Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Маалыматтык бюллетень

Тренды в мировом образовании и как меняется система образования в Кыргызстане

Министр образования и науки Кыргызстана Гульмира Кудайбердиева, выступая 11 октября с докладом на V Съезде учителей и работников сферы образования стран – членов СНГ в госрезиденции Ала-Арча, рассказала коллегам из стран Содружества о реформах системы образования Кыргызстана.
Министр отметила, что в мире с высокой степенью неопределенности невозможно делать прогнозы на два десятилетия вперед, можно говорить лишь о трендах, которые могут быть реализованы в течение этого времени.
«Согласно прогностическим докладам, можно выделить долговременные направления развития в мире, которые сформируют будущее, в том числе и для Кыргызстана. Они связаны, в первую очередь, с широким внедрением во все сферы жизни информационных технологий, что будет и дальше задавать вектор развития нашего мира; с изменением модели труда, когда рутина заменяется более творческими элементами; переходом от конкуренции к кооперации из-за решения задач с высоким уровнем неопределенности; с использованием возобновляемых источников энергии и достижениями «зеленой экономики», - говорит министр.
Если говорить об образовании, то, скорее всего, как считает она, сохранятся такие принципы организации системы образования, как его доступность (включая все инклюзивные группы) и качество образования как способность системы адекватно отвечать на запросы государства, общества и конкретного человека.
Г.Кудайбердиева подчеркнула, что результатом обучения должны стать Soft skills, обеспечивающие выпускникам всех уровней образования:
- гибкость и адаптивность;
- способность учиться и переучиваться в течение жизни;
- сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения);
- умение работать в междисциплинарных средах и знание «всеобщего языка понятий», что потребует формирования различных типов мышления (критического, проблемно-ориентированного, системного, кооперативно-творческого);
- ответственность в работе;
- владение информационными технологиями;
- многоязычие;
- понимание принципов устойчивого развития и умение претворять их в реальности.

«Что касается переменных величин, то они будут связаны, например, с принципами формирования содержания образования, формами его реализации - сохранится ли школа как социальный институт, или основными формами обучения станут, например, сетевые сообщества; с изменением физического пространства обучения; с проблемой технологического оснащения обучения; с новыми характеристиками педагога», - говорит министр.
По ее словам, система образования Кыргызстана уже сейчас делает ряд шагов для того, чтобы решить стратегические задачи своего развития. «Многое вы видели в ролике, показанном перед началом нашего пленарного заседания», - сказала министр участникам съезда.
Далее министр остановилась на нескольких ключевых вещах, обеспечивающих достижение поставленных задач. По ее словам, на протяжении последних лет в Кыргызстане проведена и проводится реформа образования, направленная на преобразование ключевых элементов системы: управления, финансирования, содержания образования. 

В сфере управления главными результатами можно считать формирование единой управленческой вертикали в секторе образования и формирование основ управления, ориентированного на результат, говорит Г.Кудайбердиева.

Как рассказал она, важнейшим инструментом преобразования системы финансирования и управления сектором стало нормативное бюджетное финансирование, внедряемое на уровне дошкольного, школьного, начального профессионального и высшего образования.

«Движение средств «за обучающимся» стало инструментом, обеспечивающим повышение ответственности организаций образования за предоставление качественного обучения. Еще одним важным результатом стало вовлечение детей в процесс обучения (в настоящее время обучается 98,8% детей). Мы стремимся к тому, чтобы охват был 100% и ни один ребенок не оставался вне обучения», - сказала министр.

По ее словам, реформирование содержания образования было опосредовано переносом фокуса образования с объекта на субъект - на самого обучающегося. Механизмом изменения содержания образования стали стандарты нового поколения на компетентностной основе, разработанные и принятые для уровней дошкольного, школьного и высшего профессионального образования. Для начального и среднего профессионального образования разработка стандартов продолжается, сообщила глава Минобразования.

«Для того чтобы через образование можно было продвигать принципы устойчивого развития, в учебные программы школ и вузов закладывались такие компоненты, как сохранение естественных экосистем, уважение к культурному, социальному и биологическому разнообразию, гражданственность, сохранение здоровья, основы поведения в чрезвычайных ситуациях, гендерные и другие аспекты достижения устойчивости.

В принятых в 2015 году предметных стандартах для школ были введены три обязательные тематические линии, связанные с устойчивым развитием: энергоэффективность и безопасность жизнедеятельности; поликультурность (как принятие ценности других культур, что является условием устойчивого общества); инклюзия и эксклюзия (исключенные группы и гендер).

Нами сделаны первые шаги для реализации этих требований на уровне учебных материалов. Кроме того, формируя компетентности для устойчивого развития на всех уровнях образования, Кыргызстан видит возможности гуманизации всех уровней реальных взаимоотношений: человек – человек, человек – общество, человек – государство, человек и природа», - говорит министр образования.

Второй крупный тренд в развитии образования Кыргызстана, по ее словам, – это цифровизация, где страна стремится наращивать свой потенциал.

«Уже сейчас 68% школ подключены к Интернету, и до конца учебного года мы завершим подключение к Всемирной сети оставшиеся школы. В рамках реализации Концепции регионального развития при поддержке партнеров по развитию созданы 60 современных инновационных школ, подключенных к сети Интернет и оснащенных соответствующим оборудованием. Задача данных школ - стать центрами школьных образовательных кластеров и моделью функционирования электронных школьных библиотек», - отмечает она.

Следующим шагом, по словам министра, будет введение еще в 30 школах электронного обучения (e-Learning), а затем - обучение на основе применения электронных и мультимедийных технологий начнется и в других школах Кыргызстана.

По информации Минобразования, вузы Кыргызстана уже активно используют электронное обучение, причем оно становится все более предметным и практико-ориентированным. То есть акцент смещается с теории на реальные студенческие проекты, что дает возможность взаимодействия образования и бизнеса для формирования инновационных продуктов.
«Работники системы образования Кыргызстана хорошо понимают, что на современном этапе развития страны и в перспективе система высшего профессионального образования должна стать движущей силой экономического и культурного роста страны, повышения ее конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития за счет человеческого ресурса, формируемого в вузах. Поэтому большое внимание уделяется обеспечению качества системы образования. Кыргызстан в прошлом году провел первую пробную оценку сектора образования и намерен делать такие оценки регулярно. Начинает работать инструмент аккредитации для всех уровней образования», - рассказала Гульмира Кудайбердиева.