Билим жана илим кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Кыргыз Республикасынын Билим жана илим

кызматкерлеринин кесиптик бирлигинин борбордук комитети

Ченемдик-укуктук актылар

О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики "О подготовке к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации" от 30 августа 2012 года № 601

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 21 августа 2015 года № 598

О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики "О подготовке к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации" от 30 августа 2012 года № 601

В целях реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 № 11, повышения уровня психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики "О подготовке к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации" от 30 августа 2012 года № 601 следующие изменения и дополнение:

- пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Министерству образования и науки Кыргызской Республики с 1 сентября 2015 года осуществлять подготовку к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, на базе общеобразовательных школ республики по 480-часовой программе.";

абзац третий пункта 1 признать утратившим силу;

- в пункте 2:

в абзаце втором цифры и слово "240 часов" заменить цифрами и словом "480 часов;";

в абзаце третьем цифры и слова "18 часов в неделю" заменить цифрами и словами "32 недели, 15 часов в неделю;";

в абзаце четвертом цифры "20" заменить словом и цифрами "до 30";

- в пункте 3 после слова "работы" дополнить словами "учителя, ведущего уроки в начальных классах";

- в пункте 4 слова "отдел социального и гуманитарного развития" заменить словами "отдел образования, культуры и спорта".

2. Министерству образования и науки Кыргызской Республики в пределах средств, предусмотренных министерству республиканским бюджетом Кыргызской Республики, направить в 2015 году на подготовку к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, 40779100 (сорок миллионов семьсот семьдесят девять тысяч сто) сомов.

3. Министерству финансов Кыргызской Республики при подготовке проекта Закона Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы" предусмотреть Министерству образования и науки Кыргызской Республики средства в размере 40000000 (сорок миллионов) сомов на подготовку к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики

 

Т.Сариев

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 30 августа 2012 года N 601

О подготовке к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации

(В редакции постановления Правительства КР от 21 августа 2015 года № 598)

В соответствии со статьей 3 и частью 2 статьи 6 Закона Кыргызской Республики "О дошкольном образовании", в целях создания равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Министерству образования и науки Кыргызской Республики с 1 сентября 2015 года осуществлять подготовку к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, на базе общеобразовательных школ республики по 480-часовой программе.

- осуществлять подготовку к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, на базе общеобразовательных школ республики;

- (абзац 3 утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 21 августа 2015 года № 598).

(В редакции постановления Правительства КР от 21 августа 2015 года № 598)

2. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, должна соответствовать следующим нормативам:

- объем годовой нагрузки - 480 часов;

- продолжительность программы - 32 недели, 15 часов в неделю;

- наполняемость групп - до 30 человек.

(В редакции постановления Правительства КР от 21 августа 2015 года № 598)

3. Оплата труда учителей, осуществляющих подготовку к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, на базе общеобразовательных школ республики производится согласно почасовой оплате труда за час преподавательской работы учителя, ведущего уроки в начальных классах в соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики "О введении новых условий оплаты труда работников образовательных организаций" от 19 января 2011 года N 18.

Приложение 1

РАЗМЕРЫ
почасовой оплаты труда учителей общеобразовательных организаций (школы и школы-интернаты всех типов и наименований) и преподавателей образовательных организаций начального профессионального образования

(В редакции постановления Правительства КР от 9 июля 2015 года № 473)

Наименование должности

Оплата за час преподавательской работы, сомов

среднее профессиональное педагогическое образование

высшее педагогическое образование

бакалавр, дипломированный специалист

магистр

Учитель, преподаватель

60

67,5

75

Примечание:

1. При определении стоимости часа преподавательской работы учителя (преподавателя) со средним общим образованием применяется коэффициент 0,7 от часовой ставки учителя (преподавателя) со средним профессиональным педагогическим образованием.

2. При определении стоимости часа подготовительной работы учителя (преподавателя) применяется коэффициент 1,0 от часовой ставки учителя (преподавателя) с соответствующим образованием, внеурочной работы и повышения мастерства - коэффициент 0,5.

