Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Всемирный день социальной справедливости - 20 февраля

Социальная справедливость — это не просто этический императив, это основа национальной стабильности и глобального благополучия. Равные возможности, солидарность и уважение прав человека крайне важны для полноценного освоения продуктивного потенциала наций и народов.

Социальная справедливость является основополагающим принципом мирного и благополучного сосуществования как в самих странах, так и между различными странами. Мы поддерживаем принципы социальной справедливости, поощряя равенство между женщинами и мужчинами или права коренных народов и мигрантов.

Мы содействуем обеспечению социальной справедливости, устраняя барьеры, возникающие перед людьми в силу их признака пола, возраста, расовой, этнической или религиозной принадлежности, культуры или наличия инвалидности.

 

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

 

Всемирный день социальной справедливости (World Day of Social Justice) отмечается с 2009 года. Генеральная ассамблея ООН объявила об установлении этого праздника 26 ноября 2007 года. Предпосылкой для возникновения новой даты — 20 февраля — стала всемирная встреча на высшем уровне, которая прошла в Копенгагене в марте 1995 года, и на которой были провозглашены задачи социального развития современного общества.

Государства-члены Организации объединенных наций посвящают день 20 февраля проведению на национальном уровне мероприятий, способствующих укреплению социальной справедливости. По замыслу организаторов, международная дата должна способствовать искоренению нищеты, обеспечению людей полной занятостью и достойной работой, достижению равноправия мужчин и женщин, а также установлению социального благосостояния и социальной справедливости для всех.

Один из основных документов, работающих в этом направлении, — Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. В ней делается упор на гарантии достижения справедливых результатов для всех посредством обеспечения занятости, социального диалога и основополагающих принципов и прав на рабочем месте.

Возможно ли достичь справедливого распределения, пока каждый думает о получении для себя выгоды? Как же всё-таки достичь социальной справедливости и возможно ли это?

Социальная справедливость это - утопия или реальность?

 

Ниже приводятся некоторые мнения международных экспертов.

 

Социальная справедливость определяется отношением государства к тем, кто содействует его укреплению и подъёму, а главным показателем – размер зарплаты. Высшая власть по факту является здесь главным арбитром и оценщиком, так как в этой тонкой морально-психологической сфере никакие юридические нормы не работают.

Только сама власть может отрегулировать ситуацию с разрывом доходов у бедных и богатых, только сама власть может допустить или ограничить существование олигархов, которые, судя по их доходам, работают в сто смен в день, в отличие от ленивого и, видимо, беспробудно пьющего (по убеждению всё тех же олигархов), учителя. При этом у тех же самых олигархов самым слабым местом является графа «Польза для государства».

Власть должна иметь систему по поиску талантливых людей во всех сферах, во всех регионах, чтобы искать, выцеживать, фильтровать тех, кто способен дать пользу не только для себя. Без помощи власти никакой справедливости здесь ждать не стоит, сама себя эта сфера не отрегулирует.

Что касается естественного неравенства между людьми по их природе, мозгам, по способностям, то, казалось бы, тут всё просто: иметь больше денег должен тот гражданин, который обладает необходимыми качествами. Однако практически во всех «цивилизованных странах»  деньги получают в основном те, кто обладает тупостью, умноженной на родственные связи. Только государство может заблокировать или, наоборот, активизировать массовую инфильтрацию во власть родственников начальников.

(Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития  Григорий Трофимчук)

 

Возможно ли достичь социальной справедливости - вопрос, обращенный скорее к философам (особенно утопистам). А вот само требование социальной справедливости возникает у людей закономерно - ещё Фрейд обратил внимание на то, что именно с этого начинается цивилизация. И тогда оказывается, что у требования социальной справедливости есть два источника. Один - инфантильный: хочу то же, что у других, просто по факту своего существования, при этом, не предполагая, что придётся что-то отдавать взамен. И элементы подобного подхода врастают в современное общество, способствуя его инфантилизации и пестуя патернализм. Собственно, попытка построения общества на основе подобного понимания социальной справедливости и привела СССР к его финалу.

