Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Уюштуруу иштери

Обращение VI съезда

 

Правительство

 Кыргызской Республики

 

Обращение

 Мы, делегаты VI съезда профессионального союза  работников образования и науки, обсудив доклад председателя А.Т.Токтогулова за отчетный период, в котором  особое  место  занимает анализ социального положения  педагогических  и научных работников, отмечаем, что в стране много делается в сфере образования и науки для повышения  их   качества  работы   в целом. На это были  направлены  принятая Правительством республики “Стратегия развития образования в Кыргызской Республики на  2012-  2020 годы”, утвержденный “ Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики”,  проведение в стране реформы высшего  образования  и “ Стратегия развития Национальной академии наук на 2013- 2025 годы”, в соответствии  с которыми перед работниками образования и учеными республики поставлены были новые цели и задачи.

Однако делегаты съезда не только отмечают позитивные сдвиги,  произошедшие в системе образования и науки в отчетном периоде, но и  обратили внимание на социальное положение  в настоящее время  учителей,  профессорско- преподавательского состава и ученых.

Реформа системы оплаты труда в республике, проведенная в мае 2011 года, значительно   повысила  заработную плату  педагогов, особенно высокогорной зоны и сельской местности. Затем в последующие годы, к сожалению, началось снижение ее уровня. Одной из причин уменьшения заработной платы  послужило поэтапное сокращение учебной нагрузки учителей на основании постановления Правительства КР от 23. 03.12.г№ 202,  сэкономленная сумма от данного сокращения  не  была направлена  на  увеличение оплаты труда  педагогов, а была израсходована  на другие цели. Кроме того, уменьшился процент, установленный постановлением Правительства КР для общеобразовательных школ стимулирующего  фонда, вместо 20% выплачивается  всего лишь 10%. Более того, в связи с ростом инфляции ежегодно снижается покупательская способность заработной платы работников образования и науки. В настоящее время среднемесячная зарплата  в образовании составляет 8258сом, минимальный прожиточный  минимум  трудоспособного  человека - 5563 сома, следовательно, среднемесячная зарплата работников  образования покрывает  МПМ всего лишь на 167%.

Педагоги оказались в таком положении, что они  не в состоянии  оплачивать коммунальные услуги и приобретать товары промышленного производства. Особенно в затруднительном финансовом положении находятся в настоящее время педагоги малых городов, их заработная плата не превышает (а то и ниже) уровень МПМ, установленного в стране.

Кроме того, до настоящего времени остается  не реализованным принятый 2001 году в стране Закон КР “О статусе учителя”, предусматривающий решение социальных проблем педагогов органами местного самоуправления через местные бюджеты,  в части предоставления учителям льгот при оплате эксплуатационных расходов по содержанию жилой площади  и  коммунальных услуг, проведение бесплатного амбулаторного медицинского обследования.

Всё это привело к социальной  незащищенности учителей, непривлекательности учительской профессии, к нехватке на местах   педагогических кадров, низкой их квалификации, что напрямую связано с размерами заработной платы учителей, которые ниже средней заработной платы в экономике. Перечисленные факты в свою очередь ведут к низкой успеваемости учащихся, процветанию коррупции в сфере образования. Международная практика показывает, что страны, которые инвестируют большие средства в зарплату учителя, имеют самые высокие результаты по качеству образования и грамотности населения.

Социально незащищенными, надо отметить, остаются в стране и работники науки, их среднемесячная заработная плата   составляет всего 7500  сомов, от 5000 до 6000  сомов определена зарплата младших научных сотрудников Национальной академии наук КР. Ученые, имеющие степень кандидата наук, получают  доплату к зарплате в размере только 300 сом, доктора наук  - 600сом. Государство финансирует науку, к сожалению, по  остаточному принципу. Социальное положение ученых,  их низкая оплата труда  давно уже не привлекает в науку выпускников вузов, наука не пополняется  молодыми кадрами.

          На основании вышеизложенного делегаты  VI  съезда Профессионального

союза работников образования и науки КР считают необходимым решить следующее:

1.Размер планируемого повышения в 2015 году заработной платы учителей должен быть не ниже среднемесячной зарплаты в экономике  страны.

2.Установить доплату к заработной плате учителей малых городов республики аналогично доплате   педагогов сельской местности.

3.Размер стимулирующего фонда  за счёт  экономии в связи с оптимизацией сети и структуры общеобразовательных организаций, сокращения учебных планов и программ направлять в общеобразовательные организации в соответствии с  постановлением  Правительства КР  от 19.01.11. №18 “О введении новых условий оплаты труда работников образовательных организаций”.

4.Увеличить доплаты к заработной плате  за  наличие ученой степени кандидата наук и доктора наук.

5.Отменить постановление Правительства КР от 04.07.2013 № 400 ”О внесении изменений   в постановление Правительства КР ” Об установлении размеров стипендий студентам и учащимся государственных образовательных организаций начального, среднего и высшего профессионального образования КР от 27.06.2005 № 261”. Установить стипендии аспирантов и студентов высших и средних профессиональных  учебных заведений, успешно   сдавших   экзаменационные  сессии,  на уровне установленного в республике  минимального прожиточного минимума.

6.Разработать механизм  реализации Закона КР “О статусе учителя”, определившего  педагогам  общеобразовательных школ льготы и гарантии за счёт средств местного бюджета.

 

 

Делегаты  VI  съезда Профессионального

союза работников образования и науки  КР

 20 мая 2015 года