3. Оплата за час преподавательской, подготовительной, внеурочной работы и повышения мастерства учителя в детских домах и специальных школах-интернатах, преподавателя в специализированных (реабилитационных) группах образовательных организаций начального профессионального образования повышается на 25%.

4. Оплата за час преподавательской, подготовительной, внеурочной работы и повышения мастерства учителя в школах-интернатах и интернатах общего типа повышается на 10%.

5. Размеры почасовой оплаты труда учителей специальных дисциплин общеобразовательных организаций сферы культуры и искусства и преподавателей специальных дисциплин образовательных организаций начального профессионального образования устанавливаются на уровне размера почасовой оплаты труда учителей общеобразовательных школ с соответствующим уровнем образования (среднее профессиональное педагогическое образование - среднее профессиональное образование, высшее педагогическое образование - высшее образование, высшее педагогическое образование с присвоением академической степени магистра - высшее образование с присвоением академической степени магистра).

(Абзац шестой утратил силу в соответствии с постановлением Правительства КР от 9 июля 2015 года № 473)

6. При определении стоимости часа работы учителя, ведущего уроки в начальных классах, применяется коэффициент 1,2 от часовой ставки учителя с соответствующим образованием.

(В редакции постановления Правительства КР от 21 августа 2015 года № 598)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел образования, культуры и спорта Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правительства КР от 21 августа 2015 года № 598)

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликовано в приложении к газете "Эркин Тоо" "Нормативные акты Правительства Кыргызской Республики" от 31 августа 2012 года N 15-16 (420-421)

 

Исполняющий обязанности Премьер-министра Кыргызской Республики

 

О.Бабанов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 29 июня 2009 года N 198

О дошкольном образовании

(В редакции Законов КР от 8 августа 2011 года N 150, 30 мая 2014 года N 82)

Настоящий Закон определяет основные принципы государственной политики в области дошкольного образования и развития детей, правовые, организационные и финансовые основы функционирования системы дошкольного образования в Кыргызской Республике.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Государственный стандарт Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми" (далее - Госстандарт дошкольного образования) нормативный документ, устанавливающий единые требования, предъявляемые к дошкольному образованию и уходу за детьми.

См.:

постановление Правительства КР от 23 октября 2012 года N 742 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики "Дошкольное образование и уход за детьми"

Дети со специальными нуждами - дети, имеющие особые потребности в физическом, психическом, социальном, когнитивном развитии и нуждающиеся в социальной помощи, реабилитации, а также в особом внимании семьи, специалистов и общества.

Дошкольный возраст - период физического, психического и социального становления личности ребенка с момента рождения до 7 лет.

Дошкольная образовательная организация - организация, предназначенная для детей от 6 месяцев до 7 лет, которая создается с целью удовлетворения заказа государства, запросов и потребностей семьи и общества в уходе за ребенком, его обучении, воспитании, развитии и подготовке к школе.

Дошкольная образовательная программа (основная) - нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания дошкольного воспитания и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития.

Инклюзия - процесс работы с детьми со специальными нуждами.

Инклюзивное образование - образование, обеспечивающее его доступность для уязвимых категорий детей, в том числе со специальными нуждами, с учетом создания условий для их обучения.

Интегрированные занятия - обучение на основе тематической и познавательной взаимосвязи основных и дополнительных программ дошкольного образования.

Педагогическая нагрузка работников дошкольной образовательной организации - время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Педагогические работники дошкольных образовательных организаций руководители (директора), методисты, воспитатели, учителя всех специальностей, психологи, логопеды, музыкальные руководители.

Система дошкольного образования - совокупность взаимодействующих Госстандарта дошкольного образования, основных и дополнительных государственных программ, а также дошкольных образовательных организаций и лиц, реализующих эти госстандарт и программы, органов управления образованием и подведомственных организаций.