Второй источник требования социальной справедливости - глубинный, инстинктивный.  Социальный инстинкт, конечно, построен на поддержании определённой общественной иерархии и относительного неравенства - но они должны быть обоснованными и не выходить за границы определенных пороговых значений. В современных обществах  диспропорция в доходах (и реальных правах) наиболее обеспеченной части населения и  основной массы граждан, выживающих на уровне абсолютной социальной фрустрации, просто "зашкаливает". Только унаследованный от СССР патернализм населения предотвращает до сих пор реальные проявления протеста.

(Социальный психолог, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский )

 

Социальной справедливости достичь, скорее всего, невозможно, но у обществ есть шанс достижения консенсуса относительно того, каким большинство людей хотят видеть своё общество. Например, в Германии, когда я приехала туда в 1989 году, уровень поддержки социальной системы был очень высок. Сейчас это положение постепенно изменилось. Объединение Германии наложилось по времени с интенсивными процессами объединения Европы. Всё это стоит дорого. Стране приходится нести основные расходы на единство и самой Германии, и Европейского Союза. Немецкие налогоплательщики до сих пор платят так называемый Соли - налог солидарности в размере 5,5% своих доходов. Его ввели специально для финансирования объединения, как временную меру, и все с энтузиазмом её поддержали. Но прошло 20 лет, и консенсус немецкого населения относительно этих процессов распался. В бывших восточных землях появилась остальгия - тоска по бывшему раздельному существованию обеих частей страны. Евроскептики критикуют финансовую политику Евросоюза в поддержку бюджетов бедных стран. Эта политика мотивировалась именно доводами о необходимости установить внутри ЕС справедливость в распределении национальных богатств. Финансовый кризис поставил под угрозу сам статус западной экономики как ведущей мировой экономики. Под давлением таких обстоятельств достичь общественного консенсуса относительно понимания "справедливости" практически невозможно. Сейчас общество проходит через конфликтную фазу, но если удастся вернуть экономическую стабильность, то появятся предпосылки для обретения консенсуса относительно категории "социальная справедливость". Разумеется, что олигархические структуры и углубление пропасти в доходах между богатыми и бедными не совместимы с социальной справедливостью.

(Культуролог, кандидат философских наук (Германия)  Лариса Бельцер-Лисюткина)

 

Социальная справедливость заключается, конечно, не в полном равенстве потребления всех в обществе. Но современное понимание социальной справедливости подразумевает доступ к "элементарным" благам современной цивилизации и удовлетворение основных потребностей человека в тех пределах, в каких их понимает общество, в котором он живёт. Это значит, что как бы ни был человек физически слаб, глуп, ленив, стар, или молод и из бедной семьи - но он должен иметь доступ к современной медицине, образованию, информации, транспорту, личной безопасности, иметь прожиточный минимум пищи, одежды и жилья.

После того, как общество обеспечило этот минимум всем своим членам, оно может позволить себе распределять избыток "неравно": оставляя больше тем, кто более силён, удачлив, предприимчив или трудолюбив. В этом плане равно "социально несправедливы" и дикий капитализм, не оставляющий бедным и больным даже минимума, и казарменный коммунизм, отказывающий в справедливом вознаграждении наиболее продуктивным членам общества.

Высший уровень социальной справедливости достигнут сейчас в высокоразвитых странах Запада социал-демократической ориентации: Скандинавии и вообще северо-западной Европе, Канаде, Австралии.

США никогда не отличались высоким уровнем социальной справедливости, говоря простыми словами, бедные не имели минимума, а богатые имели "непомерно много". При этом американцы в массе своей сами предпочитают этот путь, делая упор в своей ценностной системе не на Справедливость, а на Свободу и Равные Возможности. Однако  то, что было терпимо во времена экономической стабильности, стало гораздо более болезненно в период затяжного экономического кризиса - с этим и связанно движение "оккупантов Уолл-Стрита".

(Переводчик и IT-предприниматель (Бостон, США) Фёдор Толстой)

 

Социальная справедливость - это право выжить для традиционных социумов.

