Центральный комитет профсоюза работников образования и науки Кыргызской Республики

Центральный комитет профсоюза

работников образования и науки Кыргызской Республики

Информационный бюллетень

На сегодняшний день система школьного образования Кыргызстана находится в состоянии глубокой депрессии и разочарования.

На сегодняшний день система школьного образования Кыргызстана находится в состоянии глубокой депрессии и разочарования. Системой не удовлетворены все, кто соприкасается с ней: ни родители, ни ученики, ни учителя, ни сами школы.

Для защиты школьного образования и обеспечения хотя бы минимального стабильного уровня финансирования, в 2008 году была начата реформа подушевого финансирования школ, при которой Правительство ежегодно утверждает стандарт бюджетных расходов на 1 ученика в год и на его основе по численности учеников финансирует школы. В этих условиях бюджет ориентирован на детей, ради которых собственно и создана школа. Только тогда у школы появляется интерес собирать детей в школу и бороться за каждого из них, улучшая качество услуг. В противном случае у родителей и детей всегда есть право перейти в лучшую школу.

 

Но как оказалось простая, справедливая и прозрачная система определения бюджета как в целом на школьное образование, так и на каждую школу в отдельности не устраивает тех, кто сидит у распределительной кормушки и “царской рукой” выделяет бюджет по районам и городам, а затем по школам.

Сегодня ее внедрение наталкивается на серьезное противодействие и тихий саботаж на всех уровнях финансовых органов. На нее сваливают все проблемы и разочарования школ и учителей.

Правительство в условиях подушевого финансирования гарантировало населению бесплатность базисного учебного плана, но разрешило дополнительные образовательные услуги на платной основе строго по договору с родителями по единому прейскуранту цен, утвержденному министерством образования.

В этих условиях Правительство очень демократично поступило и разрешило школам использовать, получаемые средства на нужды школ, но пропускать их через учетные счета в Казначействе.

Школы поверили, что власть их не обманет и если прописано это право в Правительственном документе, то это гарантия защищенности. Но все сложилось, увы, иначе…

Их опять обманули. Заманили и бросили. В результате: в школах наблюдается отток учителей; старение педагогических кадров. Завтра детей учить будет некому; школа не имеет ресурсов для развития; нет учителей с русским языком обучения; профессия учителя не престижна; в КР нет педагогических университетов; на специальность учителя принимают абитуриентов с баллами ниже проходного порога.

Контактное лицо: Ибрагимова Гульнара, тел.: 0770 793 993,e-mail: g.ibragimova.gi@gm