Устойчивое развитие - понятие, охватывающее комплексную проблему экономического и социального аспектов удовлетворения потребностей людей и улучшения качества их жизни, основывающееся на эффективном использовании всех имеющихся в обществе ограниченных ресурсов (природных, людских и экономических).

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о дошкольном образовании

Законодательство Кыргызской Республики о дошкольном образовании и развитии детей дошкольного возраста основывается на Конституции, Законе Кыргызской Республики "Об образовании", настоящем Законе и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, а также на вступивших в силу в установленном законом порядке международных договорах и соглашениях, участником которых является Кыргызская Республика.

Статья 3. Принципы государственной политики в области дошкольного образования

Основными принципами государственной политики в области дошкольного образования и развития детей дошкольного возраста являются:

- доступность и высокое качество услуг, предоставляемых системой дошкольного образования для устойчивого развития;

- единство воспитания, обучения, оздоровления, развития и ухода за детьми;

- преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования;

- равенство условий для реализации задатков, наклонностей, способностей, дарований, разностороннего развития каждого ребенка;

- многообразие видов дошкольных образовательных организаций и программ;

- повышение роли родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, несущих ответственность за ребенка с рождения до поступления в школу;

- светский характер обучения и воспитания;

- обязательная подготовка детей к школе.

Статья 4. Задачи дошкольного образования

Основными задачами дошкольного образования и развития детей дошкольного возраста являются:

- обеспечение права каждого ребенка на получение дошкольного образования;

- сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка;

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к государственным символам, государственному, официальному и родному языку, уважительного отношения к различным культурам и окружающей среде;

- развитие творческих способностей ребенка в соответствии с его возрастом, интеллектуальными и физическими возможностями;

- обеспечение гармоничного развития детей дошкольного возраста, включая физическое, социальное, эмоциональное, психологическое, духовное, нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие, а также трудовое воспитание;

- обеспечение социальной адаптации ребенка и формирование у него готовности продолжать образование;

- осуществление социально-педагогического патроната семьи;

- раннее выявление индивидуальных потребностей ребенка в развитии и предоставление ему соответствующего специального или инклюзивного образования и связанных с ним услуг;

- подготовка детей к школе;

- обеспечение безопасности ребенка во время его нахождения в дошкольной образовательной организации;

- предоставление родителям (законным представителям) консультативной помощи и информации по образованию и уходу за детьми.

Статья 5. Получение дошкольного образования

1. Дети дошкольного возраста, являющиеся гражданами Кыргызской Республики, независимо от расовой принадлежности, политических, религиозных и других убеждений их родителей, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языка или других признаков имеют равные права на получение дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях.

2. Дошкольные образовательные организации обеспечивают выполнение требований Госстандарта дошкольного образования.

3. Дети иностранных граждан или лиц без гражданства получают дошкольное образование в порядке, установленном для граждан Кыргызской Республики, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.

4. Ребенок может получить дошкольное образование в дошкольной образовательной организации или в семье - по желанию родителей (законных представителей).

5. Прием детей в дошкольные образовательные организации осуществляется в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 6. Виды и задачи дошкольных образовательных программ

1. Дошкольные образовательные программы подразделяются:

- на основные, в соответствии с Госстандартом дошкольного образования, которые включают в себя дошкольное воспитание и обучение;

- на дополнительные, включающие одно или несколько направлений развития ребенка, которые обеспечивают развитие ребенка сверх обязательных требований Госстандарта дошкольного образования.

2. Дошкольные образовательные программы обеспечивают:

- познавательное и интеллектуальное развитие ребенка;

- эмоциональное благополучие ребенка;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, народным обычаям и традициям;

- социальную адаптацию ребенка;

- проведение коррекционно-педагогической и медико-психологической работы с детьми со специальными нуждами;

- подготовку детей к школе.

3. Дошкольные образовательные программы предусматривают:

- занятия как специально организованную форму обучения;

- воспитание, развитие и уход за детьми;

- игровую деятельность;

- оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей.