Что касается нынешних массовых протестов, то в США люди выступают против "рейганомики", то есть за равные налоги. А то принцип "богатые платят меньше" - противоречит народоправию и народовластию, вводя понятие финансовой аристократии, сначала меньше облагаемой, а потом - неподсудной, а после - господствующей вплоть до рабовладения. И ныне в США идут именно антиолигархические протесты. И эти протесты могут охватить не только США, но и весь мир, где "богач платит меньше гражданина".

Природа протестов в Европе схожа тем, что в Европе тоже наблюдается отток средств в более "дешёвые" регионы. Ведь граждане обогащали и защищали свои страны, но в итоге этого - обладатели состояний предпочли выводить средства в иные страны и к иным народам. Это небезосновательно считают предательством своих народов. А при действиях властей, направленных на замену коренных жителей "дешёвыми", речь идёт уже о предательстве олигархии и властей совместно, то есть о заговоре под девизом "деньги важнее людей". А традиция белой расы состоит в том, что "люди важнее денег". Вот это и считается "социальной справедливостью" в существующих протестах, а именно - необходимость выживания имеющегося социума, или же "коренного народа".

У русских несколько иное представление о "социальной справедливости", мы полагаем таковой экономические "равенство и братство", как в Древнем Риме полагали справедливостью "хлеба и зрелищ". В протестах "Запада" цель иная, там речь идёт не о равенстве потребностей и возможностей, а о равенстве прав для всех классов. Запад пришёл к тому, что его обескровливает и лишает средств олигархическая глобализация, что он тоже стал колонией для олигархов, и протесты на Западе более напоминают "национально-освободительное движение" в ленинских терминах, чем "классовую борьбу" или "борьбу за социальную справедливость"

С крахом социалистического СССР, Запад, кроме Скандинавии, перестал быть социально ориентированным, и стал считать граждан лишь сырьём для прибылей "избранных". Вот это и хотят показать протестующие в США и в Европе, намекая, что если власти и бизнес не предложат сами приемлемого для сохранения социумов сочетания прибыльности и гражданственности, то общество начнёт искать эти решения без учёта мнений существующих властей и бизнесов.

(Политконструктор Роберт Картер )

 

В моём понимании социальная справедливость это не то когда все живут в достатке, а то, когда дети богача и дворника имеют одни и те же права и одни и те же возможности (в учебе, карьере и так далее). Полагаю ошибочно считать, что все должны жить в достатке, и называть это справедливостью.

Наивно полагать, что когда-то на земле воцариться социальная справедливость. Однако правительства стран могут максимально приблизиться к этому. Я считаю, что для этого вовсе не нужно раздавать людям разного рода пособия и кредиты. Нужно всего лишь создать равные условия для всех. Условия работы, образования, медицинского обслуживания и так далее.

(Политолог, эксперт по СМИ и PR-технологиям (Азербайджан) Али Гаджизаде)

 

Сколько людей, столько и мнений. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь мы все же сможем приблизиться к этому утопическому идеалу социально справедливого государства.

 

 

Генеральный секретарь сообщения на 2013 год

 

Как мы отмечаем Всемирный день социальной справедливости, мы видим слишком много мест, где есть расширение возможностей для немногих и только рост неравенства для многих.

Растущее неравенство подрывает прогресс международного сообщества в подъеме миллионов людей из бедности и построение более справедливого мира.

Линии разлома видны в падении заработной платы для женщин и молодых людей и ограниченный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и достойных рабочих мест.

Мы должны строить и усиливать учреждениях и разработки политики, содействия всестороннему развитию.

При принятии Целей развития тысячелетия (ЦРТ), мировые лидеры обязались создать более равные и справедливого мира.  Значительный прогресс был достигнут в повышении возможностей достойного труда, усиление социальной защиты и повышению качества государственных услуг.

Несмотря на эти успехи, миллиарды людей отчаянно зависеть от наших целенаправленных и неустанные усилия.  Мы должны ускорить нашу работу по достижению ЦРТ к 2015 году, а также смотреть дальше от начала, чтобы определить новые цели для устойчивого развития.

Как мы стремимся построить мир, мы хотим, давайте активизируем наши усилия по достижению большей открытости, равноправного и устойчивого пути развития, построенные на диалоге, прозрачности и социальной справедливости.

 

Пан Ги

 

 

(подборку материала осуществила – Вера Бредихина)