой, тканью, бросовым и природным материалом.

43. Любит петь, танцевать, исполнять небольшие роли в театральных постановках, ролевых играх.

44. Основные ориентиры, определенные в настоящем Госстандарте, выступают основанием преемственности дошкольного и начального образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.