Глава 2
Дошкольные образовательные организации, их виды, статус и обязанности

Статья 7. Виды дошкольных образовательных организаций

1. Дошкольные образовательные организации могут быть следующих видов:

- ясли для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие;

- ясли-сад для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие;

- детский сад для детей в возрасте от 3 до 7 лет, где обеспечивается уход за детьми, осуществляются их обучение, воспитание и развитие;

- специализированный детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи, интеллектуального развития, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата);

- детский дом - образовательная, воспитательная организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от 3 до 18 лет), где обучение и воспитание осуществляются полностью за счет государства;

- дом ребенка - дошкольная образовательная организация системы здравоохранения для медико-социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также для детей со специальными нуждами до 3 лет, содержащихся за счет государства;

- центр развития ребенка, в котором обеспечиваются физическое и психическое развитие, раннее выявление индивидуальных потребностей ребенка в развитии, диагностика и предоставление специального образования и связанных с ним услуг, а также осуществляется оздоровление детей, посещающих другие учебные заведения или воспитывающихся дома;

- семейный детский дом, в котором воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, в возрасте от 2 до 18 лет;

- прогимназия - вид дошкольной образовательной организации, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка для обучения в инновационных школах: гимназиях, лицеях и т.д.;

- материнская школа - вид дошкольной образовательной организации с краткосрочным и полным днем пребывания детей, не посещающих детские сады, включающий интерактивное обучение детей и взрослых;

- общинный детский сад - структурное подразделение органов местного самоуправления, предназначенное для детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, где обеспечивается уход, воспитание, обучение детей с разновременным пребыванием (полный, неполный день);

- детский сад с кратковременным пребыванием (3-5 часов в день) дополнительная модель и вид дошкольной образовательной организации, которая создается с целью оптимального использования ресурсов и увеличения охвата детей программами дошкольного образования.

2. Для удовлетворения потребностей граждан в услугах дошкольного образования при учреждениях, организациях независимо от их форм собственности могут создаваться детские дошкольные образовательные организации.

Статья 8. Обязанности дошкольных образовательных организаций

1. В обязанности дошкольной образовательной организации входит следующее:

- обеспечение соответствия качества дошкольного образования требованиям Госстандарта дошкольного образования;

- удовлетворение потребностей детей в получении дошкольного образования;

- создание безопасных условий для воспитания, обучения и развития детей, их физического развития и укрепления здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и соблюдение этих требований;

- формирование у детей гигиенических навыков и основ здорового образа жизни, норм безопасного поведения;

- содействие охране и укреплению здоровья детей;

- осуществление ухода за детьми;

- обеспечение детей питанием, соответствующим их возрасту и физиологическим нормам потребления пищевых веществ;

- осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями);

- распространение среди родителей психолого-педагогических знаний об особенностях развития детей дошкольного возраста;

- комплектование групп детей в дошкольные образовательные организации, осуществляемое в соответствии с Госстандартом дошкольного образования;

- соблюдение финансовой дисциплины, сохранение материально-технической базы.

2. Порядок мониторинга и контроля деятельности и результатов дошкольного образования определяется Госстандартом дошкольного образования.

В случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, деятельность по предоставлению образовательных услуг в области дошкольного образования является лицензируемым видом деятельности.

3. Дошкольная образовательная организация, основанная на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии на право предоставления образовательных услуг в области дошкольного образования, выданной в установленном законодательством порядке.

4. Режим работы дошкольной образовательной организации, продолжительность пребывания в ней детей устанавливаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Дошкольные образовательные организации могут устанавливать гибкий режим работы, который предусматривает формирование разных групп по продолжительности и круглосуточному пребыванию в них детей, а также дежурных групп в выходные, нерабочие и праздничные дни.

Для государственных дошкольных образовательных организаций режим работы, денежные нормы питания детей, наполняемость групп, время пребывания детей утверждаются в установленном порядке Правительством Кыргызской Республики.

