ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ – ЭТО ШАГ ВПЕРЁД
Позиция профсоюзов Кыргызстана при совершенствовании налогового законодательства исходит из необходимости создания налоговой системы, которая будет содействовать справедливому распределению доходов, росту занятости и созданию новых рабочих мест.
Мировой финансовый кризис повлиял на бюджеты многих государств. К сожалению, меры жесткой экономии, реализуемые сегодня правительствами большинства стран, ударяют в первую очередь по людям со скромными доходами и по беднякам.
Разумеется, сокращение дефицита бюджета зависит не только от снижения расходов. Экономический рост будет обеспечивать правительству более высокий уровень поступлений в доход бюджета. А для обеспечения более справедливого распределения доходов правительствами могут быть приняты меры по повышению налогов.
Тем не менее, пока что правительства с нежеланием относятся к проведению открытой и честной дискуссии о налоговой политике с профсоюзами.
С профсоюзной точки зрения, трудящиеся не должны оплачивать издержки, связанные с дефицитом бюджета путём сокращения расходов на социальную защиту и социальное обеспечение, а налогообложение должно быть социально справедливым.
Согласно Налоговому кодексу (2009 г.) в Кыргызской Республике ставка подоходного налога установлена в размере 10% и играет особую роль в налоговой политике, так как этот налог содействует решению социально-экономических задач. К сожалению, в стране была введена плоская шкала налогообложения, которая никак не повлияла на доходную часть бюджета. Рост за четыре года составил всего 0,4%.
Что касается ставки тарифа страховых взносов, то политика страхования сводилась к снижению взносов работодателей в систему социального обеспечения как средства стимулирования создания рабочих мест. Если в 2004 г. тариф с фонда оплаты труда для работодателей составлял 25%, то в 2013году – 17,25%. Снижение почти на 8%. В это же время налоговое бремя на трудящихся возросло: ставка тарифа для физических лиц поднялась с 8 до 10%.
Эти меры в течение 10 лет очень широко вводились в Кыргызстане. Вне всякого сомнения, работодателям в нашей стране удалось значительно сократить свои затраты на рабочую силу, но проведённые исследования показывает лишь крайне ограниченное воздействие этих мер на рост уровня занятости. Более того, работодатели даже не заявляют о росте заработной платы работникам за счёт снижения им ставки тарифа страховых взносов. Таким образом, идёт сдвиг от заботы о социальной справедливости к целям экономического роста и конкурентоспособности.
Шагом вперед в этом плане стало бы введение прогрессивной шкалы налогообложения, к примеру, 10–15–20–30% одновременно с возобновлением действия государственной социальной гарантии – необлагаемого налогом минимума для всех граждан на уровне прожиточного минимума для работоспособных лиц. Это, по мнению профсоюзов, приведёт к справедливому налогообложению граждан. В заработной плате работника будет часть, которая не облагается налогом, и часть, которая подлежит налогообложению.
Если не внедрить систему прогрессивного налогообложения граждан наших стран, расслоение общества ускорится, что в свою очередь приведет к росту и без того большого числа работающих бедных.
Следует признать, что страны с очень большим числом низкооплачиваемых работников вряд ли достигнут высоких уровней устойчивого роста, если не будут решаться вопросы социальной справедливости.
Прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка будет расти по мере роста доходов налогоплательщиков – единственный правильный путь к росту, занятости и рабочим местам, справедливому распределению доходов.