Штаты государственных дошкольных образовательных организаций определяются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными в установленном порядке Правительством Кыргызской Республики.

Статья 9. Статус, создание, реорганизация и ликвидация дошкольной образовательной организации

1. Дошкольная образовательная организация учреждается в форме юридического лица.

2. Типовое положение о дошкольных образовательных организациях утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Учредитель (владелец) дошкольной образовательной организации независимо от подчинения, типа и формы собственности разрабатывает устав на основании Типового положения о дошкольных образовательных организациях.

3. Дошкольные образовательные организации могут быть созданы на основе государственной, муниципальной, частной форм собственности.

4. Создание, реорганизация и ликвидация дошкольных образовательных организаций осуществляются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

5. Государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации создаются как некоммерческие организации.

Частные дошкольные образовательные организации могут создаваться как коммерческие и некоммерческие организации.

6. Здания государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций не подлежат приватизации, продаже и перепрофилированию.

Глава 3
Управление системой дошкольного образования

Статья 10. Органы управления системой дошкольного образования

1. Управление системой дошкольного образования осуществляется уполномоченным государственным органом управления образованием Кыргызской Республики.

2. Руководители (директора) государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций назначаются и освобождаются в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

3. Педагогических и других работников государственной и муниципальной дошкольной образовательной организации принимает на должность и увольняет ее руководитель на основании трудового договора в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

4. Руководитель, педагогические и другие работники частной дошкольной образовательной организации принимаются и увольняются в порядке, установленном уставом организации.

5. Коллегиальным постоянно действующим органом управления дошкольной образовательной организации является педагогический совет. Педагогический совет создается во всех дошкольных образовательных организациях при наличии не менее 3 педагогических работников.

6. Для общественного управления дошкольной образовательной организацией в дошкольной образовательной организации может создаваться попечительский совет, деятельность которого определяется законом.

(В редакции Закона КР от 30 мая 2014 года N 82)

Статья 11. Основные задачи государственных органов управления системой дошкольного образования

Основными задачами государственных органов управления системой дошкольного образования являются:

- реализация государственной политики в сфере дошкольного образования;

- осуществление, в пределах своих полномочий, нормативно-правового регулирования отношений в системе дошкольного образования;

- разработка и утверждение в установленном порядке государственных нормативов финансового, материального обеспечения детей и материально-технического оснащения дошкольных образовательных организаций;

- мониторинг деятельности и результатов дошкольного образования в соответствии с Госстандартом дошкольного образования;

- организация научно-методического обеспечения дошкольного образования, внедрение в практику достижений науки, передового опыта, новейших педагогических технологий;

- обеспечение соблюдения дошкольными образовательными организациями законов и иных нормативных правовых актов в сфере дошкольного образования;

- ведение учета детей дошкольного возраста;

- осуществление международного сотрудничества в системе дошкольного образования в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

- предоставление образовательных услуг по вопросам подготовки и переподготовки, повышения квалификации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Статья 12. Государственный контроль за деятельностью дошкольных образовательных организаций

1. Государственный контроль за деятельностью дошкольных образовательных организаций осуществляется с целью обеспечения реализации единой государственной политики в сфере дошкольного образования.

2. Государственный контроль за деятельностью дошкольных образовательных организаций осуществляют уполномоченный государственный орган управления образованием Кыргызской Республики, другие уполномоченные государственные органы.

3. Основной формой государственного контроля за деятельностью дошкольных образовательных организаций является мониторинг деятельности и результатов дошкольного образования в соответствии с Госстандартом дошкольного образования.

Глава 4
Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации и научно-методическое обеспечение системы дошкольного образования

Статья 13. Планирование работы дошкольной образовательной организации

1. Дошкольные образовательные организации независимо от подчинения и формы собственности обязаны составлять план работы на учебный год.

2. План работы дошкольной образовательной организации подлежит согласованию с уполномоченным государственным органом управления образованием соответствующего уровня.

Статья 14. Педагогическая нагрузка работников сферы дошкольного образования

Педагогическая нагрузка воспитателей (педагогов) государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций определяется типовыми нормативами, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики, а в частных дошкольных образовательных организациях - уставом данной организации.

Статья 15. Научно-методическое обеспечение системы дошкольного образования

Научно-методическое обеспечение системы дошкольного образования осуществляют уполномоченный государственный орган управления образованием, подчиненные ему научно-методические учреждения и высшие учебные заведения педагогического профиля.

Статья 16. Задачи научно-методического обеспечения системы дошкольного образования

Задачами научно-методического обеспечения системы дошкольного образования являются:

- разработка и внедрение программно-методической базы дошкольного образования, государственных стандартов;

- создание учебно-методических и учебно-наглядных пособий, соответствующих образовательным программам;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- организация сотрудничества дошкольных образовательных организаций с другими учебными заведениями для повышения эффективности программно-методического обеспечения;

- мониторинг и анализ состояния образовательной работы и уровня развития детей в соответствии с задачами дошкольного образования;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников системы дошкольного образования (обязательны для всех видов дошкольных образовательных организаций, независимо от форм собственности);

- просветительская деятельность по вопросам дошкольного образования в средствах массовой информации.

Глава 5
Участники педагогического процесса системы дошкольного образования. Их права, обязанности, социальная защита

Статья 17. Участники педагогического процесса

Участниками педагогического процесса в сфере дошкольного образования являются:

- дети дошкольного возраста;

- педагогические работники дошкольных образовательных организаций;

- помощники воспитателей и няни в домах ребенка, яслях и яслях-садах и других дошкольных образовательных организациях;

- медицинские работники дошкольных образовательных организаций;

- родители (законные представители);

- родители-воспитатели детских домов семейного типа;

- физические лица, предоставляющие образовательные услуги в сфере дошкольного образования в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 18. Права ребенка в сфере дошкольного образования

Ребенок имеет гарантированные государством права:

- на получение дошкольного образования;

- на безопасные для его здоровья условия содержания, обучения, воспитания, развития и ухода;

- на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, моральному и духовному развитию;

- на бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях;

- на защиту от любых форм эксплуатации и действий, наносящих вред его здоровью, а также от физического и психологического насилия, унижения его достоинства.

Статья 19. Социальная защита детей дошкольного возраста

1. Государство обеспечивает социальную защиту и поддержку детей дошкольного возраста, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей со специальными нуждами, а также детей из малообеспеченных семей.

2. Детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, гарантировано право на сохранение родственных отношений, бесплатное содержание и образование в государственных, муниципальных дошкольных образовательных организациях, а также на защиту их личных, имущественных прав в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Детям со специальными нуждами гарантировано право на посещение государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций с гибким режимом работы, а также содержание и образование в них за счет государства.

4. Дети со специальными нуждами обеспечиваются необходимыми средствами и социальными услугами для удовлетворения их потребностей в уходе, обучении и развитии в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

5. Не допускается проведение тестирования и различных видов исследований воспитанников дошкольных образовательных организаций, не предусмотренных Госстандартом дошкольного образования, без согласия их родителей (законных представителей).

6. Не допускается тестирование детей дошкольного возраста при поступлении в общеобразовательные организации.

Статья 20. Социальная защита работников дошкольных образовательных организаций

1. Педагогические работники дошкольных образовательных организаций по статусу приравниваются к учителям начального образования.

2. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 8 августа 2011 года N 150)

3. Работникам системы дошкольного образования в обязательном порядке ежегодно проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование в государственных лечебно-профилактических учреждениях.

4. Педагогические работники дошкольных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельской местности, обеспечиваются наравне с членами крестьянских и фермерских хозяйств земельным наделом, недвижимостью и иным имуществом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Дошкольные образовательные организации могут самостоятельно устанавливать надбавки и доплаты педагогическим работникам из спонсорских средств по согласованию с попечительским советом или общественным объединением в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

6. Органы местного самоуправления вправе устанавливать другие виды надбавок, доплат и премировать работников дошкольных образовательных организаций.

(В редакции Закона КР от 8 августа 2011 года N 150)

Статья 21. Медицинское обслуживание детей в дошкольной образовательной организации

1. Организация бесплатного медицинского обслуживания детей в системе дошкольного образования осуществляется учреждениями уполномоченного органа здравоохранения соответствующего уровня в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. В дошкольных образовательных организациях ребенку предоставляется первая медицинская помощь на бесплатной основе, которая осуществляется медицинскими работниками, входящими в штат этой дошкольной организации, или медицинскими работниками соответствующих учреждений здравоохранения в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

3. Органы здравоохранения соответствующего уровня совместно с органами управления образованием соответствующего уровня ежегодно обеспечивают проведение бесплатного медицинского осмотра детей, контролируют и несут ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм и осуществление лечебно-профилактических мероприятий в дошкольных образовательных организациях.

Статья 22. Организация питания детей в дошкольной образовательной организации

1. Дети, посещающие дошкольную образовательную организацию, обеспечиваются безопасными доброкачественными продуктами питания.

2. Натуральный набор продуктов питания для детей дошкольного возраста определяется Правительством Кыргызской Республики.

3. Организация и ответственность за питание детей в дошкольных образовательных организациях возлагаются на руководителя дошкольной образовательной организации, уполномоченные государственные органы управления образованием и здравоохранением соответствующих уровней, органы местного самоуправления.

4. Контроль и государственный надзор за качеством питания в дошкольных образовательных организациях возлагаются на соответствующие органы управления здравоохранением и образованием.

Статья 23. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) имеют право:

- выбирать дошкольную образовательную организацию и форму получения ребенком дошкольного образования;

- обращаться в соответствующие органы управления образованием по вопросам обучения, воспитания, развития и ухода за детьми;

- защищать законные интересы и права своих детей.

2. Родители (законные представители) обязаны:

- заложить основы физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка, нести ответственность за получение детьми дошкольного образования;

- обеспечивать условия для получения детьми дошкольного образования в любой форме;

- создавать надлежащие условия для развития природных задатков, наклонностей и способностей детей, заботиться о их психическом состоянии и физическом здоровье;

- воспитывать, обучать и развивать ребенка в семье;

- уважать достоинство ребенка;

- воспитывать у ребенка трудолюбие, уважительное отношение к старшим по возрасту, государственному, официальному и родному языкам, народным традициям и обычаям;

- принимать участие в развитии (сооплате) дошкольной образовательной организации.

Глава 6
Финансово-хозяйственная деятельность дошкольной образовательной организации

Статья 24. Финансово-хозяйственная деятельность дошкольной образовательной организации

1. Финансирование государственных, муниципальных дошкольных образовательных организаций осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Порядок исчисления и взимания платы за содержание детей в дошкольных образовательных организациях утверждается в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

3. Дошкольные образовательные организации вправе оказывать дополнительные платные образовательные (выше стандарта) и оздоровительные услуги, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики.

4. Дошкольные образовательные организации имеют право выделять средства на организацию кружков, клубов, спортивных и других объединений.

5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью дошкольных образовательных организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Глава 7
Ответственность в сфере дошкольного образования

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства о дошкольном образовании

1. Лица, виновные в нарушении законодательства о дошкольном образовании, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

2. Невыполнение частными дошкольными учебными организациями, юридическими или физическими лицами, предоставляющими образовательные услуги в сфере дошкольного образования, задач дошкольного образования является основанием для лишения их лицензии.

3. Лишение лицензии обусловливает ликвидацию или реорганизацию дошкольной образовательной организации.

Глава 8
Заключительные положения

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Опубликован в газете "Эркинтоо" от 10 июля 2009 года N 57-58

2. Правительству Кыргызской Республики в течение года привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Кыргызской Республики

 

К.Бакиев

 

 

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики

 

30 апреля 2009 года